Найти в Дзене
Дэн, что посмотреть?

"Мегалополис" — что это было?

Оглавление

Новый фильм Фрэнсиса Форда Копполы вышел на экраны в январе. В онлайне появился ориентировочно в мае. Всё это время споры вокруг него не утихали. Я посмотрел фильм два раза, чтобы самому разобраться, а что же с ним не так? Этот пост — попытка отрефлексировать большой проект Копполы и попытаться найти в нём смысл.

Постер фильма "Мегалополис", представленный перед премьерой в Каннах. Источник: Кинопоиск
Постер фильма "Мегалополис", представленный перед премьерой в Каннах. Источник: Кинопоиск

С чего всё началось?

Коппола, будучи вечным ремесленником, выпустил свой самый масштабный и самый философский проект в 1979 году. Речь, конечно же, про "Апокалипсис сегодня". В том же году режиссёр пришел на студию с намерением снять свой самый масштабный и грандиозный проект. Тогда появились зачатки (и первые наброски "Мегалополиса")

Я задумывал "Мегалополис" как римский эпос, действие которого происходит в современной Америке. В основе сюжета — заговор Катилины — восстание римских сенаторов в 63 году до н. э. для захвата власти и радикального переустройства Рима.

—так говорил сам режиссёр о своём проекте. Но почему не получилось снять тогда? Версий много: и актерский состав Коппола хотел задействовать совершенно новый, и сценарий он всё никак не мог написать, и технически фильм был невозможен. По факту же, самая распространенная теория заключается в том, что у студии попросту не было денег, которые просил Коппола.Речь, напоминаю, идет о 1979 годе, когда бюджет в 20 миллионов для фильмов был уже гигантским, а Коппола требовал по тогдашним меркам невозможные 120 миллионов. К слову, именно с таким бюджетом фильм в итоге и получился, но уже в 2022 году. Фрэнсису Форду пришлось вложить собственные миллионы, вырученные с продажи винодельни, чтобы снять проект мечты. Его настойчивости и упорству можно лишь позавидовать.

Если дополнять история создания "Мегалополиса", то между 1979 и 2022 годом за картину брались еще, по меньшей мере, 2 раза. Первый — в 2001. Тогда Коппола уже утвердил каст, но теракт 11 сентября нарушил все планы. Производство развалилось и попытка собрать его обратно была предпринята в 2019 году, когда один из студийных боссов откопал на полке "сценарий неснятого фильма Копполы" и предложил вложить запрашиваемую сумму. Режиссер, конечно, от звонка студии обрадовался. Заново принялся собирать каст, но тут уже в дело вмешался карантин. Ударив по всей индустрии в 2020 году, COVID-19 сделал выдачу денег невозможной. Студия попросту не хотела терять деньги, которые в ковидные времена Коппола бы просто не отбил. В итоге ситуация получилась как с Доком Хадсоном в "Тачках" — "я еще многое мог, но доказать мне не дали". В итоге режиссер продал винодельню, поднял состояние и потратил его на проект мечты, о чем я уже упоминал выше.

Кадр из фильма "Мегалополис". Источник: Яндекс
Кадр из фильма "Мегалополис". Источник: Яндекс

А что там в "оригинале"?

Раз уж фильм, фактически, основан на реальной истории, то, думаю, имеет смысл ее коротко напомнить.

Заговор Катилины — это восстание части римского нобилитета против действующей власти. Суть заключалась в том, что Луций Сергий Катилина, проиграв на выборах консула, собрал вокруг себя знать, выставил требование списать долги, привлек на свою сторону должников и крестьян и поднял вооруженное восстание. Восстание, конечно, провалилось, но повлекло за собой власть Марка Туллия Цицерона — одного из выдающихся деятелей эпохи. Примечательно во всей истории (и то, что интересует конкретно нас) то, что до XIX века образ Катилины трактовался резко негативно, но два столетия назад он оказался революционером-идеалистом. Этаким борцом за честность, справедливость, свободу, равенство и братство. Да, его образ неоднократно использовался французскими революционерами, а Наполеон в своих мемуарах отзывается о Катилине как о "человеке, предвосхитившем честную революцию".

Вернемся в фильм — главный герой Цезарь Катилина (Адам Драйвер) не просто так зовется именами этих двух деятелей. Если про Цезаря всё понятно, то Луций Катилина здесь представлен в характере и ценностях героя Адама Драйвера. Он — идеалист, прагматик, стратег, но он не гонится за всемирной славой, а лишь хочет построить новый Рим, что, конечно, влечет за собой разрушение старого общества. В этом смысле Коппола очень талантливо заигрывает с эсхатологическими мифами о Вселенной. А еще, кроме прочего, Цезарь Каталина умеет останавливать время, то есть, в некотором роде является для Копполы богом (да, именно с маленькой буквы).

