Кто такие стригольники и почему их обвиняли в том, что они «портят народ»? За что интеллектуальную элиту Новгорода объявили «жидовствующими» и казнили? Разбираемся в корнях русского религиозного инакомыслия.
История русского православия берет свое начало в 980-х годах. Однако было бы большой ошибкой считать, что Русская Церковь на протяжении своего тысячелетнего существования оставалась монолитом, свободным от внутренних споров и противоречий. Все знают о трагическом Расколе XVII века, но и в более раннее время внутри русского христианства существовали духовные течения, бросавшие вызов официальной позиции иерархов.
Многие из этих течений были объявлены опасными ересями, а их последователи — сурово наказаны. Другие же, хотя и не были признаны официально, составили часть духовного опыта русского православия.
Откуда взялись ереси?
Православное христианство, как и католическое, – догматическая религия, т.е. религия, основанная на догматах (догмах) – непреложных, обязательных для признания всеми верующими истинах. Догматы Православной Церкви – это положения веры, определяющие природу божественного. Такие догматы как учение о Троице, о Боговоплощении Христа или о грядущем Воскресении мертвых, были утверждены решениями семи Вселенских соборов еще в IV–VIII веках. Ключевыми православными (и католическими) догматами являются так же учение о Непорочном зачатии, о богочеловеческой природе Христа, о грядущем Страшном суде и некоторые другие.
Важно понимать: для церкви невозможно быть «частично верующим». Недопустимо, считая себя православным, принимать одни догматы и при этом отвергать другие или, того хуже, сочинять собственную альтернативную богословскую систему. Своевольное богословское учение, не подтверждённое соборным авторитетом, с первых веков христианства стало называться ересью (от греч. airesis — «учение», «школа»).
Церковь видела в еретиках куда большую угрозу, чем в открытых безбожниках или иноверцах. Ведь еретики, заявляя о себе как об истинно верующих христианах, вносили смятение и раскол в Церковь, подрывая самые основы церковного единства. Неудивительно, что борьба с ересями велась крайне жёстко, часто с привлечением светской власти.
Церковь и ереси в средние века
Тем не менее, практически вся история христианской Церкви — и в Западной Европе, и в Византии, и на Руси — сопровождалась появлением новых еретических учений. Они возникали как интеллектуальный ответ на противоречия в догматическом богословии, как попытки рационализировать религиозное учение или придать ему более гуманистический характер. Нередко распространение ересей было тесно связано с политическим и социальным протестом, в том числе направленным против злоупотреблений внутри самой Церкви.
В Западной Европе мощное еретическое движение XII–XIII веков привело к созданию инквизиции — специального института для систематической борьбы с ересями. В отличие от католического мира, Русская церковь долгое время не имела ни аналогичного опыта беспощадного преследования еретиков, ни собственного аналога инквизиции. Активизация борьбы с ересями на Руси начинается в XIV–XV веках и значительно усиливается в период образования централизованного государства, когда укрепление светской и духовной власти потребовало обеспечения идеологического единства.
Именно к этому периоду относится история расцвета и подавления двух самых известных древнерусских ересей — стригольников и «жидовствующих». Их история полна загадок, ведь о них мы можем судить исключительно по сочинениям их противников — православных полемистов, — что существенно затрудняет их объективную оценку. Однако даже в этих предвзятых свидетельствах сохранились красноречивые указания на причины возникновения ересей и отдельные направления духовных поисков их последователей, что позволяет восстановить хотя бы часть их сложного мировоззрения.
Стригольники: протест против «церкви на продажу»
Стригольничество возникло в Пскове в середине XIV в. и оттуда распространилось на Новгород. Его основателем, согласно источникам, был некий Карп — по профессии стригольник, то есть, т.е. парикмахер. Именно от его ремесла и произошло название «стригольниковы ученики» или просто стригольники. Другим видным лидером движения стал диакон Никита.
Стригольники не просто выражали недовольство — они предприняли радикальный шаг, по сути отделившись от официальной Церкви. Они перестали посещать храмы, не признавали таинства, совершаемые большинством священников, молоились на своих собраниях и создавали собственные молитвенные общины. Согласно утверждению Иосифа Волоцкого, ереси были подвержены «многие из православных христиан», что говорит о ее широком распространении.
Причиной такого решительного разрыва стало глубокое нравственное возмущение. Еще в XIII веке в Русской Церкви была введена ставленая пошлина — плата за введение в священнический сан. Масса духовенства и мирян была возмущена этими установлениями и обвиняла верхушку русского духовенства в грехе симонии – торговле духовными дарами и церковными должностями. Это трактовалось как торговля «благодатью Святого Духа». Несмотря на неоднократное осуждение ставленых пошлин в русской церкви Константинопольским патриархом, эта практика продолжала существовать. Многие верующие, включая часть самого духовенства, видели в этом грех симонии — торговли духовными дарами и церковными должностями. Несмотря на неоднократные осуждения этой практики даже константинопольскими патриархами, система продолжала существовать.
Стригольничество стало прямым ответом на эту практику. Лидеры стригольников объявили, что священники, купившие сан, не могут быть проводниками Божьей благодати, и призвали вернуться к чистоте раннехристианских общин.
Казнь на Волхове: расправа с первой русской ересью
Инициатором преследования стригольников выступил суздальский архиепископ Дионисий. Для придания борьбе с еретиками законной силы он лично отправился в Константинополь, где получил от патриарха специальные обличительные грамоты против новгородских и псковских вольнодумцев.
В 1375 году в Новгороде произошла первая массовая казнь еретиков на Руси: вождей стригольников — Карпа, Никиту и одного безымянного мирянина — схватили и сбросили с большого моста в воды Волхова. Однако стригольничество не исчезло.
Уже в 1416–1429 годах с новой волной стригольников в Пскове пришлось бороться митрополиту Фотию. Примечательно, что обличая стригольников как еретиков, митрополит одновременно защищал практику ставленых пошлин, ссылаясь на «местные обычаи». Тем не менее, в отличие от своих предшественников, Фотий предостерегал псковичей от самосудов и убийств, рекомендуя ограничиваться телесными наказаниями и заточением в темницы.
После 1429 года упоминания о стригольниках окончательно исчезают из летописей и церковных документов, что свидетельствует о постепенном затухании одного из самых ранних и значительных еретических движений на Руси.
Продолжение следует...
Больше интересных материалов - в нашей подборке Исторические заметки. Понравился материал? Поддержите нас лайком и подпиской.