Найти в Дзене
Main Draft

О чём мечтает мужчина? Большой-большой автодом!

Не могу говорить за всех мужчин, но одну из мечт своего я знаю – Данил мечтает построить своими руками большой автодом. Я пока до конца не поняла, в какую категорию относить это желание: «Умру, но исполню», «Очень хочется, но по обстоятельствам» или «Об этом приятно мечтать, исполнять не планирую», но есть звоночки, что не к последней. Даня достаточно часто смотрит и читает блоги про автодома, берёт на заметку интересные идеи и необычные решения. Мне захотелось собрать в один текст всё, что он реализовал бы в строительстве, поэтому я задала ему несколько вопросов. Рубрика «мечтать не вредно» открыта. Ниже – информация от Дани под моей редактурой. Допускаю, что где-то могла не совсем верно уловить смысл, запутаться, но очень старалась не совершать грубых ошибок. В любом случае, сделайте скидку на дилетанта – меня) На сегодняшний день идеальным вариантом видится комбинация рамного Iveco Daily + жилой модуль. Во время нашего путешествия мы видели много таких автодомов: часто китайцев, пар
Оглавление

Не могу говорить за всех мужчин, но одну из мечт своего я знаю – Данил мечтает построить своими руками большой автодом. Я пока до конца не поняла, в какую категорию относить это желание: «Умру, но исполню», «Очень хочется, но по обстоятельствам» или «Об этом приятно мечтать, исполнять не планирую», но есть звоночки, что не к последней.

Даня достаточно часто смотрит и читает блоги про автодома, берёт на заметку интересные идеи и необычные решения. Мне захотелось собрать в один текст всё, что он реализовал бы в строительстве, поэтому я задала ему несколько вопросов. Рубрика «мечтать не вредно» открыта.

Ниже – информация от Дани под моей редактурой. Допускаю, что где-то могла не совсем верно уловить смысл, запутаться, но очень старалась не совершать грубых ошибок. В любом случае, сделайте скидку на дилетанта – меня)

Пару лет назад на выстовке автодомов Данил заглядывает в окно самого большого из представленных
Пару лет назад на выстовке автодомов Данил заглядывает в окно самого большого из представленных

Первое. База для автодома.

На сегодняшний день идеальным вариантом видится комбинация рамного Iveco Daily + жилой модуль. Во время нашего путешествия мы видели много таких автодомов: часто китайцев, пару раз – немцев. Автоматическая коробка передач (или робот), полный привод. В этой комбинации заманчивой видится перспектива устроить два стационарных спальных места – кровать в модуле + альков. Это очень удобно, если на автодоме путешествуют 3+ человека.

Запасной вариант для базы – автобус, а-ля, Hyundai County. Они, правда, только заднеприводные и только с механической коробкой передач, поэтому при выборе этого варианта будем менять её на АКПП. Но, как и сказали выше, более заманчивый вариант – грузовик Iveco.

Второе. Газ в автодоме – да или нет?

Очень хотелось бы уйти от газа совсем. Пока это даже кажется возможным, но с нюансом.

Отказаться от газа при приготовлении пищи просто - можно использовать индукцию, работающую от 220В.

При отоплении и нагреве воды мы отдаём предпочтение дизелю. В нашем текущем автодоме стоит дизельная Truma Combi D 4, считаем, независимость от газа в этом вопросе - большое преимущество.

Однако в будущем автодоме мы ушли бы от Trum’ы, выбрали бы тёплый пол.

Таким образом, готовка, обогрев и горячая вода предварительно от газа не зависят. НО газ нам может понадобится в туалете, об этом в одном из пунктов ниже.

Третье. Электрическая система.

Это одна из важнейших составляющих будущей стройки – электрика. Конечного решения пока нет, но есть интересные идеи.

Итак. Своеобразным центром нашей электрической схемы обозначу главный аккумулятор – LiFePo4.

Допускаем, что будет два параллельных аккумулятора ≈ на 300Ач.

От LiFePo4 будут питаться мощные потребители – всё, что запитано от инвертора: индукционная плита, зарядки 220В, электрочайник, кофеварка, проектор и т.д.

При этом от LiFePo4 ещё будет идти зарядное устройство, питающее AGM аккумулятор ≈ на 100Ач. Последний будет обеспечивать работу дизельного отопителя, света в автодоме, возможно, насоса, а также других мелких потребителей.

Для чего нужен второй аккумулятор? Для подстраховки / для безопасности.
Если BMS (система управления LiFePo4) отрубит работу основного аккумулятора жилого модуля, кислотный (AGM) продолжит свою работу. Это: а) безопасно для дизельного отопителя, который от экстренного выключения в пик своей работы, может выйти из строя (пластик расплавится, камера сгорания – прогорит); б) в случае полного отказа LiFePo4, кислотный аккумулятор даст нам время – мы без проблем сможем отапливаться в течении одного-двух дней, пользоваться горячей водой, у нас будет свет - в этой время можно искать причину поломки LiFePo, исправлять её.

