Найти в Дзене
pacificnationaluniversity

Ректор ТОГУ рассказал о переходе на новую модель высшего образования

Сегодня, 19 сентября, состоялось заседание учёного совета Тихоокеанского государственного университета (ТОГУ), где ректор вуза Юрий Марфин рассказал о новой модели высшего образования в Российской Федерации, основных принципах её работы и новых подходах к подготовке кадров под существующие и будущие потребности экономики Дальнего Востока. Юрий Марфин отметил, что переход на новую модель обусловлен накопившимися противоречиями в системе, новой ситуацией на рынке труда в результате геополитических изменений, а также необходимостью повышения конкурентоспособности российского образования и защиты традиционных духовно-нравственных ценностей. «Ключевые задачи — это повышение качества образования, сбалансированная подготовка кадров в интересах экономики и обеспечение технологической независимости и технологического лидерства Российской Федерации. Это то, ради чего мы и меняем систему высшего образования», — сказал он. Ректор подробно остановился на элементах новой модели, среди которых измене
Ректор ТОГУ рассказал о переходе на новую модель высшего образования
Ректор ТОГУ рассказал о переходе на новую модель высшего образования

Сегодня, 19 сентября, состоялось заседание учёного совета Тихоокеанского государственного университета (ТОГУ), где ректор вуза Юрий Марфин рассказал о новой модели высшего образования в Российской Федерации, основных принципах её работы и новых подходах к подготовке кадров под существующие и будущие потребности экономики Дальнего Востока.

19 сентября, состоялось заседание учёного совета Тихоокеанского государственного университета (ТОГУ)
19 сентября, состоялось заседание учёного совета Тихоокеанского государственного университета (ТОГУ)

Юрий Марфин отметил, что переход на новую модель обусловлен накопившимися противоречиями в системе, новой ситуацией на рынке труда в результате геополитических изменений, а также необходимостью повышения конкурентоспособности российского образования и защиты традиционных духовно-нравственных ценностей. «Ключевые задачи — это повышение качества образования, сбалансированная подготовка кадров в интересах экономики и обеспечение технологической независимости и технологического лидерства Российской Федерации. Это то, ради чего мы и меняем систему высшего образования», — сказал он.

Ректор подробно остановился на элементах новой модели, среди которых изменение структуры образовательных программ, усиление взаимосвязи с рынком труда и новые принципы приёма абитуриентов. Основным изменением станет переход к трехуровневой системе: уровень «высшее образование» должен стать самодостаточным уровнем для профессиональной самореализации выпускников, уровень «специализированное высшее образование» обеспечит углубление компетенций по смежным специальностям или управленческих навыков, и уровень «аспирантура (адъюнктура)» станет самостоятельным видом профессионального образования. Нормативные сроки обучения станут более гибкими и будут варьироваться в зависимости от направления подготовки, например срок обучения на уровне «высшее образование» может варьироваться от 4 до 6 лет.

Также Юрий Марфин рассказал о новом содержательном наполнении образовательных программ, которое будет включать единое ядро социогуманитарных и фундаментальных дисциплин для вузов всей страны, содержание и наполнение для каждой укрупнённой группы специальностей будет разрабатывать создаваемое федеральное учебно-методическое объединение (ФУМО), и гибкую профессиональную часть, разрабатываемую университетами. «Мы точно пойдём в эту новую модель. Считаю правильным уже сегодня внутренне, содержательно, нормативно готовиться, понимая, как оформляется рамка новой модели высшего образования», — подчеркнул ректор ТОГУ.

-3

Ректор подчеркнул, что Тихоокеанский государственный университет уже делает конкретные шаги в сторону новой модели и будет активно продолжать эту работу. В качестве приоритетных направлений он указал деятельность по пересборке образовательных программ, активное развитие сетевого и дополнительного образования, привлечение партнёров для обновления инфраструктуры и системную работу с работодателями для управления карьерой выпускников.

Накануне глава Минобрнауки в своём обращении подчеркнул, что новая модель это не революционный, а эволюционный шаг. «Успешность перехода на новую модель высшего образования зависит прежде всего от вас, от каждого преподавателя и сотрудника университета. Именно поэтому так важно чётко определиться с целеполаганием. Сделать это таким образом, чтобы его одинаково понимали все — от руководства министерства до преподавателя кафедры. Преобразования не сводятся к изменениям сроков обучения и уровней образования. Они должны носить комплексный характер и касаться содержания образовательных программ, материально-технической базы университетов, учебной нагрузки и вознаграждения преподавателей, их квалификации, взаимодействия университетов с рынком труда, а также самого перечня специальностей и направлений подготовки высшего образования», — сказал министр.

Валерий Фальков добавил, что в конечном итоге все изменения внутри системы должны вести к повышению качества образования, к тому, чтобы российские университеты готовили специалистов более чётко как под текущие задачи, так и под перспективные потребности рынка труда.

Масштабная работа по переходу на новую модель высшего образования в России проводится в соответствии с поручением Президента России Владимира Путина. В 2023 году глава государства в послании Федеральному Собранию подчеркнул, что в высшей школе назрели существенные изменения и обусловлены они тем, что есть новые требования к специалистам в экономике и социальных отраслях. При этом на принципиальном уровне было обозначено, что нужно взять все лучшее, что было в советской системе образования и в опыте последних десятилетий.

С этой целью в том же году стартовал пилотный проект, направленный на отработку ключевых изменений, которые в последующем распространятся на всю систему высшего образования.

Ключевые изменения в системе высшего образования:

- Вводится единый уровень — высшее образование (новая модель обеспечит подготовку полноценных специалистов в один такт).

- Срок получения образования должен быть достаточным для завершенной подготовки. Для большинства ключевых специальностей — инженеров, врачей, учителей — срок обучения составит 5 лет. Будут и более короткие 4-летние программы, например, для сферы туризма и индустрии гостеприимства. 6-летнее образование будет предусмотрено по более сложным наукоемким видам деятельности.

- Будут обновлены государственные образовательные стандарты. В их основе будет единое ядро, состоящее из социо-гуманитарной и фундаментальной частей. Принципы, которые положены в разработку стандартов, — это обязательное увеличение практической подготовки и гибкость, то есть возможность подстраивать образование на старших курсах под потребности рынка труда, работодателя и конкретного студента.

- Важной частью новой модели должна стать более тесная связь высшего образования с системой среднего профессионального образования.

- В составе федеральных учебно-методических объединений должно быть не менее половины работодателей, которые будут транслировать ожидания от системы высшего образования.

- Магистратура будет сосредоточена в вузах и научных институтах, где для этого есть соответствующие кадры и учебно-материальная база.

- Минобрнауки России вместе с университетами и работодателями разрабатывает новый перечень специальностей, отвечающий современным вызовам.