Найти в Дзене
Мир комиксов и кино

Полная хронология Супермена Генри Кавилла внутри киновселенной DC

Фильм Зака Снайдера "Человек из стали" 2013 года, который публика встретила довольно прохладно, появился не на пустом месте. После провала "Супермена 4: В поисках мира" студия Warner Bros. годами пыталась перезапустить франшизу. В какой-то момент Тим Бёртон даже разрабатывал проект "Супермен жив" с Николасом Кейджем в главной роли. В 2006 году студия выпустила "Возвращение Супермена", но фанаты посчитали фильм слишком робкой данью уважения оригинальным картинам 70-х. А супергеройское кино тем временем стремительно менялось. Годом ранее "Бэтмен: Начало" Кристофера Нолана задал новый стандарт качества, дав старт трилогии "Тёмный рыцарь". А Marvel со своими "Мстителями" в 2012-м доказала, насколько успешным может быть формат киновселенной. В попытке догнать КВМ, Warner Bros. и DC поспешили запустить свой аналог, начав именно с нового фильма о Супермене. Курировать проект позвали Кристофера Нолана, но тот уступил режиссёрское кресло Заку Снайдеру, автору успешных экранизаций "300 спартанце
Оглавление

Фильм Зака Снайдера "Человек из стали" 2013 года, который публика встретила довольно прохладно, появился не на пустом месте. После провала "Супермена 4: В поисках мира" студия Warner Bros. годами пыталась перезапустить франшизу. В какой-то момент Тим Бёртон даже разрабатывал проект "Супермен жив" с Николасом Кейджем в главной роли.

В 2006 году студия выпустила "Возвращение Супермена", но фанаты посчитали фильм слишком робкой данью уважения оригинальным картинам 70-х. А супергеройское кино тем временем стремительно менялось. Годом ранее "Бэтмен: Начало" Кристофера Нолана задал новый стандарт качества, дав старт трилогии "Тёмный рыцарь". А Marvel со своими "Мстителями" в 2012-м доказала, насколько успешным может быть формат киновселенной.

В попытке догнать КВМ, Warner Bros. и DC поспешили запустить свой аналог, начав именно с нового фильма о Супермене. Курировать проект позвали Кристофера Нолана, но тот уступил режиссёрское кресло Заку Снайдеру, автору успешных экранизаций "300 спартанцев" и "Хранителей". Снайдер и выбрал на роль Генри Кавилла - актёра, который стал центральной фигурой на мрачном и запутанном пути DCU к "Лиге справедливости" и её неминуемому краху.

Давайте вспомним, как развивалась история Супермена Кавилла внутри киновселенной.

Падение Криптона

-2

История Супермена, в отличие от многих других героев, удивительно постоянна с самого его появления в "Action Comics #1" в 1938 году. Детали могли меняться, но основа сюжета оставалась незыблемой: есть Криптон - высокоразвитая цивилизация на грани катастрофы, и планета вот-вот взорвётся. Джор-Эл, ведущий учёный Криптона, строит ракету, чтобы отправить своего человекоподобного сына Кал-Эла на Землю и спасти его от гибели.

В некоторых вариациях, например, в ориджине Джона Бёрна после "Кризиса", Кал-Эл находится в ракете в матрице рождения и технически рождается уже на Земле после крушения.

Этой же классической схемы придерживается и "Человек из стали". Джор-Эл в исполнении Рассела Кроу предупреждает Высший совет, что добыча ископаемых из ядра обрекла планету на гибель, и времени на спасение нет. И хотя Джор-Элу и его жене удаётся отправить сына к звёздам, самого учёного убивает генерал Зод во время попытки военного переворота. Вскоре после этого Криптон взрывается - родной мир Супермена уничтожен.

Кал-Эл терпит крушение в Смолвиле и воспитывается Кентами

-3

Как и в каноне, ракета Кал-Эла приземляется в вымышленном канзасском городке Смолвиль, где его находит и усыновляет добрая фермерская пара - Джонатан и Марта Кент.

Однако, в отличие от классического "Супермена" 1978 года, Зак Снайдер выстраивает историю нелинейно - в духе того, как Нолан подошёл к происхождению Бэтмена. Мы не видим саму сцену находки, фильм лишь намекает на неё. В одном из флешбэков юный Кларк спасает тонущий школьный автобус, демонстрируя сверхсилу. Но когда о его подвиге становится известно, приёмный отец устраивает ему нагоняй. Джонатан внушает Кларку, что тот должен скрывать свои способности, ведь мир может их испугаться.

Марта, напротив, играет ключевую роль в его становлении - настолько, что её образ станет центральным в сюжете "Бэтмена против Супермена". И в "Человеке из стали" мы видим предпосылки к этому: она - единственный человек, способный одним лишь голосом успокоить бушующие сверхчувства Кларка.

Джонатан Кент жертвует собой, чтобы защитить тайну Кларка

-4

"Человек из стали" вольно обходится с каноном, и одно из самых спорных решений касается судьбы Джонатана Кента. В большинстве историй приёмный отец видит, как Кларк становится Суперменом. Но Снайдер меняет правила: здесь Джонатан погибает в торнадо, когда Кларк ещё подросток, сознательно идя на смерть, чтобы сохранить секрет сына.

