Фильм Зака Снайдера "Человек из стали" 2013 года, который публика встретила довольно прохладно, появился не на пустом месте. После провала "Супермена 4: В поисках мира" студия Warner Bros. годами пыталась перезапустить франшизу. В какой-то момент Тим Бёртон даже разрабатывал проект "Супермен жив" с Николасом Кейджем в главной роли.
В 2006 году студия выпустила "Возвращение Супермена", но фанаты посчитали фильм слишком робкой данью уважения оригинальным картинам 70-х. А супергеройское кино тем временем стремительно менялось. Годом ранее "Бэтмен: Начало" Кристофера Нолана задал новый стандарт качества, дав старт трилогии "Тёмный рыцарь". А Marvel со своими "Мстителями" в 2012-м доказала, насколько успешным может быть формат киновселенной.
В попытке догнать КВМ, Warner Bros. и DC поспешили запустить свой аналог, начав именно с нового фильма о Супермене. Курировать проект позвали Кристофера Нолана, но тот уступил режиссёрское кресло Заку Снайдеру, автору успешных экранизаций "300 спартанцев" и "Хранителей". Снайдер и выбрал на роль Генри Кавилла - актёра, который стал центральной фигурой на мрачном и запутанном пути DCU к "Лиге справедливости" и её неминуемому краху.
Давайте вспомним, как развивалась история Супермена Кавилла внутри киновселенной.
Падение Криптона
История Супермена, в отличие от многих других героев, удивительно постоянна с самого его появления в "Action Comics #1" в 1938 году. Детали могли меняться, но основа сюжета оставалась незыблемой: есть Криптон - высокоразвитая цивилизация на грани катастрофы, и планета вот-вот взорвётся. Джор-Эл, ведущий учёный Криптона, строит ракету, чтобы отправить своего человекоподобного сына Кал-Эла на Землю и спасти его от гибели.
В некоторых вариациях, например, в ориджине Джона Бёрна после "Кризиса", Кал-Эл находится в ракете в матрице рождения и технически рождается уже на Земле после крушения.
Этой же классической схемы придерживается и "Человек из стали". Джор-Эл в исполнении Рассела Кроу предупреждает Высший совет, что добыча ископаемых из ядра обрекла планету на гибель, и времени на спасение нет. И хотя Джор-Элу и его жене удаётся отправить сына к звёздам, самого учёного убивает генерал Зод во время попытки военного переворота. Вскоре после этого Криптон взрывается - родной мир Супермена уничтожен.
Кал-Эл терпит крушение в Смолвиле и воспитывается Кентами
Как и в каноне, ракета Кал-Эла приземляется в вымышленном канзасском городке Смолвиль, где его находит и усыновляет добрая фермерская пара - Джонатан и Марта Кент.
Однако, в отличие от классического "Супермена" 1978 года, Зак Снайдер выстраивает историю нелинейно - в духе того, как Нолан подошёл к происхождению Бэтмена. Мы не видим саму сцену находки, фильм лишь намекает на неё. В одном из флешбэков юный Кларк спасает тонущий школьный автобус, демонстрируя сверхсилу. Но когда о его подвиге становится известно, приёмный отец устраивает ему нагоняй. Джонатан внушает Кларку, что тот должен скрывать свои способности, ведь мир может их испугаться.
Марта, напротив, играет ключевую роль в его становлении - настолько, что её образ станет центральным в сюжете "Бэтмена против Супермена". И в "Человеке из стали" мы видим предпосылки к этому: она - единственный человек, способный одним лишь голосом успокоить бушующие сверхчувства Кларка.
Джонатан Кент жертвует собой, чтобы защитить тайну Кларка
"Человек из стали" вольно обходится с каноном, и одно из самых спорных решений касается судьбы Джонатана Кента. В большинстве историй приёмный отец видит, как Кларк становится Суперменом. Но Снайдер меняет правила: здесь Джонатан погибает в торнадо, когда Кларк ещё подросток, сознательно идя на смерть, чтобы сохранить секрет сына.
Эта жертва становится лейтмотивом всего фильма, который постоянно задаёт вопрос: а стоит ли человечество того, чтобы его спасать? Тема раскрывается во всём: в школьной травле, в искушении от Зода, который предлагает Кларку возродить Криптон, и в откровенном недоверии со стороны военных. Всё это лишь подтверждает худшие страхи Джонатана.
Поэтому в роковой момент он выбирает смерть - лишь бы его сын не раскрыл свою природу, использовав суперскорость на глазах у толпы. Эта трагедия оставляет глубокий шрам в душе Кларка, во многом определяя его как героя.
