Найти в Дзене

Средневековье в ЯНАО: Полуйский мысовой городок – резиденция князей Тайшиных

Исторический период между античностью и Новым временем, в современной историографии носящий наименование средневековья, сразу вызывает в памяти картины средневековья европейского: готические соборы, узкие улочки городов, монастыри как центры культуры. О средневековье в европейской части России тоже есть достаточно информации. А вот за фактами об эпохе, предшествовавшей Новому времени, на севере Западной Сибири, часто надо обращаться к специалистам – историкам и археологам. Именно так и стоит поступить. В 2004–2005 гг. в Салехарде был выявлен и исследован Полуйский мысовой городок – легендарное остяцкое (хантыйским) поселение Пулинг-аут-вош (по ненецки – Салехард), функционировавшее с конца XVI до первой трети XVIII века, в то самое «темное средневековье». Результаты исследований собраны в книге О. В. Кардаша «Полуйский мысовой городок князей Тайшиных» и стали основой документального фильма «Обдорские князья Тайшины», вышедшего в 2008 году. Обратимся к этим научным источникам и попытаем

Исторический период между античностью и Новым временем, в современной историографии носящий наименование средневековья, сразу вызывает в памяти картины средневековья европейского: готические соборы, узкие улочки городов, монастыри как центры культуры.

О средневековье в европейской части России тоже есть достаточно информации. А вот за фактами об эпохе, предшествовавшей Новому времени, на севере Западной Сибири, часто надо обращаться к специалистам – историкам и археологам. Именно так и стоит поступить.

В 2004–2005 гг. в Салехарде был выявлен и исследован Полуйский мысовой городок – легендарное остяцкое (хантыйским) поселение Пулинг-аут-вош (по ненецки – Салехард), функционировавшее с конца XVI до первой трети XVIII века, в то самое «темное средневековье». Результаты исследований собраны в книге О. В. Кардаша «Полуйский мысовой городок князей Тайшиных» и стали основой документального фильма «Обдорские князья Тайшины», вышедшего в 2008 году.

Обратимся к этим научным источникам и попытаемся представить, как выглядел Обдорский холм, откуда ведет свои историю Салехард, полтысячелетия назад.

Средневековая архитектура Ямала

-2

Участок коренного берега реки Полуй, на котором располагался Полуйский городок по данным раскопок и картографических материалов начала XIX века, имел вид узкого мыса «отрога», смыкавшегося с террасой узкой, около 25 м, перемычкой-проходом. Здесь, в стратегически удачном месте, располагалась укрепленная резиденция остяцких князей. Городок четко делился на две части: элитную и посад.

В северо-западной части мыса располагалась княжеская цитадель – оборонительно-жилой комплекс. Это было единое сооружение, где четыре больших жилища (каждое 8х8 метров) соединялись между собой крытыми переходами и общим коридором. Комплекс имел единое перекрытие и стены, заложенные дерном. Снаружи он выглядел как заросшая травой и мхом сопка – город-крепость, надежно укрытый от чужих глаз и защищенный с трех сторон крутыми обрывами. Валообразная насыпь по периметру сооружения, скорее всего, продолжала естественный склон и увеличивала его протяженность.

Размер внутреннего пространства цитадели составлял 20×18 м. Высота сооружения была от 2 до 3 м. Каждая из четырех построек представляла собой своеобразный квартал. В котловане, глубина которого составляла 0,5–0,7 м, располагались постройки прямоугольной формы. Их коридорообразные выходы вели в разделяющий их общий проход-коридор. А уже из него можно было выйти за пределы оборонительно-жилого комплекса.

Архитектура построек крепости имеет массу архаичных черт, известных по раскопкам более ранних средневековых жилищ Нижнего и Среднего Приобья.

Возможно, местные вожди сознательно подчеркивали связь с древними традициями коренных народов Приобья, чтобы укреплять свой авторитет и право на власть.

Такой оборонительно-жилой комплекс нельзя охарактеризовать как мощное фортификационное сооружение. По всей видимости, необходимость в серьезной защите у его хозяев отсутствовала.

