Найти в Дзене

Кедров и современная философия, история и психология науки

11 сентября 2025 года в Институте философии РАН состоялся круглый стол «40 лет после Б.М. Кедрова: Кедров и современная философия, история и психология науки». В этом году исполняется 40 лет со дня ухода Бонифатия Михайловича Кедрова — выдающегося учёного, философа, химика и историка науки. Что кардинально изменилось за это время в исследованиях по философии, истории и психологии, естественных и точных наук, а что сохранилось? Участниками круглого стола стали сотрудники Института философии РАН, Института истории естествознания и техники РАН, ВШЭ и других учреждений.

С приветственным словом выступил Абдусалам Абдулкеримович Гусейнов, академик РАН д.филос.н., профессор, временно исполняющий обязанности директора Института философии РАН: «Бонифатий Михайлович Кедров занимает очень важное место в нашей философии не только тем, что он был академиком и директором нашего Института и Института естествознания и техники, но прежде всего своим творчеством. Его достижения остаются классическими и образцовыми до сих пор. Очень важно, чтобы советская философия была осмыслена как некое целостное явление. Это своеобразный и единственный в своём роде период в истории философии, который обогащает саму сокровищницу философии. Можно только радоваться тому, что мы сегодня обращаемся к имени академика Бонифатия Михайловича».

Владислав Александрович Лекторский, академик РАН, д.филос.н., профессор, руководитель отдела онтологии, теории познания и логики Института философии РАН, сказал в своём приветственном слове: «Бонифатий Михайлович был легендарной фигурой, безусловно, и как исследователь, и как человек, и как организатор. Он создал единую команду взаимодействующих между собой философов и историков естествознания, связал философию науки и историю науки, чего раньше не было в мире».

Далее с докладом «"Познавательные барьеры" в современной архивной эвристике: присутствие Б.М. Кедрова в личном архиве И.В. Кузнецова» выступил Иван Владимирович Созинов, научный сотрудник отдела историографии и источниковедения истории науки и техники Института истории естествознания и техники РАН. «В работах Бонифатия Михайловича, посвящённых психологии научного творчества, вводится термин "ППБ" — "познавательно-психологические барьеры", которые встречаются на пути учёного, мешают ему, и их необходимо преодолеть. Такой барьер необходим для развития научной мысли и выступает в качестве её формы, удерживая её достаточно долгое время на достигнутой ступени с тем, чтобы научная мысль могла полностью исчерпать эту ступень и тем самым подготовить переход на следующую, более высокую ступень всеобщности»,— пояснил докладчик. По мнению автора, такой подход применим и к историко-научному творчеству, в частности, к архивной эвристике, которая является одной из важнейших составляющих историко-научного исследования. «Иван Васильевич Кузнецов — это известный специалист по философским вопросам естествознания. Начав карьеру в Гостехтеориздате, он прошёл путь от внештатного редактора до главного. Работал в Отделе науки ЦК, в Институте философии, был исполняющим обязанности директора ИИЕТ АН СССР. С Кедровым его связывали дружеские отношения, что подтверждают строки из письма, адресованного сыну Ивана Васильевича в 1966 году как рефлексия об избрании Бонифатия Михайловича в академики», — продолжил выступление Иван Владимирович.

«Выборы в Академию наук завершились. По нашим наукам прошёл Бонифатий Михайлович Кедров. Битва при голосовании была страшная, не раз переголосовывали. После выборов к нам во Внуково приехал Бонифатий Михайлович с целой компанией. Был весел, много шутил, как и всегда, рассказывал уйму анекдотов», — процитировал письмо докладчик. Подтверждая озвученную ранее мысль Владислава Александровича Лекторского о связи философии и истории науки, Иван Владимирович также отметил, что с именем Б.М. Кедрова связан приём на работу в ИИЕТ целой группы так называемых «подписантов» в 1968 году: П.П. Гайденко, А.П. Огурцов; в 1966 году — Б.Г. Юдина и многих других известных философов.

Следующий доклад представил Борис Исаевич Пружинин, д.филос.н., главный редактор журнала «Вопросы философии», руководитель сектора философии естественных наук Института философии РАН. «Бонифатий Михайлович, издавая журнал "Вопросы философии", несмотря на большую критику, вёл и в журнале, и в Институте линию уважения к философии, на её нерастворимость в идеологии», — подчеркнул выступающий.

