Не могу говорить за всех мужчин, но одну из мечт своего я знаю – Данил мечтает построить своими руками большой автодом. Я пока до конца не поняла, в какую категорию относить это желание: «Умру, но исполню», «Очень хочется, но по обстоятельствам» или «Об этом приятно мечтать, исполнять не планирую», но есть звоночки, что не к последней.
Даня достаточно часто смотрит и читает блоги про автодома, берёт на заметку интересные идеи и необычные решения. Мне захотелось собрать в один текст всё, что он реализовал бы в строительстве, поэтому я задала ему несколько вопросов. Рубрика «мечтать не вредно» открыта.
Ниже – информация от Дани под моей редактурой. Допускаю, что где-то могла не совсем верно уловить смысл, запутаться, но очень старалась не совершать грубых ошибок. В любом случае, сделайте скидку на дилетанта – меня)
Первое. База для автодома.
На сегодняшний день идеальным вариантом видится комбинация рамного Iveco Daily + жилой модуль. Во время нашего путешествия мы видели много таких автодомов: часто китайцев, пару раз – немцев. Автоматическая коробка передач (или робот), полный привод. В этой комбинации заманчивой видится перспектива устроить два стационарных спальных места – кровать в модуле + альков. Это очень удобно, если на автодоме путешествуют 3+ человека.
Запасной вариант для базы – автобус, а-ля, Hyundai County. Они, правда, только заднеприводные и только с механической коробкой передач, поэтому при выборе этого варианта будем менять её на АКПП. Но, как и сказали выше, более заманчивый вариант – грузовик Iveco.
Второе. Газ в автодоме – да или нет?
Очень хотелось бы уйти от газа совсем. Пока это даже кажется возможным, но с нюансом.
Отказаться от газа при приготовлении пищи просто - можно использовать индукцию, работающую от 220В.
При отоплении и нагреве воды мы отдаём предпочтение дизелю. В нашем текущем автодоме стоит дизельная Truma Combi D 4, считаем, независимость от газа в этом вопросе - большое преимущество.
Однако в будущем автодоме мы ушли бы от Trum’ы, выбрали бы тёплый пол.
Таким образом, готовка, обогрев и горячая вода предварительно от газа не зависят. НО газ нам может понадобится в туалете, об этом в одном из пунктов ниже.
Третье. Электрическая система.
Это одна из важнейших составляющих будущей стройки – электрика. Конечного решения пока нет, но есть интересные идеи.
Итак. Своеобразным центром нашей электрической схемы обозначу главный аккумулятор – LiFePo4.
Допускаем, что будет два параллельных аккумулятора ≈ на 300Ач.
От LiFePo4 будут питаться мощные потребители – всё, что запитано от инвертора: индукционная плита, зарядки 220В, электрочайник, кофеварка, проектор и т.д.
При этом от LiFePo4 ещё будет идти зарядное устройство, питающее AGM аккумулятор ≈ на 100Ач. Последний будет обеспечивать работу дизельного отопителя, света в автодоме, возможно, насоса, а также других мелких потребителей.
Для чего нужен второй аккумулятор? Для подстраховки / для безопасности.
Если BMS (система управления LiFePo4) отрубит работу основного аккумулятора жилого модуля, кислотный (AGM) продолжит свою работу. Это: а) безопасно для дизельного отопителя, который от экстренного выключения в пик своей работы, может выйти из строя (пластик расплавится, камера сгорания – прогорит); б) в случае полного отказа LiFePo4, кислотный аккумулятор даст нам время – мы без проблем сможем отапливаться в течении одного-двух дней, пользоваться горячей водой, у нас будет свет - в этой время можно искать причину поломки LiFePo, исправлять её.
Что ещё? Тёплый пол. Предполагается, что у него будут два источника, которые будут греть антифриз в контуре пола: уже названный выше дизельный отопитель и электрический нагреватель. Такое разведение поможет: во-первых, при излишках электроэнергии, поступающей, например, на солнечные панели, экономить дизель, во-вторых, даст буфер безопасности: если ломается один отопитель, есть второй.
