Найти в Дзене
Настя Асессорова

Антонис Ван Дейк.

Антонис (Антон) ван Дейк (нидерл. Anthony van Dyck[3]; 22 марта 1599, Антверпен — 9 декабря 1641, Лондон) — фламандский живописец и гравёр, специализировавшийся на портретах[4]. Добился международного признания ещё при жизни. После долгого пребывания в Италии он стал ведущим придворным художником в Англии. Широкую известность ему принесли портреты генуэзской знати и Карла I короля Англии и членов его семьи и двора[5]. Своей непринужденной элегантностью он оказал влияние на английских портретистов, таких как Питер Лели. Помимо портретов, за которые его высоко ценили, он также писал библейские и мифологические сюжеты, вводя некоторые заметные живописные новшества[6]. Антонис Ван Дейк родился в доме в Антверпене, седьмым ребёнком из двенадцати детей богатого торговца текстилем Франсуа Ван Дейка и Марии Кюйперс. Семья состояла из четырёх мальчиков и восьми девочек; трое умерли в младенчестве. Катарина, Мать Антониса умерла 17 апреля 1607 года, после чего в семье начались финансовые проблем
Оглавление

Антонис (Антон) ван Дейк (нидерл. Anthony van Dyck[3]; 22 марта 1599, Антверпен9 декабря 1641, Лондон) — фламандский живописец и гравёр, специализировавшийся на портретах[4]. Добился международного признания ещё при жизни. После долгого пребывания в Италии он стал ведущим придворным художником в Англии. Широкую известность ему принесли портреты генуэзской знати и Карла I короля Англии и членов его семьи и двора[5].

Своей непринужденной элегантностью он оказал влияние на английских портретистов, таких как Питер Лели. Помимо портретов, за которые его высоко ценили, он также писал библейские и мифологические сюжеты, вводя некоторые заметные живописные новшества[6].

Жизнеописание

Ранние годы

Антонис Ван Дейк родился в доме в Антверпене, седьмым ребёнком из двенадцати детей богатого торговца текстилем Франсуа Ван Дейка и Марии Кюйперс. Семья состояла из четырёх мальчиков и восьми девочек; трое умерли в младенчестве. Катарина, Мать Антониса умерла 17 апреля 1607 года, после чего в семье начались финансовые проблемы, апогеем которых стала продажа дома из-за долгов[6][7].

Талант к рисованию проявился у Ван Дейка рано. В 1609 году, будучи десятилетним мальчиком, Антонис поступил в ученики к Хендрику ван Балену, художнику и главному декану художественной гильдии Святого Луки. Обычно обучение длилось три-четыре года. Самый ранний портрет Антониса, изобразившего семидесятилетнего старика, датируется 1613 годом, когда ему было четырнадцать лет. В возрасте пятнадцати или шестнадцати лет он написал свой первый автопортрет. В 1615 году он стал самостоятельным художником, но только в 1618 году официально получил титул «мастера». У него была своя мастерская в доме «Ден Дом ван Сеулен» на улице Ланге Миндербройдерстраат, его многолетним помощником, в том время, являлся художник Герман Серваес[8].

В молодые годы он был одним из любимых помощников Питера Пауля Рубенса, наряду с Якобом Йордансом и некоторыми другими. Ещё до 1617 года Ван Дейк и Рубенс вместе работали над одним из проектом. У Рубенса ван Дейк мог многому научиться: Рубенс знал латынь, был обучен «образцовым манерам», вернулся из Италии широко известным историческим живописцем, был интеллектуально разносторонним и обладал глубокими познаниями в искусстве и литературе античности. Благодаря Рубенсу Ван Дейк получил доступ к международному кругу любителей искусства. В 1620 году Рубенсу было поручено украсить потолок иезуитской церкви Святого Карла Борромео в Антверпене, и Ван Дейк возглавил команду помощников мастера.

В этот первый антверпенский период молодая женщина, о которой мало что известно, родила Антонису Ван Дейку дочь Марию Терезу. Девочку воспитывали его сестры[6].

Около 1620 года Ван Дейк смог сравняться с Рубенсом в техническом плане. Доминирующее социальное и художественное положение Рубенса в Антверпене, может объяснить, почему Ван Дейк провел большую часть своей карьеры в Англии и Италии, оставаться на вторых ролях в родном городе он не желал. В 1620 году он впервые отправился в Англию по инициативе Джорджа Вильерса, герцога Букингемского, и пробыл там четыре месяца, но не был представлен английскому королю Якову I и впоследствии вернулся в Нидерланды[6].