Адам Драйвер в роли Цезаря Катилины. Источник: Яндекс
Адам Драйвер в роли Цезаря Катилины. Источник: Яндекс

О чём "Мегалополис"?

Ответ на этот вопрос хочется дать не в стилистике школьного сочинения, а попытавшись прогнать его через призму собственного понимания картины. Коппола, безусловно, снимал фильм для себя и наполнял его смыслами для себя. Для режиссера важно (и это примечательно для всех его картин — это стоит запомнить) порассуждать о человечности, о мире, как о большой философской системе, и о человеке как единице этой системы. Но главная загвоздка в том, что "Мегалополис" при всей его приятной наружности — а с точки зрения техники картина выполнена великолепно — перенасыщен и оттого пуст. Коппола не выводит каких-то новых выводов, он не вводит своих героев в новые смыслы, да и вообще не развивает своих героев. Фильм безбожно устарел. То, что режиссер хотел снять больше 40 лет назад, сейчас смотрится как попытка догнать мечту. Но попытка, тем не менее засчитанная.

"Мегалополис" — это фильм о глубоком переживании творца за свои творения. Это архитектурно выверенный и по-античному помпезный аттракцион, где обилие "римского золота" ослепляет и погружает в тоску по уходящей эпохе. "Мегалополис" для Копполы это попытка отрефлексировать и собственный творческий путь. Цезарь Каталина, некогда известный, великий и популярный архитектора, к финалу становится никому не нужен, а его мечта бесследно ускользает от него. Кроме того, общую эсхатологическую концепцию дополняет и тот факт, что мир фильма — обречен. После этого невольно задаешься вопросом: "а как долго простоит наш Рим?".

Я не зря абзацем выше попросил запомнить основные принципы копполовских фильмов. В "Крестном отце", в "Апокалипсисе сегодня" и даже в малоизвестном "Разговоре" режиссер неустанно возвращается к одному — месту человека в системе. Какие ценности он преследует, какие смыслы постигает, какие цели преследует. Для режиссера это было не просто важно, а жизненно необходимо. Всю свою карьеру он пытался привлечь людей к главному — к жизни. Причем жизни со смыслом. Образы режиссера, так нами любимые, все сплошь и рядом персонажи ищущие. Майкл Корлеоне искал баланс между семьей и делом, Цезарь Каталина между реальностью и мечтой, а Полковник Куртц искал баланс между безумием и искуплением.

Кадр из фильма "Мегалополис". Источник: Яндекс
Кадр из фильма "Мегалополис". Источник: Яндекс

Итог

Про фильм Копполы можно говорить долго. Перебрасываться мнениями о том, почему он плохо или почему это шедевр, я не хочу говорить о том, что фильм не поняли или, что наоборот, "забросали томатами" оправдано. Я лишь хочу в очередной раз выразить свою любовь к мэтру и напомнить вам о том, что всё описанное — лишь мое личное понимание картины.

Фрэнсис Форд — великий режиссер. Режиссёр эпохи и уходящей в закат ступени человечества. Его работы — не просто драмы или блокбастеры, а нечто большее. Нечто большее метафизически и философски. "Мегалополис" действительно тяжело смотреть. Он тягомотный, почти не развивается, а в редких проблесках экшена (он здесь не типичный) оказывается и вовсе беспомощным, но тем не менее, он визуально прекрасен и смыслы, заложенные в нём есть смыслы по меньшей мере сильные. Картина по инерции утягивает тебя в пучину пространственных размышлений, отчего ты уже не понимаешь, кто в ней главный герой, а кто злодей. Однако этот вопрос, пожалуй, единственный, ответ на который лежит на поверхности: главный герой "Мегалополиса" — зритель, который любит и помнит Копполу таким, каким он был всегда —несколько старомодным, но от того еще более мудрым — и зритель, которому точно понравится и эта работа маэстро.

Слева направо: Джанкарло Эспозито, Обри Плаза, Фрэнсис Форд Коппола, Роми Крокет Марс и Адам Драйвер на премьере фильма в Каннах. Источник: Яндекс
Слева направо: Джанкарло Эспозито, Обри Плаза, Фрэнсис Форд Коппола, Роми Крокет Марс и Адам Драйвер на премьере фильма в Каннах. Источник: Яндекс

А с вами был Дэн! Любите кино, смотрите кино и да пребудет с вами сила!

Ссылка на мой тг-канал: https://t.me/gromkomchanell