Сегодня мы снова окунемся в атмосферу Италии. И герой сегодняшней статьи - мастер, который вошел в 10ку величайших дизайнеров 20го века -Освальдо Борсани. Ему посвящают выставки и признаются в любви архитекторы.
Цитата Нормана Фостера о мастере:
«Сегодня у нас есть дизайнеры, которые проектируют объекты, фабрики, которые их создают, затем, вероятно, предприниматели, которые координируют работу, и в конце концов — кто-то ответственный за бренд. Если же взглянуть на карьеру Освальдо Борсани, становится понятно, что все эти вещи он делал сам — и притом до того, как появилось само слово «бренд». Я впечатлен высоким качеством и сложностью его проектов».
Детство и начало творческого пути:
Представьте себе тихий городок Варедо с населением всего 12 тыс человек в 15 км от шумного Милана.
Именно здесь в 1911 году родились близнецы Освальдо и Фульгенцио Борсани. Всё началось с папы — Гаэтано Борсани, который держал небольшую мастерскую по имени Atelieri di Varedo. В мастерской изготавливали уникальные, изготовленные вручную предметы мебели в традиционном для севера Италии стиле - неоренессанс.
В 12 лет Освальдо начал осваивать ремесло, а в 16 лет уже работал в мастерской отца. Гаэтано, решив открыть свой первый магазин на улице Монтенаполеоне в Милане, пригласил в качестве консультанта архитектора Джино Маджони. Маджони разработал ассортимент в стиле ар – деко. Ателье получило новое имя Arredamenti Borsani Varedo (ABV).
Это был важный поворотный момент в судьбе Освальдо Борсани, потому что опыт совместной работы с профессионалами сильно повлиял на его будущее творчество и понимание того, каким должно быть настоящее мастерство.
Обучение и начало карьеры.
Освальдо, твёрдо решив связать свою жизнь с дизайном, поступил в Академию изящных искусств, а затем в Миланский политехнический университет, на отделение «дизайн интерьера». Во время учебы он активно занимался разработкой собственных концепций дизайна, что привело к созданию ряда оригинальных моделей мебели и декоративных элементов. Параллельно он продолжал работать в ABV, выполнял заказы, проектировал интерьеры и участвовал в выставках. В 1933 г. Освальдо получил серебряную медаль на Пятой Триеннале за рационалистический проект «Минималистский дом»(«Casa Minima»). В проекте небольшого, недорогого жилища, Борсани продумал каждую деталь, сделав его комфортным и функциональным.
Проект представлял собой образец рационалистичного дизайна, бросающего вызов традиционным представлениям о пространстве. Дом имел небольшие размеры, что сделало его экономичным решением, однако внутри было предусмотрено множество функций и мелких деталей, создающих ощущение роскоши.
Идея минимального дома была ориентирована на семью из трёх человек. Первый этаж состоял из прихожей с яркими розово-лососевыми стенами и тёмно-коричневым покрытием пола. В коридоре висели зеркала, вешалки и зонтики. Оттуда можно было попасть либо на кухню, либо в просторную гостиную с серым линолеумом и светлыми деревянными панелями. Центральным элементом гостиной была широкая полукруглая веранда с большими панорамными окнами, пропускающими много естественного света.Через винтовую лестницу с контрастирующими серыми ступенями и красной отделкой посетители попадали на верхний уровень, где располагались спальни и ванная комната.
По окончании института Борсани продолжил работу в мастерской отца, где начал разрабатывать и тестировать новые подходы к дизайну и технологиям производства. Именно тогда появились первые прототипы будущих знаменитых предметов мебели.
А как вам такая вешалка?
А буфет - моя любовь:
В своем творчестве Борсани стремился объединить современные технологии и традиционные методы обработки дерева и достиг великолепного результата в создании мебели высочайшего класса.
В одном из интервью он говорил: «Для меня каждый новый проект — это путешествие в мир возможностей, каждая деталь должна служить цели сделать жизнь удобнее и красивее.»
Основные этапы формирования собственного дела.
