Как менялись способы знакомств в США за последние 70 лет. Почему знакомства в России так непохожи на США. Что ожидает сферу знакомств России в будущем.
* * *
Всем привет! Меня зовут Константин Домашнев, я основатель Radaro - сервиса знакомств для серьезных отношений по общим ценностям и юмору.
Как ни парадоксально, но в статьях я рассказываю о том, как побыстрее найти хорошего партнера и удалить приложение знакомств.
В этой статье узнаем, как развивается сфера знакомств в России и США.
Автор статьи Анна Вахтер.
* * *
Знакомства в США
Социологи Cтэнфордского университета провели исследование более семи тысяч американцев, чтобы узнать как менялись предпочтения в способах знакомства с конца Второй мировой и до нашего времени.
Хорошо видно, что знакомства в интернете стремительно вытеснили все другие способы знакомства.
Попробуем разобраться, почему это произошло.
Причины падения популярности традиционных способов знакомств
Удаленная работа
В последние годы ускорился переход сотрудников из офисов на удаленку. Отчет 2021 года от компании Global Workplace Analytics демонстрирует, что за период с 2005 по 2019 год количество дистанционных рабочих мест увеличивалось в 11 раз быстрее, чем остальных рабочих мест.
Пандемия еще более ускорила этот переход. Из того же отчета: среди 2500 респондентов, работающих полный рабочий день, 69% на пике пандемии работали удаленно.
По данным платформы Upwork за 2022 год 56,8% американцев продолжают работать из дома даже после окончания пандемии.
сужение круга общения заставляет людей искать альтернативные способы познакомиться
Важную роль в сокращении числа знакомств на рабочем месте, а также на улице и в других общественных местах, по-видимому, играет и рост преследования сексуальных домогательств в США.
Харассмент
Согласно исследованиям сексуальных домогательств в США, проведенных ассоциацией Stop Street Harassment и исследовательской компанией GfK в 2018 году, 81% женщин и 43% мужчин сообщили, что в течение жизни сталкивались с той или иной формой сексуальных домогательств и/или нападений. Из них 66% женщин и 19% мужчин сообщали о домогательствах в общественных местах. 38% женщин и 13% мужчин — о харассменте на рабочем месте.
предложение познакомиться или комплимент могут обернуться обвинением в домогательстве, поэтому многие не хотят рисковать
Снижение важности знакомств через друзей
Вплоть до 2013 года американцы знакомились чаще всего через друзей. Однако, распространение Интернета и развитие сайтов и приложений для знакомств позволили людям быть более самодостаточными и
освободиться от посредничества друзей и семьи, выходя за пределы своего привычного круга общения.
Стремительный рост популярности интернет-знакомств
Первые сайты знакомств стали появляться еще в 1995 году. Второй толчок в развитии онлайн дейтинг получил с ростом популярности смартфонов и приложений знакомств в 2010-х.
Пользователи оценили огромный выбор потенциальных партнеров по сравнению с количеством людей, с которыми могли их познакомить друзья.
в интернете проще знакомиться, потому что все пользователи объединены желанием познакомиться
Поэтому в онлайн-пространстве многим проще проявлять инициативу, ведь риск быть отвергнутым или обвиненным в домогательстве ниже и не так страшен.
Кроме того, разработчики внедряют в приложения знакомств элементы игр и соц. сетей, благодаря которым, поддерживается интерес пользователей к знакомствам ради процесса.
Знакомства в России
Перед вами динамика предпочтений в способах знакомств по данным ВЦИОМ в России с 2011 по 2020 год.
Хорошо видно, что с 2011 года популярность всех способов знакомств снижается, кроме публичных мест, онлайн-дейтинга и прочих способов.
Попробуем разобраться, почему так происходит.
Интернет-знакомства на невысоком уровне, но это неточно
Как видно из графика, интернет-знакомства имеют стабильно невысокий рейтинг в опросах.
Интересно, что это совсем не похоже на тенденцию роста популярности онлайн-дейтинга в США, который сегодня, напомним, самый популярный способ познакомиться.
В чем может быть причина такого различия?
Страх нового
Более позднее исследование ВЦИОМ приводит разбивку отношения к интернет-знакомствам по возрастам респондентов.
На графике явно прослеживается
связь возраста и отношения к знакомствам в интернете.
Другой график в этом же исследовании, проливает свет на причины, почему так происходит.
А именно —
отрицают интернет-знакомства те, кто их не пробовал.
Это подтверждается и данными более раннего опроса ВЦИОМ, который показал, что те, кто пробовал интернет-знакомства, считают их скорее эффективными в отличие от тех, кто так никогда не знакомился.
Следовательно те, кто не пробовал интернет-знакомства, но считает их неэффективными, вероятно, основывают свое мнение на осторожном отношении ко всему новому, на мнении своего круга общения и/или на мифах.
