Человек - существо социальное. Этому тезису уделено достаточное количество внимания в литературе и кинематографе. Кто-то попадет на необитаемый остров, как Робинзон Крузо, кто-то находится в многолетнем заточении, подобно графу Монте-Кристо или вообще живет в мире животных, как у Киплинга Маугли. Эту проблематику успешно попытался развить американский писатель Ричард Мэтисон на страницах своего фантастического романа "Я легенда".
Ричард Мэтисон известен не только как писатель. В мировом культурном пространстве он так же состоялся как сценарист, и как продюсер. Мэтисон - один из самых влиятельных мастеров жанровой литературы XX века. Он прославился своими произведениями в направлениях ужасов, фантастики, фэнтези и триллера, сочетая психологическую глубину с необычными сюжетными поворотами.
Родился он родился в Аллакуэе, штат Нью-Джерси, в семье норвежских иммигрантов. В детстве Ричард увлекался литературой, особенно его впечатляли рассказы Эдгара Аллана По и Говарда Филлипса Лавкрафта. Во время Второй мировой войны Мэтисон служил в армии США, участвовал в высадке в Нормандии и сражениях в Европе.
Параллельно с литературной деятельностью Ричард активно сотрудничал с телевидением и Голливудом. Он написал сценарии для множества проектов, среди которых «Сумеречная зона», «Ночь на кладбище», «Маленький человек в бутылке», «Пугало».
Также были написаны сценарии для фильмов ужасов «Триумф мухи» (1958), «Удивительный уменьшающийся человек» (1957), «Коллекционер» (1965).
Наследие Мэтисона - сотни рассказов, десятки романов и сценариев, вдохновившие целые поколения писателей и режиссёров. Стивен Кинг называл его своим главным литературным учителем и посвятил ему роман «Кэрри». Стивен Спилберг, Джордж А. Ромеро, Джон Карпентер и многие другие признавали его влияние.
«Мэтисон научил меня тому, что ужас может жить в обычном доме, на обычной улице, внутри обычного человека» — Стивен Кинг.
Но остановимся подробнее на его дебютном романе "Я легенда", ставшим культовым и принесшем писателю набольшую популярность.
«Сила вампира в том, что никто не верит в его существование».
1976 год. Мир погрузился в постапокалиптическую бездну. Неведомая эпидемия уничтожила человечество, как вид. Охваченные болезнью люди либо умерли, либо приобрели облик вампиров и рыскают по земле с неутомимой жаждой крови. Бывший военный Роберт Нэвилль, единственный выживший человек во всем цивилизованном мире. По стечению обстоятельств он имеет иммунитет к возбудителю инфекции и вот уже полгода стойко обороняет свое жилище в Лос-Анджелесе от нападок вампиров.
Он не торопясь закурил и, отправив сигарету в уголок рта, как обычно, обошел вокруг дома. Надо было проверить все окна: не ослабли ли какие-нибудь доски. Часто после налетов доски бывали расщеплены и частично оторваны. Тогда их приходилось заменять. Он ненавидел это занятие.
Вампиры, как и в классической истории о "Дракуле" Брэма Стокера, восприимчивы к солнечному свету, символам религии и не переносят запах чеснока. Ну и как без пронзания вампирского сердца осиновым колом! Запасшись таким видом оружия, Нэвилль каждый день отправляется на поиски укрывшихся от дневного света вампиров, с целью очистить город от этой заразы. Главное успеть вернуться в свое убежище до заката Солнца.
Приготовив себе в баре еще один коктейль, он вернулся на место и прислушался к стуку камней, ударяющих по крыше и скатывающихся затем в кустарник у стен дома. Перекрывая эти звуки, снова раздался неизменный вопль Бена Кортмана:
— Выходи, Нэвилль!
Когда-нибудь я доберусь до тебя, ублюдка, — подумал он, как следует отхлебнув своего горького зелья. — Когда-нибудь я вгоню тебе кол в твою проклятую грудь. Я сделаю один специально для тебя, ублюдка, на фут длиннее и с зазубринами.
Тем самым Ричард Мэтисон в первые в литературе помещает человека в вампирскую среду обитания, а не наоборот. Это и придает мощную социальную подоплеку всей динамично развивающейся истории в романе "Я легенда".
На протяжении всего повествования Роберт Нэвилль пытается понять сущность вируса, вызывающего вампиризм у людей. И чтобы получить определенные знания в той же микробиологии он начинает черпать их из книг, взятых в местной библиотеке.
И как ему в итоге удаться справится с двумя своими злейшими врагами - вампирами и социальной изоляцией, вы обязательно узнаете, прочитав эту действительно увлекательную историю, которая привела к появлению ряда экранизаций.
Рассмотрим несколько из них.
Фильм "Последний человек на Земле" (1964)
Это самая первая интерпретация романа на киноэкране, вышедшая в 1964 году. Режиссер - Сидни Салков. Главную роль исполнил Винсент Прайс. Картина повествует о жизни Роберта Моргана, вот уже третий год переживающего эпидемию вампиризма. Помимо фамилии главного персонажа, создатели фильма внесли ряд других изменений. К примеру, Роберт изначально является ученым-микробиологом, ведущим исследования вируса до наступления массовой пандемии. Картина неплохо воссоздает атмосферу безлюдности большого города, но вот вампиры там больше напоминают неуклюжих зомби, нежели опасных ночных тварей.
Примерно половину своего хронометража фильм придерживается основных моментов оригинального сценария, но потом резко уходит от философии первоисточника. Сам Ричард Мэтисон оказался недоволен режиссёрской работой и выбором актёра на главную роль. И как итог, попросил удалить свою фамилию в качестве автора сценария из финальных титров.
Фильм "Я легенда" (2007)
Экранизация, главную роль в которой исполнил Уилл Смит, вышла в 2007 году. Конечно же она смотрится намного живее и красочнее, чем версия 1964 года. Но команда создателей фильма во главе с режиссером Фрэнсисом Лоуренсом практически полностью ушла от концепции оригинала.
Эпидемия, массово скосившее всё человечество, здесь теперь носит характер искусственно созданного вируса. А в пару к Роберту Нэвеллу сразу приставляют породистую немецкую овчарку, с которой он мило ведет задушевные беседы и охотится на диких зверей. Тема вампиризма практически вымарывается из сюжетной линии. Заразившиеся больше похожи на неуязвимую юркую нежить, чем на классических кровососов, восприимчивых лишь к лучам солнечного света. Ценители творчества Ричарда Мэтисона вряд ли получат моральное удовлетворение, посмотрев этот фильм.
Так или иначе, эти экранизации напрочь лишили зрителя возможности понять всю трагичность положения Роберта Нэвелла. Человека, ставшего заложником эпидемии, чьи эмоции охватывали весь спектр настроения: организованность и апатичность, смелость и страх, здравомыслие и безумие, отчаянье и надежда. Что потом привело к перевороту сознания главного героя и осознания мощной социальной аллегории. [тут имеется ввиду что монстр то он в новом мире, а не вампиры. Что он в прицнипе стал воплощением ужаса и страха для нового мира эволюции]
И кто знает, может со временем материал Мэтисона действительно попадет в руки талантливых сценаристов, и мы увидим на больших экранах не только череду перезапусков бесконечных франшиз про супергероев, но и попытку вдохнуть новую жизнь в легендарный роман американского писателя.
_________________
Поддержите наши публикации своим лайком 👍 и подписывайтесь на канал. И обязательно делитесь своим мнением в комментариях! 💬 Впереди еще много интересных и актуальных материалов из мира кино и литературы!