Перехват
Из цикла : полеты во сне и наяву.
Это произошло не так уж и давно, когда мы базировались под Выборгом в Вещево. Местный полк расформировали и нам пришлось временно нести боевое дежурство на своих Мигах звеном на их аэродроме. Задача : как и ранее была не допустить нарушений воздушного пространства со стороны Финляндии. Честно сказать , мы сами иногда в развороте цепляли их территорию, а они нашу и все улаживали полюбовно. Но последнее время контакты прекратились и ситуация обострилась. Мы только заступили на дежурство, приняли у техников самолеты и расположились в комнате отдыха. Как и везде , у нас нарды , карты и домино.. В общем ничего примечательного. Дежурство как дежурство. Готовность №3. Но бывало и в первой посидеть доводилось. Изучив воздушную обстановку и метеоусловия в районе аэродрома, стало ясно ,что можно расслабиться и дежурство пройдет спокойно. Мы не учли одного – сегодня была пятница , тринадцатое.
События не заставили себя долго ждать. Неожиданно загорелось табло « Готовность №1» и следом другое « в воздух». Оба заняли готовность и моего напарника тут же подняли в воздух. Стояла густая дымка и вероятность посадки на этом аэродроме однозначно отпадала. Значит сейчас подтянется пара усиления,- подумал я. Сижу в кабине самолета, готовый к запуску и прослушиваю радиообмен. Командный пункт по всей видимости обнаружил на малой высоте неопознанную цель. Началось наведение на цель, но низкая облачность не позволила выйти на визуальный контакт. Пилот сделал три захода на цель , на прицеле видит , а визуально нет. Густая дымка перешла в низкую облачность и ни черта не видать. Пришлось уйти на запасной аэродром , так не выполнив перехват. Конечно можно было пустить ракеты и не опознав цель визуально , а вдруг это заблудившийся финн . Сбитие гражданского иностранного самолета – это международный скандал. Поэтому действовали очень осторожно. Наступил и мой черед. Подняли в воздух. Погода прямо скажу мерзопакостная. Пробив дымку и облака нижнего яруса, выскочил прямо на солнце - ослепило капитально. Поворот на заданный курс и в зону поиска. КП передал ограничения по высоте не ниже 300 метров. Вышел в район поиска по командам КП. В районе поиска погода была получше. Внизу видно в разрывах облаков нижнего яруса лоскутки земли. Природа только оживала после зимней спячки. На прицеле увидел отметку цели и начал снижаться и сближаться с ней для опознания визуально. Несколько раз я проскакивал цель, так ее визуально не обнаружив. Выполняя очередной маневр для захода на цель, увидел в разрыве облаков землю и без разрешения с КП снизился до недопустимо малой высоты. Как во время войны пилоты летали на бреющем, так и я. Земля мелькает так быстро , что глазом зацепиться не за что, а тут еще поиск цели. Кошмар !
Одно спасло. Опыт. Служил до этого в Красноводске в центре боевого применения и имел опыт полета на предельно малой высоте. Даже ниже уровня земли летали по высохшим руслам рек в пустыне так, что за самолетом пыль поднималась над пустыней и верблюды падали. За что был однажды наказан по жалобе скотоводов. Но это в прошлом . А сейчас поиск цели. Низкая облачность с нижним краем менее 200 метров с провисавшими до 50 метров вынудили меня снизить скорость и перейти на крыло в 16 градусов. Шел точно по курсу на цель. И вскоре состоялась встреча. Но то что я увидел, то вмиг принял это за мираж или глюк. Такое часто над пустыней бывает , но тут не пустыня , а озерный край. Леса и болота. Совсем низко над землей завис объект, а может и не завис , а стоял в поле, очень похож внешне на железнодорожную цистерну для перевозки жидкостей. Только цвет у нее был не такой , а серебристо – голубой. Да и размеры очень внушительные : в диаметре метров 100 и в длину более 500. Ее блеск завораживал. Я прошел так близко , что чуть не столкнулся. Какая-то сила отбросила меня вверх, хорошо успел РУД вперед толкнуть , а то бы свалился в штопор. Набрав высоту, доложил на КП об увиденном. И в эфире наступила тишина. Толи они в шоке , то ли связь оборвалась , но минут пять в эфире тишина, которая мне показалась вечностью. Решение КП было однозначным. Это иностранный воздушный шар или что-то в этом роде и его надо сбить. Вывели на боевой курс. Началось наведение. Но прицел постоянно сбрасывает захват. Получается на фоне земли атака цели и захват неустойчивый , так как не работает селекция цели по скорости. Или медленно передвигалась или неподвижна была. Пришлось искать дырку в облаках и опять нырять под нижнюю кромку. Где-то на расстоянии менее 5 километров до цели устойчиво захватил и произвел пуск двух ракет. Плавно отвернул , хотел увидеть попадание ракет в цель , но облака все закрыли. И я пошел с набором на заданный эшелон. Но по докладу с КП ракеты не достигли цели . Где-то за 1-1,5 километра до цели они превратились в два огненных шара . Странно, самоликвидация ракет до цели это нонсенс. Такое я впервые встречаю. Исчезли метки от ракет и исчезла метка цели . КП ничего не видят. Ракеты до цели не дошли , а цель исчезла ! Такие фокусы только в цирке бывают. КП снова выводят меня в район предполагаемого уничтожения цели. Я точно запомнил место нахождения цели с привязкой к местности. Когда то в детстве я жил в Харитоновке . И старая дорога из Харитоновки до поселка Калинино моими ногами не раз пройдена. Учился в Калинино , а жили в военном городке пос. Харитоновка. Так вот это место как раз перекресток дорог из Харитоновки и трассы Выборг-Хельсинки. Выйдя под облака я ничего в этом районе не обнаружил. Остатков объекта нет и его самого нет . Все что напоминало о его существовании здесь – это следы на озимых всходах в форме овального пятна размером в 5 футбольный полей. Через неделю у меня появилась возможность побывать в этом районе. Ничего не обычного не увидел кроме странного поведения компаса и остановке часов.
