Я не рисую мечты, я рисую мою реальность.
Фрида Кало
Псевдопсихология, саморазвитие, биоэнергетики, родологи и прочие "ологи" - это не просто способ зарабатывания денег, это отражение запроса населения на взгляд в собственную душу. Но не так чтобы глубоко, а так как безболезненно, нежно, приятно, чтобы был весь травмированный, несчастный, оправданный со всех сторон, но главное мог оправдать свою бездеятельность, эгоцентризм и тупость словами о подлинном я, истинных желаниях: думай о себе, как тебе хорошо, так и делай. И на фоне этого всего модным становится понятие "аутентичность" - способность человека быть самим собой.
Это снова тот случай, когда Баба Яга не то чтобы против, но когда за слово становится обидно. Ну как "голубой" и "радужный", а то и вовсе убитый "гендерный": слова, заключавшие в себе искренний смысл, стали ругательствами, где цвет больше не цвет, воплощающий бесконечность и мечту, где явление природы больше не воплощение её чудес и красоты, где наличие уникальности человека в его половой принадлежности больше не дань уважения его инаковости, совершенству воплощения данного Богом.
"Аутентичность" в цифровом мире и мире даже нецифровых социальный сетей стала способом самооправдания подлых поступков и стремления к осознанному мышлению, хотя разве возможно, чтобы мышление было неосознанным? Такое сочетание несочетаемого, моя голова она мне не принадлежит, пока я ем, она думает и живёт своей отдельной жизнью. Снова тот случай, когда посыл к собственному Я был неплох, но выразился в самообман понимания самого себя. Это даже звучит сложно, куда уж до распутывания клубка запутавшихся мыслей.
Но я не про пороки общества, не про его зеркала, куда глядя, ощущаешь кривую рожу, я про подлинность. Как это часто бывает, всё началось с Древней Греции: для этих, пусть во многом не идеальных и тоже заблудившихся людей, аутентичность воплощала истинность, причём подкреплённую нравственностью. В основе свободы была свобода, ограниченная свободой другой людей. Верность себе - это признание того, что в тебе истинно, что ценно, что достойно жить. Сократ просит своих учеников, пытающихся спасти его от верной смерти, - думайте не обо мне, а об истине. Идея и образ своего мира становятся для него главнее и выше собственной смерти. Стоило ли? Для него - да. Да и для человечества - тоже!
И позже человечество неоднократно декларировало, что самая главная встреча в жизни - это встреча с самим собой, не со своими желаниями счастья и благополучия, а со своими светлыми бликами и черными тенями, с последствиями своих действий, с принятием ответственности за них, с тем, что тебя не любят, не понимают, но чтобы быть любимым и понятым, ты не становишься кем-то другим.
Поль Гоген, бросивший роскошь буржуазной жизни, ради признания того, что ценно исключительно ему; Граф Алексей Константинович Толстой, бежавший от дарующей привилегии государственной службы ради "капусты" и глубины, возможности любить то, что , действительно, хочется любить; Януш Корчак, отказавшийся спастись и вошедший в газовую камеру ради детей, которые не были его кровными родственниками; Фрида Кало, обнажавшая душу, полную страданий и уродства жизни (смотришь на картины и жутквоватенько).
Однако, здравствуйте, то великие умы и гении человечества, а то мы, куда уж нам до них. Правда, откуда внутри наших душ величие, выдающиеся способности - какие уж среди нас гении? Простите, а почему бы и нет? Плох тот солдат, который не мечтает стать Нельсоном Манделой или адмиралом Нельсоном, ну хотя бы Мадам Баттерфляй, пусть и вымышленный персонаж, но не Мадам же Брошкина, которая вполне реально ездит по будням в метро или автобусе.
А если так, то возникают трудности: мы вроде договорились, вот все мы есть мы, а как это? В чём проявляется то, что я - это я, а не кто-то другой, без социальной масочки, простите, никуда: вспышка ОРВИ на дворе, очередная корона-скипетр-вирус. Но ведь чем прекрасен карнавал: надевая маску, можно говорить, что угодно. А значит в этих условиях быть собой - это жить в согласии со своей социальной маской, когда не нужно притворяться и скрывать от самого себя, чего я на самом деле хочу. Это свобода не ОТ своих теневых желаний, а свобода ДЛЯ того, чтобы признавать свои истинные чувства, знать, чего я на самом деле хочу, сохранение достоинства. И да, конечно, встреча с самим собой может быть не самой приятной, однако именно в ней, в понимании собственного несовершенства раскрывается твоя сила, а не слабость, счастье жить, счастье чувствовать, счастье нести ответственность за свои поступки, ведь именно это делает тебя хозяином собственной жизни. Иначе во всём виноваты другие, а ты тогда даже в самом себе ни на что не влияешь. Быть самим собой - это ответить на вопрос, чего мне хочется, как я могу это реализовать, какие будут последствия, иду ли я к этому, но самое главное - что иду, сохраняя право других на такой же путь.