Эта жертва становится лейтмотивом всего фильма, который постоянно задаёт вопрос: а стоит ли человечество того, чтобы его спасать? Тема раскрывается во всём: в школьной травле, в искушении от Зода, который предлагает Кларку возродить Криптон, и в откровенном недоверии со стороны военных. Всё это лишь подтверждает худшие страхи Джонатана.

Поэтому в роковой момент он выбирает смерть - лишь бы его сын не раскрыл свою природу, использовав суперскорость на глазах у толпы. Эта трагедия оставляет глубокий шрам в душе Кларка, во многом определяя его как героя.

Взрослый Кларк Кент становится скитальцем

-5

Годы спустя после смерти отца Кларк Кент пускается в странствия, чтобы найти себя. Он помнит слова Джонатана: "Ты изменишь мир". Но что это значит для него? Он бежит от своей судьбы или пытается её принять? Скорее первое.

Позже он признаётся Лоис Лейн, что унаследовал отцовский страх: мир может не принять его, если узнает правду. Этот страх заставляет Кларка скрываться.

Мы застаём его в скитаниях: он работает то на рыболовецком судне, то барменом, где силой воли сдерживает гнев на пьяного дальнобойщика. В конце концов, его путь приводит его на канадскую военную базу. Там военные изучают древний криптонский корабль, разбившийся на Земле много веков назад - задолго до прибытия Кларка или Зода. Именно там, на борту этого корабля, он встречает и спасает журналистку Лоис Лейн.

Генерал Зод находит Землю и бросает вызов Кларку

-6

В последние дни Криптона, когда правящая элита своей хищнической добычей ресурсов уже обрекла планету на гибель, генерал Зод предпринимает отчаянную попытку спасения - военный переворот. Ему противостоит Джор-Эл, его бывший союзник, который считает мятеж бессмысленным. Вместо этого он заключает генетический кодекс всей криптонской расы в ДНК своего сына Кал-Эла - первого за многие века ребёнка, рождённого естественным путём. И хотя ракета успевает стартовать, Зод убивает Джор-Эла, что стало ещё одним отступлением от классической истории.

Мятеж Зода проваливается. Его вместе с соратниками ссылают в Фантомную Зону, но он успевает поклясться, что найдёт мальчика. Когда Криптон взрывается, узники оказываются на свободе и годами дрейфуют в космосе. Спустя десятилетия на Земле Кларк находит древний корабль-разведчик, случайно активирует маяк и тем самым выводит тюремный корабль Зода прямо на курс к своему новому дому.

Супермен сражается с генералом Зодом и убивает его

-7

Генерала Зода ведёт одна цель - возродить Криптон. Ради этого он и поднял мятеж, виня во всём продажное руководство старого мира. Узнав, что Джор-Эл закодировал генетический фонд всей расы в крови Кал-Эла, Зод захватывает Супермена, чтобы извлечь его. План злодея включает и терраформирование: он собирается обрушить на Землю "Мировой Двигатель", превратив её в новый Криптон.

Для Кларка такой выбор невозможен. Их схватка превращает центр Метрополиса в руины. Финал трагичен: Зод готовится испепелить лазерами беззащитную семью, и Супермен, видя, что другого способа остановить его нет, сворачивает ему шею.

По замыслу сценариста Дэвида С. Гойера, этот шокирующий момент должен был объяснить абсолютное неприятие убийства у Супермена в будущем. Но решение осталось спорным. Пусть и в комиксах были подобные прецеденты, многие зрители задались вопросом: неужели не было иного выхода, особенно после того, как их битва уже стоила городу сотен жизней?

Супермен проигрывает битву Бэтмену

-8

Финал "Человека из стали" с его колоссальными разрушениями и гибелью тысяч мирных жителей оттолкнул многих зрителей. Создатели фильма явно приняли критику близко к сердцу: они сделали последствия той битвы отправной точкой для сиквела "Бэтмен против Супермена". Фильм начинается с того, что Брюс Уэйн беспомощно наблюдает за схваткой криптонцев с земли, видя, как рушатся его здания и гибнут его сотрудники.

Эта травма превращается в одержимость. Брюс видит в Супермене не спасителя, а угрозу планетарного масштаба. Он крадёт у Лекса Лютора криптонит, создаёт бронекостюм и бросает вызов богу. И почти побеждает. Он заносит криптонитовое копьё для последнего удара, но останавливается, когда слышит имя: "Спаси Марту".

Имя его собственной матери из уст "пришельца" ломает его броню и ярость. В этот момент Брюс видит в Супермене не монстра, а сына, пытающегося спасти свою мать. Для него это шанс метафорически искупить собственную трагедию и спасти ту, кого он не смог уберечь в детстве.

Думсдэй убивает Супермена

-9

По законам жанра, схватка хороших парней заканчивается их объединением против общего врага - Лекса Лютора. Именно он всё это время дёргал за ниточки. Лютор не только завладел криптонитом с места падения "Мирового Двигателя", но и получил доступ к телу Зода и криптонским технологиям.

