Ко Дню геммолога, специалиста по драгоценным камням и огранщика поговорили с Анной Баевой — начальником отдела геммологической экспертизы Межрегионального управления Федеральной пробирной палаты лабораторных исследований и геммологической экспертизы..
О профессии и ее уникальности в России
Анна, поздравляем с профессиональным праздником! Расскажите, пожалуйста, что входит в работу геммолога в системе пробирного надзора? Это только экспертиза или нечто большее?
Спасибо большое за поздравление. Геммологи — специалисты в области геммологии (науки, которая занимается изучением, оценкой, анализом и определением природных и обработанных драгоценных и полудрагоценных камней, как бриллианты, изумруды, сапфиры, рубины, жемчуг и другие). Геммологи исследуют физические, химические и оптические свойства драгоценных камней, а также оценивают их ценность и качество.
В работу геммологов отдела геммологической экспертизы Межрегионального управления Федеральной пробирной палаты входит проведение геммологической экспертизы, диагностики, определение и подтверждение классификационных характеристик драгоценных камней и других материалов природного или искусственного происхождения, вставок из драгоценных и иных материалов в изделиях. Иногда это не только экспертиза, но и целая научно-исследовательская работа.
Насколько профессия геммолога уникальна для России и какую миссию выполняют специалисты в Вашей сфере?
Профессия геммолога не так широко распространена, поэтому наверное можно назвать её уникальной. Специалисты данного профиля должны обладать базовыми знаниями минералогии, кристаллографии, геологии месторождений ювелирных камней и уметь работать на специализированном геммологическом оборудовании. И самое важное — уметь анализировать полученные данные и делать правильные выводы.
Специалист-геммолог не только определяет, из какого материала выполнены ювелирные вставки в изделии (драгоценные камни или нет, природные, синтетические или вообще имитация), но и может определить их ценность и качество.
С какими самыми необычными или сложными случаями в Вашей практике Вам доводилось сталкиваться?
Был случай, когда на экспертизу принесли приобретенные в Пакистане неограненные природные кристаллы индиголита (турмалина красивого синего цвета), кристаллографическая форма кристалла визуально полностью соответствовала турмалину. При первичном визуальном осмотре морфологических особенностей предоставленных кристаллов был сделан предварительный вывод, что это природный турмалин. Однако при более детальной диагностике было выявлено, что это не турмалин, а ограненный под природные кристаллы минерал флюорит. Флюорит чаще встречается в природе, имеет значительно меньшую твердость (4 балла по шкале Мооса) и стоит на порядок дешевле.
Кристаллы были выполнены настолько качественно и точно, что даже у меня, специалиста, преподававшего практический курс кристаллографии в университете, не возникло никаких сомнений в происхождении анализируемого материала.
После этого случая я сказала себе: «Никогда не верь глазам своим и не спеши делать выводы, хотя всё кажется простым».
О личном пути и выборе профессии
Почему Вы выбрали именно эту профессию? Что Вас в ней привлекло: любовь к минералогии, эстетика камней или что-то иное?
По профессии я геолог. Направление минералогии в университете выбрала потому, что дисциплины, связанные с минералогией, вели очень увлеченные, любящие свое дело люди. Слушая их лекции, невозможно было не полюбить минералогию и тем более геммологию. Поэтому после окончания учебы на кафедре минералогии и геохимии Томского государственного университета и аспирантуры я осталась на кафедре и преподавала более 10 лет практическую минералогию, кристаллографию и ряд геммологических дисциплин.
Где готовят специалистов такого профиля в России? Где важнее опыт: в институте или на практике?
Специалистов такого профиля готовят в вузах Москвы, Казани, Новосибирска, Иркутска, Екатеринбурга, Томска и ряда других городов.
Теоретические знания, полученные при обучении, и практические навыки неразделимы. В геммологии нет мелочей, все важно: понимание кристаллической структуры, химического состава и даже генезиса (происхождения) ювелирного камня. Все это позволяет принять правильное решение при его диагностике.
Какой совет Вы бы дали человеку, который мечтает стать геммологом?
Если у человека есть мечта, надо идти к ней. Для этого необходимо читать профессиональную литературу, тренировать насмотренность, тщательно структурировать полученную информацию из проверенных источников.
Интересный факт
По сравнению с растительным миром, в котором известно около 500 тысяч видов, и с животным (около 1,5 миллиона видов), мир минералов не может похвастаться таким изобилием. На данный момент известно до 4,5 тысяч минералов и открытие новых — это всегда грандиозное событие.