Кроме этого, есть ещё одна интересная мысль, которая требует небольших размышлений, но и о ней расскажем.
Данил рассуждает над установкой теплообменника между контуром охлаждающей жидкости двигателя автомобиля и контуром тёплого пола в жилом модуле. Пока двигатель автодома работает (= нагревается), это тепло может расходоваться на обогрев жилого модуля. Есть нюансы, возможно, идею нужно доработать, однако пока она кажется перспективной. Похожее решение вроде бы есть у Alde.
Идём дальше.
Источники поступления энергии. Тут нужно будет рассчитывать в зависимости от базы. Первый источник – генератор автомобиля, который будет заряжать LiFePo4 во время своей работы, второй - система солнечных панелей. При этом мы рассматриваем только накрышные панели, никаких выносных. Планируем занять солнечными панелями всю крышу, оставив место только под люк и накрышный кондиционер. В качестве эксперимента можно рассмотреть систему раздвижных панелей, но тут нужно думать.
Если говорить о производителях, пока можем сказать только о производителе MPPT-контроллера и DC-DC, тут наш выбор в будущем автодоме однозначен - Victron.
Четвертое. Необычный туалет и остальное
Помните, во втором пункте сказали, что газ может пригодится в туалете? Это была не шутка. Достаточно давно Данил узнал о существовании сжигающих туалетов, загорелся желанием обладать таким в своём автодоме. Принцип работы, наверное, понятен из названия. Вопрос только в том, на чём он работает: электричество, газ или… дизель. Первый источник – большое потребление, слишком больно для запасов энергии, второй – не подходит, если хочется уйти от газа, остаётся только дизель. О том что такие туалеты бывают на дизеле, узнали недавно, были удивлены и обрадованы.
В недостатки такого туалета можно записать затраты на дизель и выхлоп от него же.
Затраты.
За одно сжигание тратиться от 100 до 250 мл дизеля, соответственно, потратиться придётся, но этот недостаток перекрывается двумя достоинствами:
1) дизель найти и заправить проще, чем газ;
2) пропадает необходимость искать места, где слить кассету, а это дорогого стоит.
Выхлоп.
Тут просто нужно подумать, куда именно вывести трубу – раз. Поразмыслить, насколько стоящим рядом автодомам можем причинить дискомфорт выхлопом дизеля. Хотя, дизельные отопители достаточно распространены, жалоб от соседей обычно не поступало, может быть, и здесь мы зря переживаем.
Про туалет вроде всё.
Душ и туалет хотелось бы разделить, или хотя бы зонирование санузла по принципу душевой кабины – отдельное пространства для душа, больше, чем в нашем текущем автодоме.
Бак чистой воды 250+ литров, серой – чуть меньше.
Пять. Дополнения.
В будущем автодоме точно хотелось бы установить:
- стиральную машину – желательно стационарную, но тут нужно понаблюдать за опытом других автодомов, насколько комфортно ощущаются вибрации по кузову при отжиме;
- посудомоечная машина – определённо, это большая экономия воды + удобство;
- духовка – опционально, но скорее нет, если будет аэрогриль;
- телевизор или проектор – в зависимости от свободного места, телевизор чуть предпочтительнее из-за лучшего качества изображения.
Кроме этого, обязательно нужно позаботится о хорошем утеплении, чтобы была возможность путешествовать при температуре до -30º.
Ну, и обязательно подумать о связующем узле всех систем автодома. Датчики электрики, отопления, воды: всё собрать на программируемом процессоре, устройстве, чтобы можно было контролировать и давать команды, при которых включаются/выключаются устройства или меняются режимы их работы.
Как-то так. Будет ли большой-большой автодом построен Данилом? Его горящие глаза во время рассказа, говорят, что будет)
Наверняка у кого-то из вас тоже есть интересные идеи для идеального дома на колёсах, поделитесь ими в комментариях, может быть, и мы возьмём их на вооружение. Спасибо!