Раз налито - надо пить
У меня был случай в Красноводске , когда обучали Ливийских летчиков.Я приехал из Украины и привез от тещи сало и самогон от тещи из буряка. Жил тогда в гостинице, а этажом ниже жили два лейтенанта Ахмед и Мухамед. Мы сдружились. И вот по возвращении из отпуска накрываю поляну. Соответственно на столе самогон и сало. Жена возмущается ,- они сало есть не будут - мусульмане и пить не будут - у них пост ...Сейчас до заката солнца они не едят и не пьют. Но все равно я их пригласил. Пришли. На стол смотрят. Объясняю , что сало и самогон , плюс чайку с пирогом. Стаканы налиты , сало порезано. Смотрю на них , а они друг на друга.... И вдруг один говорит: Раз налито - надо пить , раз нарезано - надо есть. Аллах высоко , начальство далеко, а подчиненные все в работе. Вот так я с ними и отметил в обед свой приезд с салом и самогонкой в их праздник .
Бывших летчиков не бывает или вещий сон
Сегодня хочу вам признаться , что со мной происходит что-то непонятное.
Уже более десяти лет я каким–то образом предчувствую некоторые события. Часто мне снятся интересные сны в которых я путешествую в будущем. Пытался отправиться в прошлое , а все равно заносит в далекое будущее или совсем близкое. Многие сны элементарно связываются с событиями последующих дней. Пусть не прямая подсказка, но явно было во сне предсказание, но пока не свершилось событие, объяснить сон не мог.
Приведу два последних сна которые по-другому трактовать просто не возможно.
Прежде чем начать рассказ, хочу сделать маленькую историческую справку.
Я бывший военный летчик истребительной авиации. Освоил 9 типов истребителей , плюс инструктор парашютно-десантной подготовки. Но последний прыжок совершил в 1985 году. Уже тридцать лет как не летаю и нахожусь в отставке. У нас в авиагарнизоне Бельбек много ветеранов 62 истребительного авиационного полка им. 50-летия ВЛКСМ. И время не щадит их… уходят в свой «последний полет» и не возвращаются. А новый авиационный полк, что базируется на аэродроме, и днем и ночью гудит , работает и мы как бы продолжаем жить с ним.
И вот в ночь с 23 на 24 июня мне снится такой сон. Снимается фильм и меня приглашают на эпизодическую роль. На улице слякоть, моросит дождь и я в лохмотьях изображаю нищего, ведя перед собой старую детскую летнюю коляску. На экране всего 15-20 секунд эпизод. Но за эту съемку нужно было показать изможденное лицо старика, всю свою нелегкую жизнь запечатлеть на лице, когда камера снимала крупным планом. И у меня это получилось. Подхожу получать к бухгалтеру оплату за съемку и вижу против моей фамилии цифру 30 миллионов рублей. Невероятная сумма за такой маленький эпизод. Не помню точно, получил я их или нет, так как проснулся. Поискал вокруг себя, нигде их нет. Значит, будет большая утрата,- подумал я. И действительно, 24 июня скончался в возрасте 87 лет ветеран нашего полка летчик, подполковник Логвиненко Евгений Григорьевич. Мы с ним много провили бесед по истории нашего полка, много сняли видеосюжетов . Для меня это действительно большая потеря. Я всегда его называл - живая история полка и все свои фильмы сверял с его взглядами на освещение событий истории. А тут на следующий день опять удар – ушел из жизни тоже ветеран полка майор в отставке Федотов Михаил Алексеевич в возрасте 72 года.Тоже друг и соратник по 62 иап. Знали друг друга более 30 лет. Он ждал своей очереди операции на сердце, так и не дождался. Вот вам и вещий сон – утрата огромная.
Следом второй случай. Это совсем свежий , в ночь с 29 на 30 июня.