Взрослый Кларк Кент становится скитальцем
Годы спустя после смерти отца Кларк Кент пускается в странствия, чтобы найти себя. Он помнит слова Джонатана: "Ты изменишь мир". Но что это значит для него? Он бежит от своей судьбы или пытается её принять? Скорее первое.
Позже он признаётся Лоис Лейн, что унаследовал отцовский страх: мир может не принять его, если узнает правду. Этот страх заставляет Кларка скрываться.
Мы застаём его в скитаниях: он работает то на рыболовецком судне, то барменом, где силой воли сдерживает гнев на пьяного дальнобойщика. В конце концов, его путь приводит его на канадскую военную базу. Там военные изучают древний криптонский корабль, разбившийся на Земле много веков назад - задолго до прибытия Кларка или Зода. Именно там, на борту этого корабля, он встречает и спасает журналистку Лоис Лейн.
Генерал Зод находит Землю и бросает вызов Кларку
В последние дни Криптона, когда правящая элита своей хищнической добычей ресурсов уже обрекла планету на гибель, генерал Зод предпринимает отчаянную попытку спасения - военный переворот. Ему противостоит Джор-Эл, его бывший союзник, который считает мятеж бессмысленным. Вместо этого он заключает генетический кодекс всей криптонской расы в ДНК своего сына Кал-Эла - первого за многие века ребёнка, рождённого естественным путём. И хотя ракета успевает стартовать, Зод убивает Джор-Эла, что стало ещё одним отступлением от классической истории.
Мятеж Зода проваливается. Его вместе с соратниками ссылают в Фантомную Зону, но он успевает поклясться, что найдёт мальчика. Когда Криптон взрывается, узники оказываются на свободе и годами дрейфуют в космосе. Спустя десятилетия на Земле Кларк находит древний корабль-разведчик, случайно активирует маяк и тем самым выводит тюремный корабль Зода прямо на курс к своему новому дому.
Супермен сражается с генералом Зодом и убивает его
Генерала Зода ведёт одна цель - возродить Криптон. Ради этого он и поднял мятеж, виня во всём продажное руководство старого мира. Узнав, что Джор-Эл закодировал генетический фонд всей расы в крови Кал-Эла, Зод захватывает Супермена, чтобы извлечь его. План злодея включает и терраформирование: он собирается обрушить на Землю "Мировой Двигатель", превратив её в новый Криптон.
Для Кларка такой выбор невозможен. Их схватка превращает центр Метрополиса в руины. Финал трагичен: Зод готовится испепелить лазерами беззащитную семью, и Супермен, видя, что другого способа остановить его нет, сворачивает ему шею.
По замыслу сценариста Дэвида С. Гойера, этот шокирующий момент должен был объяснить абсолютное неприятие убийства у Супермена в будущем. Но решение осталось спорным. Пусть и в комиксах были подобные прецеденты, многие зрители задались вопросом: неужели не было иного выхода, особенно после того, как их битва уже стоила городу сотен жизней?
Супермен проигрывает битву Бэтмену
Финал "Человека из стали" с его колоссальными разрушениями и гибелью тысяч мирных жителей оттолкнул многих зрителей. Создатели фильма явно приняли критику близко к сердцу: они сделали последствия той битвы отправной точкой для сиквела "Бэтмен против Супермена". Фильм начинается с того, что Брюс Уэйн беспомощно наблюдает за схваткой криптонцев с земли, видя, как рушатся его здания и гибнут его сотрудники.
Эта травма превращается в одержимость. Брюс видит в Супермене не спасителя, а угрозу планетарного масштаба. Он крадёт у Лекса Лютора криптонит, создаёт бронекостюм и бросает вызов богу. И почти побеждает. Он заносит криптонитовое копьё для последнего удара, но останавливается, когда слышит имя: "Спаси Марту".
Имя его собственной матери из уст "пришельца" ломает его броню и ярость. В этот момент Брюс видит в Супермене не монстра, а сына, пытающегося спасти свою мать. Для него это шанс метафорически искупить собственную трагедию и спасти ту, кого он не смог уберечь в детстве.
Думсдэй убивает Супермена
По законам жанра, схватка хороших парней заканчивается их объединением против общего врага - Лекса Лютора. Именно он всё это время дёргал за ниточки. Лютор не только завладел криптонитом с места падения "Мирового Двигателя", но и получил доступ к телу Зода и криптонским технологиям.
Когда его план натравить Бэтмена на Супермена проваливается, Лютор идёт ва-банк: с помощью камеры рождения он воскрешает Зода в виде чудовищного серого монстра. Его имя - Думсдэй.
Это прямая отсылка к культовому комиксу "Смерть Супермена". И пусть экранный Думсдэй отличается от оригинала, его задача та же - убить Человека из стали. И он с ней справляется.
