Найти в Дзене

Чем вдохновлялись тагильские садоводы 150 лет назад. Листаем журналы краеведческой библиотеки

Для дачников и садоводов осень – особое время, когда часть урожая уже снята, в теплицах дозревают последние томаты и огурцы, а поблекшую зелень листвы разбавляют яркие ягоды рябины и облепихи. Сегодня мы читаем блоги и смотрим видео, а полтора века назад источником вдохновения служили специализированные научные журналы. Они не только рассказывали об агротехнике, но и спорили об эстетике, пропагандировали отечественные разработки и учили видеть красоту в обычной свекле. Знакомимся с уникальными изданиями из коллекции краеведческой библиотеки музея-заповедника «Горнозаводской Урал». В XIX веке в России одновременно действовало два общества садоводства. Первое – Российское общество любителей садоводства – было создано в Москве в 1835 году как общественная организация. Его учредителями были князья С. И. Гагарин и Н. С. Долгорукий, графы С. П. Бобринский, С. Г. Строганов и П. А. Толстой. Вскоре после основания общество приступило к выпуску «Журнала садоводства», существовавшего, как и сама

Для дачников и садоводов осень – особое время, когда часть урожая уже снята, в теплицах дозревают последние томаты и огурцы, а поблекшую зелень листвы разбавляют яркие ягоды рябины и облепихи. Сегодня мы читаем блоги и смотрим видео, а полтора века назад источником вдохновения служили специализированные научные журналы. Они не только рассказывали об агротехнике, но и спорили об эстетике, пропагандировали отечественные разработки и учили видеть красоту в обычной свекле. Знакомимся с уникальными изданиями из коллекции краеведческой библиотеки музея-заповедника «Горнозаводской Урал».

В XIX веке в России одновременно действовало два общества садоводства. Первое – Российское общество любителей садоводства – было создано в Москве в 1835 году как общественная организация. Его учредителями были князья С. И. Гагарин и Н. С. Долгорукий, графы С. П. Бобринский, С. Г. Строганов и П. А. Толстой. Вскоре после основания общество приступило к выпуску «Журнала садоводства», существовавшего, как и сама организация, на частные пожертвования.

Выпуск журнала в 1838 году был своевременным ответом на запросы общества. Помимо крупных помещичьих садов, стали появляться мелкие частные сады мастеровых, служащих и торговцев. Кроме того, в первой половине XIX века вышло Положение, согласно которому государственные крестьяне, желающие заниматься садоводством, могли получить казенные земли без выкупа. Это способствовало возникновению крестьянских садов.

Редакция журнала поддерживала прогрессивные идеи и веяния в ведении отечественного садоводства, пропагандировала развитие отечественной климатологии, географии растений, исследования почвы и способов защиты растений от болезней. Публицисты утверждали, что пристрастие ко всему иностранному было причиной ошибок. Члены общества призывали создателей садов не подражать слепо французским, немецким, английским садоводам, а исследовать и применять отечественный опыт.

В 1857 году в Санкт-Петербурге было основано Императорское российское общество садоводства. Покровителем общества являлся брат императора Александра II – великий князь Николай Николаевич. Собрания общества проводились в Санкт-Петербурге и включали не только организационные вопросы, но и теоретические доклады и выставки, которые привлекали внимание к садоводству. Выставки проходили в большом экзерциргаузе (манеже), расположенном недалеко от Зимнего дворца.

Важным направлением деятельности общества было издание журнала «Вестник Российского общества садоводства в Санкт-Петербурге». Объем журнала составлял от 60 до 80 страниц. Выпуски обычно содержали шесть разделов: «Часть официальная», «Садоводство, «Новые растения», «Смесь», «Библиография» и «Библиографические известия». Статьи сопровождались качественными черно-белыми или цветными иллюстрациями. Выпуск подобных журналов позитивно влиял на развитие садоводства, способствуя росту интереса к этой сфере не только у профессионалов, но и у широкой аудитории.

«Журналом садоводства», издаваемым Российским обществом любителей садоводства, восхищался публицист и критик Н. Г. Чернышевский: «За журнал этот многие скажут спасибо […] несмотря на всю свою специальность, может быть доступен всем и каждому; даже дамы узнают так много о цветах, получат нечувствительно столько знаний об их классе, отечестве, о том, отчего известный цветок называется тем или другим именем, и т. д.».

