Найти в Дзене
Дикий Журнал

Океаны и человек. Версия 2025

Сегодня опубликовали результаты конкурса подводной фотографии Ocean Geographics - Ocean photographer of the year (OPotY). Да, надо признать, что подобных конкурсов с приставкой "фотограф года" стало очень много. Это сочетание хорошо привлекает аудиторию, причем как в части фотографов-участников, так и в среди разных СМИ. По этому подобное название в значительной степени потеряло свою элитарность. Но конкурс Ocean Geographics в течении последних лет выдерживает выбранный вектор развития и не нарушает собственные правила. И именно эта выдержка и стабильность год от года является признаком хорошего конкурса с серьезными амбициями. На что я обращаю внимание глядя на фотографии финалистов? В первую очередь отсутствие явных перекосов в части фотографий в ту или иную тематику. Обычно это бывает следствием несовершенства механизма выбора и возможностью небольшой части жюри оказывать существенное влияние на результат. (Проще говоря когда один-два человека могут продавливать свои решения). Фо

Сегодня опубликовали результаты конкурса подводной фотографии Ocean Geographics - Ocean photographer of the year (OPotY). Да, надо признать, что подобных конкурсов с приставкой "фотограф года" стало очень много. Это сочетание хорошо привлекает аудиторию, причем как в части фотографов-участников, так и в среди разных СМИ. По этому подобное название в значительной степени потеряло свою элитарность.

Но конкурс Ocean Geographics в течении последних лет выдерживает выбранный вектор развития и не нарушает собственные правила. И именно эта выдержка и стабильность год от года является признаком хорошего конкурса с серьезными амбициями.

Юрий Иванов, победитель 2025 (фотограф года)
Юрий Иванов, победитель 2025 (фотограф года)

На что я обращаю внимание глядя на фотографии финалистов? В первую очередь отсутствие явных перекосов в части фотографий в ту или иную тематику. Обычно это бывает следствием несовершенства механизма выбора и возможностью небольшой части жюри оказывать существенное влияние на результат. (Проще говоря когда один-два человека могут продавливать свои решения).

Фотографии на конкурсе OPotY затрагивают самые разные темы, не ограничиваясь только подводным миром. При том что тут нет традиционных для подводных конкурсов номинаций вроде "макро" и "широкого угла". Это непростой и весьма смелый шаг и как показывает результат вполне оправданный.
В итоге у нас есть Общий победитель (
The Ocean Photographer of the Year) , есть Fine Art фотограф, Wildlife, Adventure, Human connection, Молодой фотограф, портфолио и две версии Conservation. На этом я хотел бы остановиться отдельно, так как подобное разделение темы сохранение океана, на "хорошую" и "плохую" очень важно. Мы неоднократно сталкивались с тем что при совмещении фотографии всегда скатываются в одну сторону. Чаще плохую. И это совсем не правильно, хотя и привлекает внимание. Но нельзя делать вид что нет людей которые пытаются сохранить и защитить океан.

Мне так же хотелось бы показать подход к номинации портфолио, как пример построения подборки фотографий. Меня время от времени приглашают поучаствовать в разборе портфолио и видно, что люди не могут сделать выбор, не понимают самой идеи портфолио. В результате часто присылают либо много похожих и однотипных фотографий, либо совсем не сочетающиеся между собой. В портфолио, на мой взгляд, фотографии должны иметь общую линию и представлять автора, при этом не должны дублироваться. Каждая следующая фотография должна рассказывать о фотографе что-то новое!

И мне очень понравились подборки фотографий в портфолио в части портретов рыб и в части микромира. То есть занявшие 1 и 2 места соответственно. Я очень рекомендую посмотреть на них именно как на нечто целостное. В макро мне очень понравилось цветовое решение - каждая фотография имеет свой доминирующий цвет. И вместе это очень красиво смотрится. При этом ты понимаешь, что автор подошел к выбору очень профессионально.

Нельзя пройти мимо номинации Fine art. Это не ставшая привычной номинации искусство природы. Это попытка объединить фотографии разных жанров, как некий пример искусства на тему океана. Фотографии, которые могут быть самодостаточными (просто красивыми). То что может привлечь внимание людей не подводных. За счет цвета, контраста, тематики и сюжета и так далее.

И завершить я хотел бы номинацией молодых фотографов. Я часто обращаю внимание на юношеские и детские номинации потому что считаю их крайне важными. Уровень работ в них, на сегодня, на мировых конкурса очень высок.

Разница между подростками и взрослыми сокращается даже в подводной, очень требовательной к технике и свободе передвижения, фотографии.
С другой стороны для нас это больная тема. Потому что новых подводных фотографов в России практически нет. Если в год один человек начинает снимать под водой, то это счастье. И обычно это люди 30++. никакой молодежи. При этом "старые" фотографы, стареют куда большими темпами.
Я знаю о чем говорю, так как каждый год мы ищем фотографов для нашего проекта Дикий подводный мир.

Но что бы не заканчивать на этом свой рассказ о хорошем и интересном конкурсе, покажу еще фотографий из номинации дикой природы. К этому есть и дополнительный приятный повод - фотография Андрея Шпатака сделанная в России! Подводные фотографии из России на престижных международных конкурсах это большая редкость. Чаще бывает, что наши фотографы снимают призовые кадры где-то в других морях. И лишь несколько человек показывают на весь мир наши моря и океаны. По этому конечно хочется поздравить Андрея.
К тому же совсем скоро мы поедем к нему в гости в ту самую Бухту Рудная, где была сделана эта фотография)

Остальные фотографии вы можете посмотреть на сайте конкурса, и составить о них собственное мнение!

С вами был как всегда Андрей Нарчук и Дикий Журнал