Гибель Супермена становится шоком для всех: для Чудо-женщины, едва успевшей присоединиться к битве, и особенно для Бэтмена, который всего пару часов назад сам хотел его убить. Но самый сокрушительный удар смерть Кларка наносит Лоис Лейн, ведь именно в этот момент она узнаёт, что он собирался сделать ей предложение.
Лига Справедливости воскрешает Супермена
Действие "Лиги справедливости" начинается в мире без Супермена. И это мрачный мир: преступность растёт, надежда угасает, хаос медленно поглощает города. Но жертва Супермена не была напрасной: она вернула веру сломленному Бэтмену.
Именно он первым узнаёт о новой угрозе - вторжении из другого измерения. Его возглавляет Степной Волк, прислужник космического тирана Дарксайда. Бэтмен и Чудо-женщина пытаются собрать команду металюдей, но на их призыв откликается лишь юный и восторженный Флэш.
Даже втроём им не одолеть захватчика. Остаётся лишь один, безумный план: выкопать тело Кларка и попытаться воскресить его с помощью криптонских технологий. План срабатывает, но возвращается не тот Супермен, которого они знали. Дезориентированный и яростный, он в одиночку раскидывает всю команду. Остановить его удаётся лишь Лоис Лейн. Одного её присутствия хватает, чтобы Кларк пришёл в себя.
Супермен присоединяется к Лиге Справедливости
После своего драматичного пробуждения Супермен проводит время на ферме детства с матерью и Лоис Лейн, где приходит в себя и вновь обретает любовь к Земле и человечеству. После этого он немедленно решает снова надеть свой сине-красный костюм и лететь в Чернобыль, где Степной Волк и его армия парадемонов готовятся соединить три Материнских Куба и уничтожить мир.
К его прибытию остальные члены Лиги уже на пределе сил и почти проигрывают. К счастью, врывается Супермен и обрушивает на Волка всю свою мощь. Затем, спасая гражданских, он целиком переносит здание в безопасное место, помогает Киборгу разделить Материнские Кубы и спасает мир.
Фильм заканчивается тем, что Бэтмен выкупает ферму Кентов, которую за это время отобрали за долги, а Супермен присоединяется к нему и Чудо-женщине в разрушенном поместье Уэйнов. Предполагалось, что оно станет новой штаб-квартирой Лиги Справедливости для будущих сиквелов, но они так и не вышли и вряд ли когда-либо выйдут. Последний кадр фильма - Супермен и Флэш наперегонки несутся к экрану, воссоздавая культовую обложку комикса, где они соревнуются за звание самого быстрого человека на свете.
Супермен становится цепным псом правительства
Последним, скорее всего, появлением Супермена Генри Кавилла стала сцена после титров в "Чёрном Адаме". В конце фильма Чёрный Адам сидит на своём троне, и его посещает высокотехнологичный дрон, проецирующий голограмму правительственного агента Аманды Уоллер. На дерзкий ответ Адама, что на Земле ему нет равных, она парирует, что всегда может позвать кого-то не с Земли. Адам в ярости сжигает дрон.
И тогда под бессмертную тему Джона Уильямса из дыма выходит он.
Момент, который должен был взорвать фанатские сердца, оставляет горькое послевкусие. Супермен здесь - не символ надежды, а правительственный инструмент, присланный приструнить неугодного. В культовом "Возвращении Тёмного рыцаря" Фрэнка Миллера такой образ работал на создание антиутопии, показывая моральное падение мира. Здесь же, вырванный из контекста, он выглядит просто… мелко. И это грустный финал для великого героя.
Постапокалипсис
Впрочем, камео в "Чёрном Адаме" - не финал истории. Есть ещё и жуткое пророчество о будущем, где Супермен становится карающей десницей тирана Дарксайда после трагической гибели Лоис Лейн.
Это пугающее видение Бэтмену посылает Флэш из будущего, в отчаянии крича, что он прибыл "слишком рано". В видении из "Бэтмена против Супермена", названном "Сцена Кошмара", Бэтмен носит коричневый плащ поверх своего костюма, а затем попадает в плен к армии парадемонов и последователей Супермена.
Зак Снайдер развил эту линию в режиссёрской версии "Лиги справедливости". Он не только показал, как Киборг видит падение Супермена на тёмную сторону, но и добавил в финал новую, развёрнутую сцену этого кошмара. Теперь по выжженной земле вместе с Бэтменом идут обросший Флэш, Киборг, Мера, Дефстроук и даже Джокер в исполнении Джареда Лето. Их цель - выжить в мире, где главной угрозой стал мстительный, сломленный Супермен.