Например, самими распространенными негативными
мифами об интернет-знакомствах являются: тотальная ложь всех участников, их поголовная «неадекватность» и попытки мошенничества, исключительно несерьезные цели знакомства и невостребованность пользователей приложений в реальной жизни.
Стигма
По данным исследования проникновения интернета в России, проведенного ВЦИОМ, роль интернета в жизни российского общества с 2011 года выросла с 58% до 83%.
С ростом проникновения интернета очевидно должно было вырасти и количество людей, которые попробовали знакомиться онлайн.
Тогда и доля людей, которые считают, что познакомиться онлайн — отличная идея тоже должна была вырасти.
Почему же при этом популярность интернет-знакомств в России по данным опросов с 2011 года практически не меняется?
Вероятно, основная причина — это действие стереотипа, «в интернете знакомятся только неудачники». Никто не хочет «признаваться» и чувствовать себя «не таким», что и влияет на достоверность результатов опросов.
Из-за этого даже
успешные пары, познакомившиеся в интернете, не всегда готовы открыто говорить об этом, предпочитая соврать, что познакомились «в библиотеке».
С ростом количества людей, которые попробовали онлайн-знакомства, повысится социальная одобряемость этого способа, и значимость дейтинг-приложений будет расти не только в реальности, но и в опросах.
Снижение популярности знакомств через друзей
Популярность знакомств через друзей снижается и наиболее вероятная причина этого — рост популярности соц. сетей, мессенджеров и интернет-знакомств.
Снижение роли знакомств через работу и учебу
В 2022 году ВЦИОМ провел исследование на тему отношения россиян к служебным романам. Результаты показали, что в российском обществе растет процент людей, которые считают, что служебные романы вредят рабочему процессу (2012 г. — 49%, 2022 г. — 66%) и коллеги не должны выходить за рамки деловых отношений (2012 г. — 31%, 2022 г. — 40%).
Почему это происходит — вопрос открытый: может быть, люди стали более сфокусированы на работе или опасаются потерять ее из-за возможного негативного развития отношений или распространения слухов.
Рост знакомств в публичных местах (бары, концерты, клубы по интересам, улица и т.п.)
Интеграция интернета почти во все сферы жизни делит людей на два лагеря: одним нравится уменьшение объема живого общения и они знакомятся на сайтах знакомств. Другие, даже если они работают на удаленке, могут испытывать дефицит событий, общения и социальных связей. Такие люди предпочитают знакомиться офлайн — в барах, на улице и других публичных местах и т.д.
Вместе с тем к знакомству с девушкой или парнем в баре и клубе многие относятся скептически:
Сегодня все больше россиян воспринимают бары в первую очередь как место для общения.
Под «клубами по интересам» стоит понимать и популярные сегодня креативные кластеры — мультиформатные развлекательные пространства, которые также включают в свою инфраструктуру бары.
В них редко ходят, чтобы выпить, но чаще чтобы пообщаться и насладиться вечером.
Несмотря на то, что знакомства на улице респонденты одобряют, их реальная популярность снижается из-за наличия более легкого и безопасного способа серьезно познакомиться через сайт или приложение для знакомств.
в реальности, знакомства на улице в крупных городах давно стали диковинкой и воспринимаются девушками в основном настороженно
Знакомства в России — выводы и перспективы
- Популярность знакомств на работе будет снижаться, потому что все больше людей считают, что служебные романы вредят рабочему процессу.
- Распространение интернет-знакомств и соц. сетей дало новые возможности для расширения круга общения, и существенно уменьшило роль друзей и коллег в поиске партнера.
- Значимость публичных мест, где можно познакомиться для отношений, возрастает, и, по-видимому, замещает собой знакомства на работе и через друзей.
Развивается формат креативных кластеров и социальных пространств.
Барная культура России меняет характер с алкогольного на социальный, а значит их популярность как места для знакомств будет расти. - Цифровизация общества и удаленка все больше переносят нашу жизнь в онлайн, в том числе и общение. Пандемия еще больше ускорила этот процесс.
Людей, которые пробовали серьезные знакомства в интернете, становится все больше, а значит больше людей найдут себе там пару и будут считать этот способ познакомиться эффективным.
Постепенно онлайн-знакомства в России станут такими же социально одобряемыми, как и другие способы встретить своего человека, и займут лидирующее место.
* * *
Radaro опережает тренды знакомств и вместо бесконечного свайпинга помогает осознать свои главные ожидания от отношений и найти партнера, с которым они совпадают.
Поделитесь этой статьей с теми, кто в поиске и, возможно, это поможет им найти того, кто действительно подходит.
* * *
Телеграм-канал с анонсами статей и новостями сервиса.
Что почитать: