Найти в Дзене
Сергей Рязанцев

Несвятые князья

Не все понимают: "святой" не значит "безгрешный". В дословном переводе древнееврейское "кадеш" это "отделённый" или "взятый в удел". Какая-то стерильная чистота слов, дел, помышлений бывает не всегда. Скажем, распятый справа от Христа благоразумный разбойник - под определение "безукоризненно хорошего человека" не подходит вообще. Но смирением и покаянием - перечёркивается всё прошлое: ...истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю. Мы будем говорить о канонизированных Церковью (святых то есть) русских князьях. Которые жили во времена внутренней междоусобицы и внешнего ига. И потому не укладываются в привычные рамки святости. Многие любят поорать, мол, что ж это за святые - если дань Золотой Орде собирали и русские антиордынские бунты подавляли? Например, Александр Невский во время новгородского мятежа 1255 года. Или московский князь Иван Калита, вместе с татарским отрядом усмиривший восстание 1327 года в Твери. Примеров ещё много. "Неврюева рать", "Дюденева рать" и прочие карат

Не все понимают: "святой" не значит "безгрешный".

В дословном переводе древнееврейское "кадеш" это "отделённый" или "взятый в удел".

Какая-то стерильная чистота слов, дел, помышлений бывает не всегда.

Скажем, распятый справа от Христа благоразумный разбойник - под определение "безукоризненно хорошего человека" не подходит вообще.

Но смирением и покаянием - перечёркивается всё прошлое:

...истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю.

Мы будем говорить о канонизированных Церковью (святых то есть) русских князьях.

Которые жили во времена внутренней междоусобицы и внешнего ига.

И потому не укладываются в привычные рамки святости.

Многие любят поорать, мол, что ж это за святые - если дань Золотой Орде собирали и русские антиордынские бунты подавляли?

Например, Александр Невский во время новгородского мятежа 1255 года.

Или московский князь Иван Калита, вместе с татарским отрядом усмиривший восстание 1327 года в Твери.

Примеров ещё много.

"Неврюева рать", "Дюденева рать" и прочие карательные монгольские походы против Руси, в случае невыплаты дани, помнились веками.

И смелым потомкам, лет через семьсот-восемьсот, хочется так: Невскому или Калите надо было дать бой, а не помогать татарам.

Вот тогда были бы князья святыми молодцами.

А так - неправильно и некрасиво.

Но давайте включим голову.

Монгольская империя (самая большая в мировой истории) тогда на пике могущества.

Русь наоборот - разобщена и ослаблена.

Собственно России как единого централизованного государства ещё даже нет.

Есть множество разрозненных удельных княжеств, которые тот же Иван Калита только начинает собирать вокруг Москвы, на тот момент небольшого городка Северо-Восточной Руси.

Нужно помнить и про менталитет людей того времени.

Верховная власть "царя" (так в летописях называли монгольского хана) не оспаривалась ни русскими князьями, ни простыми людьми.

Это было аксиомой для целых поколений.

За ярлыком (правом на княжение) надо ехать в Орду, надо вовремя готовить "выход", дань то есть и т.д.

Время было суровое.

Тот же Иван I Калита перед каждой поездкой к хану - завещание писал - допуская, что живым не вернётся.

-2

Отто фон Бисмарк говорил:

Политика есть искусство возможного.

Это не всегда выбор между "хорошим" и "отличным".

Иногда правитель должен выбирать между "плохим" и "чудовищным".

Например:

"Самому примерно наказать смутьянов"

или

"От Новгорода или Твери остаются залитые кровью головешки после ордынской карательной экспедиции".

Вы бы что выбрали?

---------------------------------------

"Великая Отечественная Спецоперация"

Автору важна обратная связь, комментарии приветствуются

"Жертвоприношения наших дней"

---------------------------------------