Когда его план натравить Бэтмена на Супермена проваливается, Лютор идёт ва-банк: с помощью камеры рождения он воскрешает Зода в виде чудовищного серого монстра. Его имя - Думсдэй.

Это прямая отсылка к культовому комиксу "Смерть Супермена". И пусть экранный Думсдэй отличается от оригинала, его задача та же - убить Человека из стали. И он с ней справляется.

Гибель Супермена становится шоком для всех: для Чудо-женщины, едва успевшей присоединиться к битве, и особенно для Бэтмена, который всего пару часов назад сам хотел его убить. Но самый сокрушительный удар смерть Кларка наносит Лоис Лейн, ведь именно в этот момент она узнаёт, что он собирался сделать ей предложение.

Лига Справедливости воскрешает Супермена

-10

Действие "Лиги справедливости" начинается в мире без Супермена. И это мрачный мир: преступность растёт, надежда угасает, хаос медленно поглощает города. Но жертва Супермена не была напрасной: она вернула веру сломленному Бэтмену.

Именно он первым узнаёт о новой угрозе - вторжении из другого измерения. Его возглавляет Степной Волк, прислужник космического тирана Дарксайда. Бэтмен и Чудо-женщина пытаются собрать команду металюдей, но на их призыв откликается лишь юный и восторженный Флэш.

Даже втроём им не одолеть захватчика. Остаётся лишь один, безумный план: выкопать тело Кларка и попытаться воскресить его с помощью криптонских технологий. План срабатывает, но возвращается не тот Супермен, которого они знали. Дезориентированный и яростный, он в одиночку раскидывает всю команду. Остановить его удаётся лишь Лоис Лейн. Одного её присутствия хватает, чтобы Кларк пришёл в себя.

Супермен присоединяется к Лиге Справедливости

-11

После своего драматичного пробуждения Супермен проводит время на ферме детства с матерью и Лоис Лейн, где приходит в себя и вновь обретает любовь к Земле и человечеству. После этого он немедленно решает снова надеть свой сине-красный костюм и лететь в Чернобыль, где Степной Волк и его армия парадемонов готовятся соединить три Материнских Куба и уничтожить мир.

К его прибытию остальные члены Лиги уже на пределе сил и почти проигрывают. К счастью, врывается Супермен и обрушивает на Волка всю свою мощь. Затем, спасая гражданских, он целиком переносит здание в безопасное место, помогает Киборгу разделить Материнские Кубы и спасает мир.

Фильм заканчивается тем, что Бэтмен выкупает ферму Кентов, которую за это время отобрали за долги, а Супермен присоединяется к нему и Чудо-женщине в разрушенном поместье Уэйнов. Предполагалось, что оно станет новой штаб-квартирой Лиги Справедливости для будущих сиквелов, но они так и не вышли и вряд ли когда-либо выйдут. Последний кадр фильма - Супермен и Флэш наперегонки несутся к экрану, воссоздавая культовую обложку комикса, где они соревнуются за звание самого быстрого человека на свете.

Супермен становится цепным псом правительства

-12

Последним, скорее всего, появлением Супермена Генри Кавилла стала сцена после титров в "Чёрном Адаме". В конце фильма Чёрный Адам сидит на своём троне, и его посещает высокотехнологичный дрон, проецирующий голограмму правительственного агента Аманды Уоллер. На дерзкий ответ Адама, что на Земле ему нет равных, она парирует, что всегда может позвать кого-то не с Земли. Адам в ярости сжигает дрон.

И тогда под бессмертную тему Джона Уильямса из дыма выходит он.

Момент, который должен был взорвать фанатские сердца, оставляет горькое послевкусие. Супермен здесь - не символ надежды, а правительственный инструмент, присланный приструнить неугодного. В культовом "Возвращении Тёмного рыцаря" Фрэнка Миллера такой образ работал на создание антиутопии, показывая моральное падение мира. Здесь же, вырванный из контекста, он выглядит просто… мелко. И это грустный финал для великого героя.

Постапокалипсис

-13

Впрочем, камео в "Чёрном Адаме" - не финал истории. Есть ещё и жуткое пророчество о будущем, где Супермен становится карающей десницей тирана Дарксайда после трагической гибели Лоис Лейн.

Это пугающее видение Бэтмену посылает Флэш из будущего, в отчаянии крича, что он прибыл "слишком рано". В видении из "Бэтмена против Супермена", названном "Сцена Кошмара", Бэтмен носит коричневый плащ поверх своего костюма, а затем попадает в плен к армии парадемонов и последователей Супермена.

Зак Снайдер развил эту линию в режиссёрской версии "Лиги справедливости". Он не только показал, как Киборг видит падение Супермена на тёмную сторону, но и добавил в финал новую, развёрнутую сцену этого кошмара. Теперь по выжженной земле вместе с Бэтменом идут обросший Флэш, Киборг, Мера, Дефстроук и даже Джокер в исполнении Джареда Лето. Их цель - выжить в мире, где главной угрозой стал мстительный, сломленный Супермен.