Италия

Автопортрет

В 1621 году он отправился в Италию. На картине XIX века художника Филиппа Жака Ван Бри (1786—1871 годы) из коллекции Дома Рубенса изображен двор Дома Рубенса, и показан отъезд двадцатидвухлетнего талантливого юноши за пределы Родины. Слева на картине — белая вздыбленная лошадь и мавританский слуга, держащий лошадь за поводья. В центральной части картины Рубенс и Ван Дейк смотрят друг другу в глаза. Возможно, лошадь — подарок Рубенса своему ученику. Возможно, лошадь символизирует зрелость/становление Ван Дейка. Дамы в правой части картины выглядят забавно и обе несут на коленях ребёнка. Является ли ван Дейк молодым отцом в то время, остается вопросом[9][10].

По пути в Италию ван Дейк сделал остановку в Завентеме, где написал два полотна для церкви Святого Мартина. По одной из версий, Ван Дейк влюбился в дочь трактирщика в Завентеме, а спустя несколько недель Рубенс получил сообщение из Италии с вопросом, где остановился Ван Дейк, после чего Рубенс отправился в Завентем, чтобы все же показать Ван Дейку дорогу в Италию[10].

В итоге Антонис остался в Италии на шесть лет, посвященных изучению творчества итальянских художников эпохи Возрождения. Там у него была возможность копировать работы некоторых известных художников, особенно Тициана, которым он очень восхищался. Это обучение дало ему основу для будущей успешной карьеры портретиста. Ван Дейк, в отличие от Рубенса, мало интересовался античным искусством, о чём свидетельствует его «Итальянский этюдник». Он не был эрудированным художником в традициях Ренессанса и не открывал для себя всю историю искусства[9].

Антверпен

Он вернулся в Антверпен в 1627 году; его сестра Корнелия умерла незадолго до этого, в сентябре 1627 года. Под впечатлением от ее смерти Ван Дейк составил собственное завещание и вступил в светское братство, основанное иезуитами. Вскоре он стал придворным художником эрцгерцогини Изабеллы и написал её портрет. Аристократы её «аскетичного» двора также давали ему заказы на портреты. За пять лет пребывания в Антверпене он написал множество шедевров, в том числе портреты Марии Луизы де Тассис и однорукого пейзажиста Мартена Райкерта[11]. Он был очень обаятелен по отношению к своим покровителям и, как и Рубенс, умел легко вращаться в аристократических кругах. Ван Дейк дважды ездил в Соединенные провинции, которые находились в состоянии войны с Южными Нидерландами. В Гааге он написал портреты принца Фредерика Генриха Оранского, его жены Амалии ван Сольмс и их сына Виллема. Ван Дейку хорошо платили, и он сам собрал прекрасную коллекцию картин, в том числе работы Тициана[6][12].

Англия

-2

Картина «Король Карл I в трёх ракурсах»

Вскоре репутация успешного художника привлекла внимание английского короля Карла I, который привез его в Англию, где он за короткое время стал очень знаменит. Король использовал Ван Дейка для изображения и продвижения своего видения абсолютной королевской власти. В апреле 1632 года он был посвящен в рыцари (как и Рубенс в 1630 году), стал придворным художником и получал приблизительно 200 фунтов стерлингов в год. На практике многие из его картин были предметом торга с королем, и в течение пяти лет его «пенсия» не выплачивалась. Через некоторое время прибывания в Британии он вступил в контакт с группой придворных-католиков, окружавших королеву, включая Кенельма Дигби и Эндимиона Портера, которые поддерживали его[13].

Ещё в 1630 году Эндимион Портер приобрел полотно художника «Ринальдо и Армида» для Карла I за 78 фунтов — предположительно, это была самая первая картина ван Дейка в английской королевской коллекции. По преданию, именно эта картина натолкнула короля на мысль использовать художника при своем дворе. Портер входил в окружение Джорджа Вильерса (1592—1628), герцога Букингемского, и занимался в основном его художественной коллекцией. Он также был джентльменом королевской опочивальни, или личным помощником Карла I. Рубенс и Орацио Джентилески также входили в круг друзей Портера. Портер и Ван Дейк впервые встретились в 1620 году, во время краткого пребывания Ван Дейка в Лондоне, тогда Бекингем купил картину художника «Великодушие Сципиона». В 1635 году Ван Дейк написал двойной портрет Портера и себя, ныне хранящейся в Музее Прадо в Мадриде[11][13].