Что ещё? Тёплый пол. Предполагается, что у него будут два источника, которые будут греть антифриз в контуре пола: уже названный выше дизельный отопитель и электрический нагреватель. Такое разведение поможет: во-первых, при излишках электроэнергии, поступающей, например, на солнечные панели, экономить дизель, во-вторых, даст буфер безопасности: если ломается один отопитель, есть второй.

Кроме этого, есть ещё одна интересная мысль, которая требует небольших размышлений, но и о ней расскажем.

Данил рассуждает над установкой теплообменника между контуром охлаждающей жидкости двигателя автомобиля и контуром тёплого пола в жилом модуле. Пока двигатель автодома работает (= нагревается), это тепло может расходоваться на обогрев жилого модуля. Есть нюансы, возможно, идею нужно доработать, однако пока она кажется перспективной. Похожее решение вроде бы есть у Alde.

Идём дальше.

Источники поступления энергии. Тут нужно будет рассчитывать в зависимости от базы. Первый источник – генератор автомобиля, который будет заряжать LiFePo4 во время своей работы, второй - система солнечных панелей. При этом мы рассматриваем только накрышные панели, никаких выносных. Планируем занять солнечными панелями всю крышу, оставив место только под люк и накрышный кондиционер. В качестве эксперимента можно рассмотреть систему раздвижных панелей, но тут нужно думать.

Сейчас на нашем автодоме стоят три солнечные панели каждая на 200 Вт
Сейчас на нашем автодоме стоят три солнечные панели каждая на 200 Вт

Если говорить о производителях, пока можем сказать только о производителе MPPT-контроллера и DC-DC, тут наш выбор в будущем автодоме однозначен - Victron.

Четвертое. Необычный туалет и остальное

Помните, во втором пункте сказали, что газ может пригодится в туалете? Это была не шутка. Достаточно давно Данил узнал о существовании сжигающих туалетов, загорелся желанием обладать таким в своём автодоме. Принцип работы, наверное, понятен из названия. Вопрос только в том, на чём он работает: электричество, газ или… дизель. Первый источник – большое потребление, слишком больно для запасов энергии, второй – не подходит, если хочется уйти от газа, остаётся только дизель. О том что такие туалеты бывают на дизеле, узнали недавно, были удивлены и обрадованы.

В недостатки такого туалета можно записать затраты на дизель и выхлоп от него же.

Затраты.

За одно сжигание тратиться от 100 до 250 мл дизеля, соответственно, потратиться придётся, но этот недостаток перекрывается двумя достоинствами:

1) дизель найти и заправить проще, чем газ;

2) пропадает необходимость искать места, где слить кассету, а это дорогого стоит.

Выхлоп.

Тут просто нужно подумать, куда именно вывести трубу – раз. Поразмыслить, насколько стоящим рядом автодомам можем причинить дискомфорт выхлопом дизеля. Хотя, дизельные отопители достаточно распространены, жалоб от соседей обычно не поступало, может быть, и здесь мы зря переживаем.

Про туалет вроде всё.

Душ и туалет хотелось бы разделить, или хотя бы зонирование санузла по принципу душевой кабины – отдельное пространства для душа, больше, чем в нашем текущем автодоме.

Бак чистой воды 250+ литров, серой – чуть меньше.

Пять. Дополнения.

В будущем автодоме точно хотелось бы установить:

  • стиральную машину – желательно стационарную, но тут нужно понаблюдать за опытом других автодомов, насколько комфортно ощущаются вибрации по кузову при отжиме;
  • посудомоечная машина – определённо, это большая экономия воды + удобство;
  • духовка – опционально, но скорее нет, если будет аэрогриль;

  • телевизор или проектор – в зависимости от свободного места, телевизор чуть предпочтительнее из-за лучшего качества изображения.

Кроме этого, обязательно нужно позаботится о хорошем утеплении, чтобы была возможность путешествовать при температуре до -30º.

Ну, и обязательно подумать о связующем узле всех систем автодома. Датчики электрики, отопления, воды: всё собрать на программируемом процессоре, устройстве, чтобы можно было контролировать и давать команды, при которых включаются/выключаются устройства или меняются режимы их работы.

Осенью 2024 в Грузии, стоянка в Ананури. Уверена, что уже тогда в путешествии на одном автодоме Данил мечтал о другом))
Осенью 2024 в Грузии, стоянка в Ананури. Уверена, что уже тогда в путешествии на одном автодоме Данил мечтал о другом))

Как-то так. Будет ли большой-большой автодом построен Данилом? Его горящие глаза во время рассказа, говорят, что будет)

Наверняка у кого-то из вас тоже есть интересные идеи для идеального дома на колёсах, поделитесь ими в комментариях, может быть, и мы возьмём их на вооружение. Спасибо!