В 2025 году в Салехарде (ЯНАО) югорские археологи обнаружили и исследовали могильник «Салехард-5», датируемый эпохой энеолита (медно-каменного века). Его возраст – около 5000 лет. Неожиданные находки в погребениях заставили по-новому взглянуть на историю заселения Арктики.
Было вскрыто и изучено более 25 захоронений, но главной сенсацией стало не количество, а невероятно богатое и разнообразное содержимое погребений. Этот могильник стал первой находкой на севере Западной Сибири, где погребальный инвентарь, сопровождавший владельцев в загробный мир был представлен в таком изобилии и сохранности.
Каменный век встретился с медным
Среди найденных артефактов – множество каменных орудий: наконечники стрел, дротиков, копий, топоры, лежавшие рядом со своими хозяевами. И здесь же, рядом с истлевшими костями, были обнаружены две медные пластины. Одна из них напоминает трапециевидное украшение, похожее на аналогичные каменные. По предварительной версии, она служила подвеской. В другом погребении, в ногах, тоже найдены крохотные фрагменты медной пластины. Вероятно, их функция тоже была декоративная. Обладатель такого, редкого по тем временам, сокровища был состоятельным или уважаемым человеком.
Это первая в истории археологии достоверная находка медных изделий на Севере, причем на полярном круге.
До сих пор считалось, что в циркумполярной зоне в финале каменного века металл был неизвестен. Эта находка позволяет отнести памятник к энеолиту – переломной эпохе, когда человечество начало осваивать металлургию.
Анализ металла салехардских находок позволит привязать могильник к горнорудным источникам или древним металлургическим провинциям и определить географию торговых связей и расселения.
Загадочные каменные шарики
Еще одна удивительная находка – отполированные каменные шарики. Сначала их назначение было непонятно. Югорские археологи интерпретировали шарики как ядра для пращи. Но в очередном погребении шар располагался рядом останками своего владельца вместе с набором грузил рыболовной сети, колчаном с каменными наконечниками стрел и топориком, пригодными для промысла в загробном мире зверя и рыбы. Археологи, увидев этот «набор охотника», выдвинули предположение, что шарики – это болас – орудие, использовавшееся в том числе, для добычи птицы, поскольку именно его недоставало в комплекте.
Североамериканские эскимосы, коряки, чукчи применяли болас для охоты на перелетных птиц с длинной шеей – гусей, лебедей. Шарик, прикрепленный к кожаному ремню раскручивали особым образом, бросали, и ремень удавливал дичь. Аналог подобного орудия – нагайка – применялся для охоты на зверя на открытых пространствах, чаще всего на степную лисицу.
Всего в исследованных погребениях были найдены четыре хорошо отшлифованных каменных шара диаметром 3–3,5 сантиметра. И обнаружен инструмент для изготовления подобных орудий – камень с двумя полусферическим углублениями, подходящими к этим шарикам.
В Салехарде в 2025 году впервые получены данные об использовании боласа как орудия промысла на этих территориях в эпоху энеолита (5000 лет назад).
Набор орудий, позволяющий человеку в загробном мире осуществлять тот же хозяйственный цикл, что и при жизни, позволяет реконструировать традиционный уклад первопоселенцев и указывает на их успешную адаптацию к условиям жизни на Крайнем Севере.
Горшки-светильники для погребального обряда
В некрополе «Салехард-5» было найдено много фрагментов керамики, среди них – два сосуда хорошей сохранности. Оба горшка украшены схожим ромбовидными орнаментом. Их сделали 5 тыс. лет назад, предположительно на этой территории. Горшки, первоначально служившие бытовой утварью, были затем использованы в ритуальных целях: при совершении погребального обряда их, возможно, устанавливали поверх саркофага. Некоторые из сосудов закопченные, и есть версия, что первоначально их использовали как масляные светильники. Образцы керамики будут отправлены на химико-технологический анализ.
Разнообразие ритуалов
Особенностью некрополя ученые называют разнообразие ритуалов, здесь почти нет повторов в погребальном обряде: некоторых индивидуумов завернули в бересту, а других поместили в лодку. В одном из самых богатых погребений следы охры повторяли очертания половины перевернутой лодки-долбленки, которая служила саркофагом для знатного воина, похороненного с медными украшениями. Под этой лодкой обнаружилось второе, более скромное захоронение.
Среди изученных встречались и индивидуальные захоронения, и «братские» могилы. Найдены даже захоронения отдельных частей тела.
Одно из сооружений представляло собой большой деревянный склеп размером 4,5 на 3,5 метра, где находились останки нескольких людей и животных, часть из которых была кремирована.
Погребальный инвентарь разнообразен и неоднороден. Рядом с владельцами найдены их вещи: где-то погребения по богаче, а были совсем пустые.
В нескольких захоронениях наконечники стрел были аккуратно уложены рядом, что указывает на наличие колчанов, например, берестяных. Но кроме этого археологи обнаружили настоящую загадку: разбросанные в захоронениях измельченные каменные наконечники стрел. Ученые приписывают это существованию особого погребального обряда: древние люди «солили» могилу мелкодробленым камнем, возможно, чтобы обеспечить благополучие умершего в потустороннем мире. Аналогичная практика, но с посыпанием усопшего фрагментами разбитой керамики, встречалась в древних захоронениях.
Деревянные «дома мертвых»
Устройство могил поразило археологов своей сложностью. Некоторые захоронения были устроены как многоступенчатые ямы, уходящие на глубину до 2.5 метров от древней поверхности. Это напоминало зиккурат или обратную пирамиду: сначала копали большую яму, затем внутри нее – поменьше, и так далее, создавая погребальную камеру в самом низу.
Камеры были обшиты деревом и выкрашены в красный цвет природной краской – охрой, характерный красный цвет которой придает железо. Тело часто помещали в берестяной саркофаг, также обмазанный охрой, а сверху могилу перекрывали плахами и насыпали небольшой курган.
Сверху на погребальное сооружение ставили керамический сосуд вверх дном – это был устойчивый погребальный ритуал.
Со временем конструкции разрушилась и керамика провалилась внутрь. Некоторые сооружения носят следы пожара, есть предположение, что их поджигали, прежде, чем окончательно закопать.
Интернациональный энеолит Ямала
Столь богатый и разнообразный материал позволил ученым сделать предварительные выводы о культуре населения древнего Ямала.
Наличие глубоких могил, сложных деревянных конструкций и богатого инвентаря говорит о высоком уровне развития общества, сложной социальной организации и развитых религиозных представлениях.
Анализ находок указывает на то, что 5000 лет назад население Ямала было неоднородным. Одна часть традиций (орнамент на керамике, болос) имеет параллели с культурами палеоазиатских народов (предков чукчей, коряков, эскимосов). Другая часть – прежде всего, знание металлургии меди – вероятно, была привнесена с Южного Урала, который, в свою очередь, контактировал с древними «протоевропейскими» народами (ямная культурно-историческая общность).
Перекресток культур
Таким образом, пять тысячелетий назад Ямал не был глухой окраиной. Он являлся культурным перекрестком, где встретились и смешались традиции выходцев из Южной Сибири (палеоазиатский компонент) и носители передовых металлургических технологий с запада.
Открытие могильника «Салехард-5» – это не просто яркая находка сезона. Это фундаментальное открытие, которое отодвигает начало сложных культурных процессов в Арктике на тысячи лет вглубь веков и рисует картину далекого прошлого Севера как динамичного и многоликого мира.