В июле 1632 года он был посвящен в рыцари, получив титул сэра. В 1633 году был назначен придворным художником короля. В апреле 1633 года король подарил ему золотую цепь с медалью. Он получал хорошие гонорар за портреты королевской семьи, частный дом со студией в Блэкфрайарсе, ему было разрешено пользоваться Элтхэмским дворцом, а в 1639 году он женился на Мэри, дочери лорда Ратвена. Мэри Рутвен была шотландской католической фрейлиной из окружения королевы[13].

В 1634—1635 годах Ван Дейк провел почти год в Южных Нидерландах, в Антверпене и Брюсселе. Аббат Скалья был его главным покровителем в то время. Потом снова вернулся в Англию

Последние дни

Политическая ситуация в Англии ухудшалась, и когда Рубенс умер в 1640 году, из Антверпена Ван Дейку пришло письмо с просьбой занять его мастерскую, художник раздумывал, но в итоге приглашение не принял. Вскоре он узнал, что французский король Людовик XIII хочет украсить главные галереи Лувра. В январе 1640 года он был в Париже, но к маю вернулся в Лондон. Там он написал двойной портрет детей принцессы Марии Генриетты Стюарт и принца Вильгельма II Оранского по случаю их свадьбы. В октябре он был в Антверпене, а в ноябре снова в Париже, где узнал, что Николя Пуссен и Симон Вуэ получили желанный заказ для оформления Лувра.

В 1641 году живописец заболел во время пребывания в Париже и быстро вернулся в Лондон, где через некоторое время умер в своем доме в Блэкфрайерс (район в лондонском Сити). Маленькой дочери Юстиниане, которую он оставил своей вдове, на тот момент было всего 10 дней. Ван Дейк похоронен в соборе Святого Павла в Лондоне. По приказу короля над его могилой воздвигнут мемориал[14].

В конце жизни художник не писал новых картин он заканчивал только картины, начатые его учениками[6].

Искусство

Творчество ван Дейка оказало огромное влияние на европейское и, прежде всего, на английское искусство. Ван Дейк — лучший и самый известный из учеников Рубенса, он подлинный романтик, сумевший соединить экспрессию стиля барокко, достижения фламандской школы живописи в лице Рубенса, его артистизм, с собственной, также артистичной, манерой, изящной и тонкой техникой письма. «Он проигрывает Рубенсу в мощи воображения, но превосходит его в нюансах колорита, пластике линий и изощрённости валёров. Ван Дейк создал композиционный тип большого парадного портрета, получивший в дальнейшем широкое распространение именно в Англии, например, в творчестве таких антагонистов, какими были Джошуа Рейнолдс и Томас Гейнсборо. Все портреты работы ван Дейка психологичны и отличаются пониманием характера модели и умением выразить её внутреннюю и внешнюю красоту. Природный аристократизм и светская жизнь ван Дейка в Лондоне не помешали его удивительной работоспособности, в которой он уступал лишь Рубенсу, — более полутора тысяч картин, не считая гравюр и рисунков!»[15]. Его творчество оказало влияние на голландского живописца-портретиста Иоаннеса Мейтенса.

Ван Дейк задумал серию гравированных портретов своих современников под названием «Иконография», восемнадцать из них награвировал сам в смешанной технике офорта и резца. Они отличаются артистизмом и виртуозностью штриха. Первое издание «Иконографии» (80 листов) осуществлено в 1632 году в Антверпене. Второе, после кончины художника, — в 1645 году (100 листов). Эту серию многократно переиздавали[16].

По живописным оригиналам ван Дейка работали гравёры Л. Форстерман, П. Понциус, Дж. Гринхилл, С. Болсверт, П. де Йоде. Соперником ван Дейка в Англии был голландец Д. Мейтенс, учениками — У. Добсон и Р. Уокер. Последователями и подражателями — П. Лели, Г. Неллер, Дж. Райли, Дж. Вуттон.

Основные работы

Неизвестная картина

В марте 2011 года в Испании было объявлено о находке неизвестной ранее картины ван Дейка «Дева Мария с младенцем и раскаявшиеся грешники», написанной в 1625 году для герцога Медины-де-лас-Торрес. Картина до 1808 года хранилась в монастыре Эскориал, затем в Королевской академии изящных искусств и до последнего времени считалась копией[17].

Работы художника на аукционе

3 декабря 2024 года аукционный дом Christie’s продал эскиз Антониса ван Дейка за 3,428 млн фунтов стерлингов. На картине изображена белая лошадь в красном седле. Работа выполнена маслом на холсте. Год создания неизвестен[18].

Память

В 1972 году Почта СССР выпустила почтовый блок посвящённый Ван Дейку.