Сегодня, 19 сентября, состоялось заседание учёного совета Тихоокеанского государственного университета (ТОГУ), где ректор вуза Юрий Марфин рассказал о новой модели высшего образования в Российской Федерации, основных принципах её работы и новых подходах к подготовке кадров под существующие и будущие потребности экономики Дальнего Востока.
Юрий Марфин отметил, что переход на новую модель обусловлен накопившимися противоречиями в системе, новой ситуацией на рынке труда в результате геополитических изменений, а также необходимостью повышения конкурентоспособности российского образования и защиты традиционных духовно-нравственных ценностей. «Ключевые задачи — это повышение качества образования, сбалансированная подготовка кадров в интересах экономики и обеспечение технологической независимости и технологического лидерства Российской Федерации. Это то, ради чего мы и меняем систему высшего образования», — сказал он.
Ректор подробно остановился на элементах новой модели, среди которых изменение структуры образовательных программ, усиление взаимосвязи с рынком труда и новые принципы приёма абитуриентов. Основным изменением станет переход к трехуровневой системе: уровень «высшее образование» должен стать самодостаточным уровнем для профессиональной самореализации выпускников, уровень «специализированное высшее образование» обеспечит углубление компетенций по смежным специальностям или управленческих навыков, и уровень «аспирантура (адъюнктура)» станет самостоятельным видом профессионального образования. Нормативные сроки обучения станут более гибкими и будут варьироваться в зависимости от направления подготовки, например срок обучения на уровне «высшее образование» может варьироваться от 4 до 6 лет.
Также Юрий Марфин рассказал о новом содержательном наполнении образовательных программ, которое будет включать единое ядро социогуманитарных и фундаментальных дисциплин для вузов всей страны, содержание и наполнение для каждой укрупнённой группы специальностей будет разрабатывать создаваемое федеральное учебно-методическое объединение (ФУМО), и гибкую профессиональную часть, разрабатываемую университетами. «Мы точно пойдём в эту новую модель. Считаю правильным уже сегодня внутренне, содержательно, нормативно готовиться, понимая, как оформляется рамка новой модели высшего образования», — подчеркнул ректор ТОГУ.
Ректор подчеркнул, что Тихоокеанский государственный университет уже делает конкретные шаги в сторону новой модели и будет активно продолжать эту работу. В качестве приоритетных направлений он указал деятельность по пересборке образовательных программ, активное развитие сетевого и дополнительного образования, привлечение партнёров для обновления инфраструктуры и системную работу с работодателями для управления карьерой выпускников.
Накануне глава Минобрнауки в своём обращении подчеркнул, что новая модель это не революционный, а эволюционный шаг. «Успешность перехода на новую модель высшего образования зависит прежде всего от вас, от каждого преподавателя и сотрудника университета. Именно поэтому так важно чётко определиться с целеполаганием. Сделать это таким образом, чтобы его одинаково понимали все — от руководства министерства до преподавателя кафедры. Преобразования не сводятся к изменениям сроков обучения и уровней образования. Они должны носить комплексный характер и касаться содержания образовательных программ, материально-технической базы университетов, учебной нагрузки и вознаграждения преподавателей, их квалификации, взаимодействия университетов с рынком труда, а также самого перечня специальностей и направлений подготовки высшего образования», — сказал министр.
Валерий Фальков добавил, что в конечном итоге все изменения внутри системы должны вести к повышению качества образования, к тому, чтобы российские университеты готовили специалистов более чётко как под текущие задачи, так и под перспективные потребности рынка труда.
Масштабная работа по переходу на новую модель высшего образования в России проводится в соответствии с поручением Президента России Владимира Путина. В 2023 году глава государства в послании Федеральному Собранию подчеркнул, что в высшей школе назрели существенные изменения и обусловлены они тем, что есть новые требования к специалистам в экономике и социальных отраслях. При этом на принципиальном уровне было обозначено, что нужно взять все лучшее, что было в советской системе образования и в опыте последних десятилетий.
С этой целью в том же году стартовал пилотный проект, направленный на отработку ключевых изменений, которые в последующем распространятся на всю систему высшего образования.
Ключевые изменения в системе высшего образования:
- Вводится единый уровень — высшее образование (новая модель обеспечит подготовку полноценных специалистов в один такт).
- Срок получения образования должен быть достаточным для завершенной подготовки. Для большинства ключевых специальностей — инженеров, врачей, учителей — срок обучения составит 5 лет. Будут и более короткие 4-летние программы, например, для сферы туризма и индустрии гостеприимства. 6-летнее образование будет предусмотрено по более сложным наукоемким видам деятельности.
- Будут обновлены государственные образовательные стандарты. В их основе будет единое ядро, состоящее из социо-гуманитарной и фундаментальной частей. Принципы, которые положены в разработку стандартов, — это обязательное увеличение практической подготовки и гибкость, то есть возможность подстраивать образование на старших курсах под потребности рынка труда, работодателя и конкретного студента.
- Важной частью новой модели должна стать более тесная связь высшего образования с системой среднего профессионального образования.
- В составе федеральных учебно-методических объединений должно быть не менее половины работодателей, которые будут транслировать ожидания от системы высшего образования.
- Магистратура будет сосредоточена в вузах и научных институтах, где для этого есть соответствующие кадры и учебно-материальная база.
- Минобрнауки России вместе с университетами и работодателями разрабатывает новый перечень специальностей, отвечающий современным вызовам.