1 сентября в Усть-Каменогорске рухнул один из центральных пролётов автомобильного моста через р. Ульба. На следующий день — шквал вопросов. И главный из них: почему, если «два года ремонтировали, вложили свыше 600 млн тенге», он всё равно не выдержал? Тогда только по счастливой случайности обошлось без жертв. Но так ли это? Orda.kz разбиралась, что произошло и кто виноват.
Логистика проезда в промзону Усть-Каменогорска была нарушена, вместе с обрушением пролёта моста длиной 16 м 20 см произошёл и порыв водопровода. Фактически смыло бюджетные деньги, направленные на ремонт моста после предыдущего разрушения опор. Получается, что жертвы всё-таки есть, и это граждане, которые платят налоги.
«Мы уже пригласили из Алматы специалистов, которые дадут оценку в целом. Но огорчает то, что здесь был ремонт в течение двух лет, 600 миллионов тенге освоили», заявил аким Усть-Каменогорска Алмат Акышов в день ЧП с мостом.
Аким сказал, что виновные должны быть наказаны. А мост пообещали отремонтировать за пару месяцев. Однако время шло, подрядчик пилил ветки у основания моста для устранения водного затора, а общественность стала требовать возбуждения уголовного дела.
Только спустя пять дней прокуратура города выступила с заявлением о проверке и уголовном деле, которое завели по ст. 278 ч. 2 УК РК — «Недоброкачественное строительство».
«Истребованы и внимательно изучаются все документы, касающиеся работ по ремонту и последующей эксплуатации мостового сооружения на предмет их соответствия требованиям действующего законодательства. По материалам проверки назначен ряд технических и финансово-экономических экспертиз, опрашивают должностных лиц, устанавливают иные обстоятельства, предшествовавшие инциденту. Для выяснения фактических причин происшествия прокуратура города обследует мостовой переход с привлечением специалистов научно-исследовательского института»,сообщил Диас Сайранканов, прокурор отдела по защите общественных интересов прокуратуры г. Усть-Каменогорска.
А за чей счёт приглашены специалисты из Алматы и представители НИИ? Надеемся, все издержки оплатят виновные. Мы попытались выяснить, что произошло.
Подрядчик, отремонтировавший мост до разрушения, — ТОО «LLC ASIA». На портале государственных закупок всплыли о нём интересные подробности.
По данным портала госзакупок (заказчик — ГУ «Отдел ЖКХ, пассажирского транспорта и автомобильных дорог г. Усть-Каменогорска», БИН 050140000903), с ТОО «LLC ASIA» (БИН 080340016010) (БИН заказчика и поставщика подтверждаются открытыми реестрами) в 2023–2025 гг. заключили шесть договоров «из одного источника», в том числе на «ремонтно-восстановительные работы по ликвидации последствий ЧС» и подготовительные работы. Если смотреть на цепочку контрактов, сумма заметно толстеет. Суммарно на ремонт выделено более 1 миллиарда 233 миллионов тенге, что в долларах около 22 80 109, то есть примерно вдвое больше публично упоминаемых «600 млн тенге».
Средства выделялись из районного бюджета города областного значения. И снова вопрос: почему везде фигурирует 600 миллионов, а не 1,2 миллиарда? Зачем и кому выгодно занижать реальные данные из официальных источников? Не менее любопытен и тот факт, что сроки реализации по данным актов выполненных работ были практически молниеносные.
Радует такое стремительное выполнение работ? Или же это всё-таки предоплата, вот такая волшебная, на год вперёд?
Ещё хотелось бы уточнить одну деталь: на портале госзакупок договор от 2024.02.09 до сих пор числится частично исполненным, однако оплата произведена в полной мере, да и сроки исполнения датируются в договоре до 29 февраля 2024 года, а на дворе уже сентябрь 2025-го. Но вот ЧТО частично не исполнено, пока остаётся загадкой.
Согласно госзаказу, подрядчик выполнил ремонт практически всех опор с 3-й по 11-ю. И судя по подписанным актам, принятие было завизировано подписью заместителя руководителя ГУ «Отдел ЖКХ пассажирского транспорта и автомобильных дорог города Усть-Каменогорска» Е. Б. Ибраевым (ну или очень похожей подписью).
Можно только порадоваться за исполнителя госзаказа, ведь никаких задержек с оплатой, а скорость работы молниеносная! Но тогда почему мост рухнул? Конечно, причины сейчас будет выяснять специальная комиссия.
Хотелось бы обратить внимание, что ремонт моста проходил в период правления экс-акима города Жаксылыка Омара (с апреля 2025-го он стал первым заместителем акима ВКО). Судя по записям с его инстаграм-странички, Омар живо откликнулся на проблему со Шнайдеровским мостом в ноябре 2023 года и, можно сказать, взял под личный контроль работы по его восстановлению.