Выше статус – больше дом

Косвенно на особый статус обитателей Полуйского мысового городка указывают и размеры построек. Для сравнения, дома князей Тайшиных в более позднее время, в XIX веке, практически в четыре раза больше по площади жилищ простых общинников. Размеры дома вождя, довольно большого и просторного, по местным меркам, очевидно, определялись не только количеством домочадцев и прислуги главы семьи. Наличие у главы городка и Обдорской волости большого дома преследовало, скорее всего, престижные и общественные цели. Оно соответствовало довольно высокому положению крещеного остяцкого князя в местной российской иерархии. Кроме того, большое здание периодически использовалось в качестве общественного помещения – для приема гостей, официальных лиц, проведения собраний, ритуалов и праздников, предполагавших присутствие довольно большого числа людей, в том числе из среды рядовых общинников. Эти же функции можно предполагать у строений Полуйского мысового городка.

Посад для простых общинников

Практически вплотную к стенам княжеской крепости теснился неукрепленный посад. Здесь жили рядовые члены общины. Их дома были значительно меньше и скромнее – лишь 2,5х2,5 метра в основании. Всего таких жилищ могло быть 15-20.

Все жилища посада были стационарными и долговременными. По конструкции они относятся к строениям с наземной частью кубической формы и подразделяются на два типа. Первый: дома-полуземлянки из бревен и жердей с котлованом глубиной 0,5–0,6 м. Второй: наземные дома со стенами, сооруженными из досок или бревен. Начиная с конца XVI века, важной чертой посадских построек является отсутствие центральных открытых очагов и наличие каминов-чувалов, расположенных у одной из стен помещения. В то же время в домах Полуйского оборонительно-жилого комплекса, принадлежность которого связывается с вождем Обдорского княжества и его семьей, продолжали сооружаться только очаги, расположенные в центре помещения.

Выявленная двухчастная структура городка, по мнению ученых, является материальным отражением социального расслоения, существовавшего в тот период в местном обществе. Кроме того, значительные различия в архитектуре зданий, скорее всего, являются следствием этнической неоднородности жителей поселка.

Ритуальная площадка

На южной оконечности мыса – к югу от крайних строений посада, находилась площадка, сформированная из слоя щепы. На ней обнаружено большое количество голов северного оленя. Вероятно, данное место имело ритуальное назначение. Это явное указание на то, что духовная жизнь занимала важное место в жизни городка.

Быт и хозяйство

Анализ тысяч находок и костных остатков рисует картину насыщенной жизни.

Основа рациона жителей Полуйского городка – рыба и олень. Жители были искусными рыболовами и охотниками. В их сетях и ловушках оказывались осетр, стерлядь, нельма, муксун. Главным промысловым животным был северный олень. При этом в пищу шло мясо практически всех животных, включая пушных (соболя, лису) и даже морских (нерпу, белуху).

Скромная элита

Главной функцией князя и его окружения была не хозяйственная деятельность, а управление и духовное лидерство. Князья, по всей видимости, совершали важные обряды (например, обряд начала летнего промысла), от которых зависело благополучие всей общины. Второй ключевой задачей был сбор ясака (натуральной подати пушниной) – сначала для собственных нужд, а позже – для уплаты русской администрации.

Удивительно, но в княжеской резиденции найдено не так много роскошных, привозных или ритуальных вещей. Не было найдено следов пышных празднеств или богато украшенной парадной одежды. Это говорит о том, что городок использовался для конкретных практических целей, а не для демонстрации показной роскоши. Ценные вещи, вероятно, хранились в других, более безопасных зимних резиденциях.

Расцвет и стагнация

Расцвет городка пришелся на конец XVI – начало XVIII века. Его судьба тесно переплелась с русской колонизацией Сибири. Интересно, что, несмотря на близость к оживленному пути в Мангазею, жители городка вели довольно замкнутый образ жизни – импортных товаров в культурном слое этого периода найдено очень мало.

Конец эпохи Пулинг-аут-вош наступил в 20-30-е годы XVIII века, когда княжеская семья Тайшиных приняла крещение и постепенно перенесла свои резиденции в другие места (Горнокнязевск, поселок Октябрьский). Древняя деревянная цитадель, хранившая традиции средневековья, была заброшена и постепенно забыта.

Но она не исчезла бесследно. Благодаря вечной мерзлоте ее история прекрасно сохранилась и дождалась исследователей. Исследование Полуйского городка – это возможность прикоснуться к эпохе, когда формировалась история Ямала, а на его землях располагалась резиденция легендарных князей, чьи имена навсегда вписаны в летопись севера Западной Сибири.

-3

Смотреть фильм "Обдорские князья Тайшины"

https://vkvideo.ru/video-166118552_456239500