Найти в Дзене
Бытовая техника Kitfort

"Сонная лощина". Обзор уютной осенней сказки от Тима Бертона.

Тим Бертон в 1999 году мало с кем сравним по узнаваемости, цитируемости и просто народной любви. В его фильмографии уже есть две части «Бэтмена», «Битлджус» и маленький шедевр «Эд Вуд». И вот к нему в руки попадает фильм, который изначально задумывался как детективный хоррор с убийствами каждые пять минут, а по итогу благодаря узнаваемой режиссуре Бертона и феерической визуальной составляющей превратился в очаровательный оммаж классическим фильмам ужасов о монстрах и самое близкое к чистому хоррору, что когда-либо снимал режиссер.

Режиссера можно узнать по одному кадру.
Режиссера можно узнать по одному кадру.

1799 год. Канун нового прогрессивного столетия. В Нью-Йорке работает молодой инициативный детектив Икабод Крейн, который стремится использовать все достижения науки для раскрытия преступлений, а не просто кидать за решетку первого попавшегося подозреваемого. За свой чересчур бойкий нрав он направляется городским судьей в маленькое поселение «Сонная Лощина», где за последнее время были обезглавлены уже трое людей. Естественно, расследование затронет все тайны маленького городка, Икабоду предстоит перетряхнуть немало грязного белья жителей поселения и столкнуться с собственными давно забытыми страхами.

Едва ли кто-то кроме Деппа мог бы сыграть эту роль.
Едва ли кто-то кроме Деппа мог бы сыграть эту роль.

Бертон, несмотря на нарочито мрачную ауру его работ и узнаваемую почти в каждом кадре любовь к винтажным фильмам ужасов, сам никогда хорроры не снимал. «Сонная Лощина» едва ли может считаться полноценным фильмом ужасов, но ближе к этому жанру режиссер в своей карьере до этого не был ни разу. Своеобразное чувство юмора, любовь к гиперфактурным деталям и вообще страсть к кукольности помогают сбавить накал и лишить особенно кровожадные моменты чрезмерной степени детальности. Несмотря на достаточное количество весьма кровавых сцен, «Сонная лощина» никогда не будет ощущаться слишком страшной. Это очаровательная сказка, умело играющая с настроением и с удовольствием заливающая экран кровью, но от всех местных убийств едва ли может стать дурно. У Бертона нет желания по-настоящему пугать, а вот насладиться эстетичными деталями мрачных преступлений – это пожалуйста. Отрубленные головы, мертвые тела, крупные планы на срезы от адского меча, все это соседствует с достаточным количеством комедийных элементов, чтобы общая атмосфера стала легковеснее.

Безголовых тел в кадре будет досаточно.
Безголовых тел в кадре будет досаточно.

В округе «Сонной лощины» орудует жуткий призрак всадника без головы, который лишает местных жителей их собственных голов. Естественно, Икабод сразу сталкивается с упоминанием древнего проклятья, но скепсис заставляет детектива копать все глубже и глубже. По началу кажущееся чересчур гладким объяснение о мстительном духе с мечом становится отправной точкой для неспешного расследования и вскрытия пары забавных интриг второго плана. Сценарий картины довольно бойко ведет персонажей от одного события к другому, раскидывая по пути небольшие зацепки на будущее, чтобы в самом финале собрать паззл во вменяемую и понятную картину. Центральная интрига едва ли может похвастаться закрученной сложностью, но от нее этого и н требуется. Большая часть обаяния картины состоит в приятной готичной атмосфере, которой режиссер успел уже как следует прославиться. Как и любая хорошая сказка, история полна несправедливых смертей, супружеских измен и кровавых ритуалов, но именно это и делает ее такой уютной.

Призрак появляется исключительно из тумана.
Призрак появляется исключительно из тумана.