Несомненно, жители дореволюционного Нижнетагильска стремились «пополнить скудость и неприветливость северной природы», о которой писал Н. Г. Чернышевский, и имели возможность знакомиться с нововведениями в выращивании цветов и устройстве садов, оранжерей и теплиц, читая «Журнал…» и «Вестник…» в заводской библиотеке.

В коллекции краеведческой библиотеки музея-заповедника «Горнозаводской Урал» хранится подшивка «Журналов садоводства», изданных Российским обществом любителей садоводства в 1857 году. Две статьи в этом выпуске посвящены английским, или пейзажным, садам.

Планы английских садов. Журнал садоводства, издаваемый Российским обществом любителей садоводства. 1857 год
Планы английских садов. Журнал садоводства, издаваемый Российским обществом любителей садоводства. 1857 год

В статье «План английского сада, фруктового и огорода, соединенных вместе» автор предлагал читателям задуматься о красоте их «плодовых садов и невзрачных огородов». Автор статьи писал: «Что может быть прозаичнее и скучнее этих садов, где плодовые деревья натыканы без всякой мысли об изящном и где ряды гряд с капустой, луком, огурцами перемешаны по вдохновению огородника: сажай, что под руку попало!». Он подчеркивал, что посадка овощей также играет важную роль в красоте огорода: «Засадите попеременно одну гряду капустой, а другую свеклой, и вы увидите, что зеленый цвет с красным более приятен для глаз, нежели ровное поле зеленых кочней капусты или красных листьев свеклы».

К статье прилагался черно-белый «политипаж» с планом английского сада, соединенного с огородом. Английский или пейзажный сад – это сад, в котором отсутствуют прямые линии и правильные геометрические формы. Он предполагает создание гуляющего впечатления прогулки по нетронутой природе. Автор напоминает об особенностях английских садов: «Клумбы неправильные из дерна засажены кустарниками и деревьями так, что между всеми группами виден зеленый газон; кое-где разбросаны цветочные клумбы».

Политипаж «План ангдийского сада, соединенного с огородом». Журнал садоводства, издаваемый Российским обществом любителей садоводства. 1857 год
Политипаж «План ангдийского сада, соединенного с огородом». Журнал садоводства, издаваемый Российским обществом любителей садоводства. 1857 год

Публицист старался убедить читателей, что и плодовые деревья, и огородные овощи могут служить украшением садов. «Огородные овощи сами по себе красивы, и некоторые из них составляют украшение садов, как, например, свекла с расписными листьями, кудрявая капуста, кукуруза, ревень и прочая, и прочая; почему же не посадить их в огороде так, чтобы они заставляли забывать о прозаическом месте сада?».

В том же выпуске предлагались подробные планы английских садов с предупреждением о необходимости соблюдения указанных мест для посадок, чтобы сад стал по-настоящему красивым.

На ярких цветных хромолитографиях часто изображались цветы и плоды, часто экзотические. Рисунки выполнены с большой точностью, детально иллюстрируя особенности растений, рекомендуемых для украшения садов и оранжерей. Предлагаем вашему вниманию некоторые из этих красочных иллюстраций.

Сегодня даже в северных районах садоводы-любители имеют гораздо больше возможностей для украшения собственных участков. И тем актуальнее звучат слова Чернышевского, который считал сад источником эстетического удовольствия, подобного литературе и музыке:

«Красота цветка, сада всегда действовала и будет действовать на человека, потому что живопись неотразимо действует на душу человека. Это одно из эстетических удовольствий, также как литература и музыка. Мы, жители страны берез, можжевельника и елок, не слышавшие никогда, как шумят лавры, пальмы и густолиственные дубы, целым шатром раскинувшиеся в воздухе, не слышавшие даже запахов роскошнейшего растительного царства,  –  мы, у которых тянутся утомительные кустарники, плетни да метелки вместо дерев, более всего должны стараться пополнить скудость и неприветливость северной природы».

Дания Ризаевна Будаева, научный сотрудник Нижнетагильского музея-заповедника «Горнозаводской Урал»