Создав компанию Tecno вместе с братом Фульхенсио в 1953 году, Освальдо сосредоточился на разработке высококлассной массовой мебели, доступной широким слоям населения. Новый бренд стал настоящим прорывом, поскольку Борсани предложил принципиально иной подход к организации процесса производства, внедрив автоматизированные системы сборки и оптимизации ресурсов. В результате продукция Tecno завоевала мировую славу и стала синонимом итальянского качественного дизайна. Среди основных принципов разработки Борсани выделял эффективность, функциональность и эстетику. Один из его лозунгов звучал так: «Красота рождается из простоты, простота рождается из совершенства деталей!»
Самые известные изделия:
Кресло P40:
Вдохновленное желанием создать идеальное рабочее место, Освальдо разработал конструкцию кресла с регулируемым положением спинки и сидения, позволяющим пользователю свободно выбирать оптимальные условия для работы, а, благодаря конструкции с резиновыми подлокотниками, Р40 способен принимать более четырехсот различных конфигураций. Чрезвычайно удобное и изящное, кресло сразу приобрело огромную популярность и стало классическим представителем итальянской моды конца 1950-х годов.
Диван D70:
Это уникальный объект — кинетическая мебель, революционная для своего времени, с «открытым» механизмом. Изделие, разработанное в рамках общей программы по модернизации жилых помещений, имело революционную систему трансформации, позволяя легко превратить обычный диван в комфортабельную кровать. Функциональная и экономящая пространство конструкция немедленно заинтересовала покупателей и надолго вошла в каталог классических произведений дизайна.
Эти два продукта ярко демонстрируют приверженность Борсани идее функциональности и эффективности в сочетании с художественным вкусом и чувством красоты. Они до сих пор пользуются популярностью и являются объектом интереса музейных экспозиций и аукционов.
Как отмечал сам дизайнер: «Настоящий успех — это продукт, созданный не только для нужд сегодняшнего дня, но и для вечности.»
И вишенка на торте:
вилла семьи Борсани, спроектированная самим мастером.
Дом был построен на родине братьев, в Варедо. Строительство завершилось в 1945 году. Изначально вилла, спроектированная Борсани, предназначалась для брата Фульгенцио, но стала семейной вотчиной: виллу наследовали несколько поколений семьи Борсани.
Это вилла в присущем создателю, рационалистическом, стиле, стоит неподалеку от старой фабрики Теcnо и осталась, большей частью,неизменной.
Борсани скончался в 1985 году и семья сохранила ее интерьеры практически в первозданном виде.
Снаружи вилла представляет собой кирпичный белый дом с узкими прямоугольными окнами, окруженный большим садом. Архитектура выделяется чёткостью геометрических форм и простотой линий, присущих стилю рационализм. Внутри — много света и «воздуха», а в интерьерах можно заметить влияние ар-деко, барокко и европейского модернизма.
А вот вашему вниманию прекрасная гостинная виллы:
И еще чуть-чуть: коридор, спальни, кабинет и библиотека.
Освальдо Борсани считается одним из основателей нового этапа в развитии международного дизайна. Его вклад в формирование облика послевоенной Италии огромен. Творческие поиски Борсани привели к созданию уникальных предметов мебели, характеризующихся легкостью, изяществом и предельной функциональностью.
Работы Борсани, представленные в таких заведениях, как Музей Виктории и Альберта в Лондоне и Метрополитен-музей в Нью-Йорке, говорят сами за себя, и подтверждают значимость его вклада в глобальное культурное наследие человечества.
Спасибо, что дочитали!
Если вы тоже любите историю, то вот вам ещё несколько интересных статей:
Культовые вещи. История венского стула
Культовые вещи. Самая знаменитая табуретка в мире.
Легенды дизайна мебели. Семья Minotti
Необычные дома. Прозрачный дом на кладбище.
По традиции, если мои статьи вам близки и вы хотите продолжения: сердечко💗 и подписка👍! За поддержку в виде доната - отдельная благодарность 🤞
Ваш не регулярный автор - Екатерина 😜