Режиссер с любовью создает вокруг героев игрушечный антураж, отсылающий к культовым картинам студии «Hammer». В селении обязательно есть огромное мрачное готичное поместье, на каждом кукурузном воткнуто пугало с тыквой вместо головы, а местная огромная мельница обязательно будет сожжена, словно в финале классической экранизации «Франкенштейна». Совместно с великолепным оператором Эммануэлем Любецки Бертон создает очень строгий и узнаваемый визуальный стиль. Как и любые порядочные синефилы, они сперва хотели снимать картину в ч/б с академически квадратным соотношением сторон, но студии такой вариант не сильно приглянулся. В результате своеобразного компромисса фильм стал выглядеть просто изумительно. Выцветшее обесцвеченное изображение чаще всего разбавляется изумительно алыми брызгами крови, а огонь едва ли способен согреть хоть кого-то в этом туманном мире. Антураж вообще довольно удачно подчеркивает общее настроение картины. Если деревья, то обязательно почти без листьев и с обязательно многократно искривленными ветками. Если туман, то густой и стелящийся, из которого с грохотом появляется фигура всадника с мечом. Света в маленьком городке тоже совсем немного, небо затянуто тучами, ставни плотно захлопнуты, а сальные свечи тускло догорают в углах комнат.

Раюота со светом в картине просто изумительная.
Раюота со светом в картине просто изумительная.

Операторскую работу можно назвать по праву выдающейся. Любецки в 1999 еще не достиг своей монументальной формы, но уже снимает лучше 90 процентов всех голливудских постановщиков. Безукоризненная работа со световыми рисунками, натуралистичные, хоть и крайне стилизованные, становятся главным украшением картины. Обесцвеченная пленка идеально передает настроение и добавляет миру фильма той выпуклости и осязаемости, которая так необходима нарочито гротескным произведениям. Визуальные оммажи старым картинам вносят дополнительное разнообразие в и без того насыщенную деталями картинку, а филигранная работа с ракурсами и фокусным расстоянием позволяет картине почти что застыть во времени. Спустя 26 лет фильм крайне приятно смотреть, он лишен очевидной студийности. В то время как во многих фильмах того времени без труда угадываются выстроенные в павильоне декорации, в «Сонной лощине» довольно легко поверить, что мир фильма настоящий. Любецки в будущем прославится репортажным стилем съемки, и уже в этой картине некоторые сцены выглядят даже чересчур натурально для мрачной готичной сказки.

Только так и может выглядеть проклятое дерево.
Только так и может выглядеть проклятое дерево.

Тим Бертон помимо любви к мрачным сказкам и вычурным фактурам еще и довольно уверенно работает с персонажами. Не самый обширный набор типажей в его картинах все равно легко узнаваем. После тотального потакания собственным кинематографическим фетишам в «Бэтмен возвращается» он ощущается более сдержанным при работе над «Сонной лощиной». Ничего подобного Денни Де Вито, откусывающему носы, и почти вульгарно сексуальной Мишель Пфайфер тут нет и в помине, но набор актеров и вообще лиц в кадре весьма красноречивый. Любимчик Бертона Джонни Депп и хорошо знакомая Кристина Риччи уверенно держат первый план, но и на второстепенных ролях можно увидеть массу знакомых лиц. Все они образуют собой крайне симпатичный ансамбль, удачно обрамляющий очаровательную историю про месть, древние проклятия и колдовство. Деппу, конечно, тут уделена масса внимания. Он регулярно узнаваемо дергает губами, манерно пугается и регулярно получает струю крови в лицо. Женщины картины вообще сплошь пышногрудые красавицы с декольте, подчеркивающим их природные данные. Второстепенный мужской каст по большей части состоит из пожилых фактурных мужей, чьи пороки настолько явно читаются на лицах, что не улыбаться просто невозможно. Единственные кроме Деппа молодые мужчины приятной внешности едва доживают до середины второго акта и отправляются на жертвенник таинственного духа. Убийства в картине весьма красочные, а местами откровенно смешные, ведь нельзя чтобы зритель испугался по-настоящему.

Фактуры второстепенному касту фильма не занимать.
Фактуры второстепенному касту фильма не занимать.

«Сонная лощина» хоть и получилась более сдержанной, чем более фетишистские работы режиссера, но все еще остается крайне приятной осенней сказкой, которую очень приятно и легко пересматривать, когда деревья за окном активно лишаются листьев. Фантастическая красота картины усиливает ее достоинства и создает уютное ощущение настоящей сказки, которая хоть и не может обойтись без обязательного кровопролития, но все же обязательно закончится хорошо.