В 2004 году российские ученые из Томского государственного университета обнаружили два новых уникальных минерала — россовскиит и ферропедрисит. Россовскиит, названный в честь выдающегося российского геолога Льва Россовского — это рудный минерал, источник ценнейших металлов ниобия и тантала. Кроме того, этот минерал часто можно найти в жилах, содержащих и дорогостоящие самоцветы, например, турмалин, гранат и берилл. В этом плане похожие свойства имеет второй открытый минерал — ферропедрисит, который называют индикатором. По его залежам можно определять месторождения лития, о ценности которого лишний раз говорить не приходится. Ферропедрисит имеет похожие химические свойства, только железистого характера, что и минерал педрисит, который был назван в честь испанской провинции Педроса.
В 2014 году россовскиит получил международный диплом нового минерала. Честь открытия и дальнейшая диагностика образца принадлежит заведующему кафедрой минералогии и геохимии Томского государственного университета Сергею Коноваленко и сотрудникам кафедры Анне Баевой и Татьяне Небера. Также в число первооткрывателей входят ученые из Казани и Красноярска, которые участвовали в изучении минерала.
О практике и подделках на рынке
Легко ли сегодня отличить природный камень от синтетического или откровенной подделки? На что в первую очередь смотрит эксперт?
Каждый случай уникален. Иногда достаточно одного взгляда, чтобы предположить, что это имитация, и ее довольно легко подтвердить. Иногда случаи бывают очень сложные, над которыми стоит поломать голову и использовать в диагностике камня ИК-спектроскопию, Рамановскую спектроскопию. Технологии развиваются стремительно, производители синтетических камней стараются максимально приблизиться по свойствам и внешнему виду к природным камням. Это всегда стимулирует геммологов применять более сложные и технологичные методы диагностики.
Я, например, всегда начинаю диагностику с изучения микромира (включений) камня. Он может рассказать о многом: природный камень или синтетический, подвергался ли он облагораживанию и даже на каком именно месторождении его добыли.
Сталкиваетесь ли Вы в своей работе с тем, что в ювелирных магазинах или у частных лиц камни определены неверно? Насколько эта проблема распространена?
Да, к сожалению, такие случаи бывают, но я бы не сказала, что эта проблема распространенная.
Можете ли Вы, как профессионал, купить украшение «глазами» или всегда нужны инструменты для проверки?
Любые украшения — это, в первую очередь, эмоции. Украшение сразу должно очаровать, влюбить в себя. И несмотря на то, что я всегда покупаю украшения «глазами», конечно, я понимаю, что покупаю. Инструментами при покупке украшений я не пользуюсь, но здесь уже вступает в силу профессиональный опыт.
При покупке дорогостоящих украшений из драгоценных камней я бы посоветовала все-таки удостовериться, соответствуют ли заявленные характеристики (например, чистота камня) действительности.
Об инструментах и работе
Расскажите про Ваш рабочий инструментарий. Какими приборами Вы пользуетесь чаще всего и без чего геммолог не может обойтись?
Наша геммологическая лаборатория оснащена очень широким спектром приборов, начиная от классических — микроскопы, рефрактометры, дихроскопы, спекторометры, полярископы, — до новейших дорогостоящих спектроскопов различных моделей.
Как правило, для определения камня достаточно классического оборудования, а для определения облагораживания в камнях, некоторых синтетических аналогов (в том числе определения синтетических бриллиантов) используется более сложное прецизионное оборудование.
С какими материалами Вам приходится работать чаще всего? Что преобладает: бриллианты, сапфиры, изумруды или что-то более экзотическое?
В ювелирных изделиях, как правило, представлен очень широкий спектр ювелирных вставок: драгоценные камни (бриллианты, изумруды, сапфиры, рубины), полудрагоценные камни и их синтетические аналоги, а также жемчуг, янтарь, кораллы и др. Также широко распространены поделочные камни и даже породы, обладающие уникальным красивым текстурным рисунком. Конечно, встречаются и имитации ювелирных камней — ювелирные стекла, пластик.
Личные предпочтения
Какими качествами — цветом, игрой света, редкостью — должен обладать камень, чтобы произвести на Вас как на специалиста особенное впечатление? Есть ли у Вас любимый камень или минерал?
Необычные включения в камне или красивый текстурно-структурный рисунок. Мне, например, очень нравится ларимар. Он всегда таинственный и чарующий, как море.
Хочется всем посоветовать любить свои украшения, бережно относиться к ним, и они будут радовать вас всегда.
Завершите, пожалуйста, фразу: «Для меня быть геммологом — это…»
Для меня быть геммологом — это заниматься интересным любимым делом!