Александр Нимиевич Родный, доктор химических наук, главный научный сотрудник центра истории социокультурных проблем науки и техники ИИЕТ РАН, в своём докладе «Б.М. Кедров: химические корни отечественного науковедения» отметил, что Бонифатий Михайлович создал своего рода научный междисциплинарный социум, который можно назвать науковедческим. «Фундаментом науковедения является история науки, а дальше — социология науки, логика развития науки, психология научного творчества, теория организации науки, системные исследования», — процитировал Б.М. Кедрова докладчик.

Борис Сергеевич Братусь, д.псих.н., профессор, в своём докладе «Значение науковедческих разработок Б.М. Кедрова для психологии» привёл следующие замечания: «В августе 1966 года в Москве состоялся XVIII Международный съезд психологов. На нём выступал Бонифатий Михайлович. В своей лекции он развернул одну из своих науковедческих схем, согласно которой науки умещаются в некоем треугольнике, вершиной которого являются науки философского ряда; затем по краям — науки естественного ряда; а по нижним вершинам — науки гуманитарные. На это ему был задан вопрос: "Где в данной схеме находится психология?"Оказалось очевидным, что она располагается в центре этого треугольника». Автор отметил, что данное положение психологии в научной структуре, предложенное Б.М. Кедровым, получило положительные отзывы от аудитории, включая известного психолога Жана Пиаже. Однако Пиаже отметил, что такое положение имеет и обратную сторону: науки зависят от психологии. Она становится не просто посредником, но и фактором, определяющим направление развития наук. Таким образом, психология превращается в идеальную основу науки; она выступает как переводчик, а не интерпретатор.

Следующий доклад на тему «Методологические проблемы современной географии (роль Б.М. Кедрова в создании Комиссии по методологическим проблемам географии ВГО)» представил Вячеслав Александрович Шупер, д.геогр.н., профессор. Вячеслав Александрович вспомнил, что в 1984 году был создан Комитет по методологическим проблемам географии, председателем которого стал Бонифатий Михайлович. В состав Комитета вошли 20 географов и 9 философов, среди которых были такие известные личности, как Акчурин, Алексеев, Розов и Шрейдер. Комитет функционировал вплоть до распада СССР. «Статья Бонифатия Михайловича "О геометоде как особом способе познания"сохраняет значение и поныне. Ведь в классификации наук, составленной Б.М. Кедровым в Большой советской энциклопедии, виден разрыв географии на физическую и экономическую, где первая относится к естественным наукам, а вторая — к общественным. Но, опередив географов в их рефлексии по поводу собственной науки, он показал, что единство географии существует, но методологическое, а не предметное», — пояснил выступающий.

Следующий доклад «Что изменилось в экономике и экономических исследованиях в России за 40 лет» представил Сергей Яковлевич Чернавский, д.эк.н., к.техн.н., главный научный сотрудник Центрального экономико-математического института РАН. Сергей Яковлевич обратил внимание на следующую цитату Б.М. Кедрова: «Движущей силой всякого научного познания служит практика и прежде всего — производственная деятельность людей, её потребности, её запросы». Докладчик усмотрел в данном отрывке непосредственную связь с экономической наукой. Согласно такому пониманию Б.М. Кедрова, в основе экономики находится практика человеческой культуры, а сама экономическая наука занимает ведущее место в научном знании о культуре как инструменте эволюции человечества.

В конце круглого стола выступила дочь Бонифатия Михайловича Кедрова Наталья Бонифатьевна. Вспоминая размышления отца о Великой Отечественной войне, она привела несколько важных цитат:

«Самое главное, чтобы в любой ситуации тебе было о чём подумать. У меня была незаконченная работа по атомистике Дальтона. И я о ней думал. Я не думал про то, что холодно или меня убьют, но мне всегда было о чём думать».

«Истина никогда не будет открыта до конца, но наша задача к ней двигаться. То, что мы придумываем и описываем в одной науке, в другой — это наше продвижение к познанию того, как всё устроено».

Философы
5623 интересуются