Знаю, что летчики нашего авиаполка осуществляют постоянные вылеты в район острова Змеиный и по информационным сообщениям представителя МО РФ Конашенкова, в районе Змеиного идут ожесточенные вооруженные столкновения. И вот снится такой сюжет. Что я в летной форме и уже защитный шлем надет, жду команды на вылет именно в район о.Змеиный. И тут в голове мысль одна за другой. Первая – позывной у меня какой? Думаю, за 30 лет ничего в системе присвоения позывных не изменилось, и мой позывной кончался на ЧЕТВЕРКУ, значит 404. Тут новая мысль. Лечу на Су-27 с бомбами и ракетами. А я ведь на них никогда не летал. Правда теоретически изучал и знал что да как, но прошло 30 лет с тех пор. Но, думаю, сяду пораньше в кабину и все вспомню, что учил. Так и сделал. Иду к самолету и тут третья мысль. А если собьют?! Катапультироваться нельзя, позвоночник давно поврежден и любая динамическая нагрузка – это конец. Так что все равно помирать. Значит как Гастелло в скопление войск противника. И с такими мыслями я сажусь в кабину, даю команду на запуск двигателей… нарастает рев турбин….и я просыпаюсь. А рев турбин действительно нарастал – это взлетал на полном форсаже истребитель, а у меня дача менее 800 метров от места старта на ВПП.Грохот стоит хоть святых выноси, особенно когда утром сладко спиться. Так что мой полет на о. Змеиный по прикрытию наших войск так и не состоялся. А к обеду 30 июня приходит сообщение, что наши войска выведены с острова Змеиный. Значит, мой полет просто не нужен был.
Вот такие чудеса происходят со мной. И что удивительно, до этого у меня был почти месячный перерыв и ничего серьезного не снилось.
Так что читайте мои фантастические рассказы на портале ПРОЗА.РУ, навеянные снами.
30 июня 2022г. Севастополь. «ТСН СНТ Усть Бельбек»
История одного шлемофона
Как и в любой семье, у нас есть семейный архив. Там не только фотографии, но и есть раритетные вещи, которым уже много-много лет и они рассказывают, дополняя фотографии об истории нашей семьи. И вот перед празднованием Дня защитника отечества, я открываю очередную страничку истории. У меня в руках старенький авиационный шлемофон. Он давно прошел все стадии своего жизненного пути. А путь этот начался еще в 50-х годах прошлого века. Отец моей жены Кубаров Иван Андреевич родился под Смоленском 20 августа 1931 года в деревне Егорье Починковского района. В годы войны попали в оккупацию и как и весь советский народ испытали все тяготы войны.После освобождения от немецко-фашистских войск в 1943 году пошел работать в совхоз. Мужиков на селе было мало , а те что и были или инвалиды или преклонного возраста старики. Вот и пришлось парнишки пойти работать в тракторную бригаду и в 17-ти летнем возрасте возглавить её. Осенью 1951 года был призван в ряды вооруженных сил и попал по распределению в 202 тяжелый бомбардировочный авиационный полк, базировавшийся на аэродроме Миргород Полтавской области. Тогда на вооружении полка стояли бомбардировщики Ту-4 ( точная копия американского В-29 ). После соответствующей подготовки в Полтавской ШМАС стал летать командиром огневых установок , сокращенно – КОУ. Этот самолет появился не случайно в авиации СССР. Немного кратко расскажу предысторию его создания.
В 1943 году, в связи с активизацией в СССР работ по созданию атомной бомбы , возникла необходимость в разработке средства в авиационной доставки её к цели.. В 1945 году ОКБ Туполева получило задание в максимально короткие сроки скопировать B-29 насколько можно точно . Оборонительное стрелковое вооружение самолёта В-29 было расположено в четырёх фюзеляжных вращающихся башенных турельных установках и в хвостовой турельной установке. Фюзеляжные турели имеют дистанционное управление, обеспечивающее возможность одновременного ведения огня из всех стволов, в любом направлении, одним человеком, с любого места. Вот это место и занял в самолете КОУ.
В мае 1949 года. В соответствии с постановлением Правительства СССР была произведена доработка самолётов Б-4 (Ту-4) для обеспечения подвески 4 укороченных авиабомб ФАБ-3000.
Главным оружием для Ту-4 должна была стать атомная бомба .
29 августа 1949 г. Первый экспериментальный заряд РДС-1 был взорван на башне; он был в принципе пригоден для сброса с самолёта.
По решению Совета Министров СССР от 29 августа 1951 года № 3200-1513 Военное Министерство приступило к формированию бомбардировочного полка, вооружённого атомными бомбами, с условным наименованием «Учебно-тренировочная часть № 8» в составе 22 боевых самолётов-носителей Ту-4. Полк был укомплектован личным составом из 45 тяжёлой бомбардировочной авиационной дивизии. Командиром полка был назначен полковник В. А. Трехин
18 октября 1951 года именно с Ту-4А экипажем подполковника К. Уржунцева впервые на Семипалатинском полигоне была сброшена советская авиационная атомная бомба «Мария» (РДС-3 с ядерным зарядом «501-М»)
14 сентября 1954 года Ту-4А экипаж В. Я. Кутыричева (226-го тбап) произвёл сброс с воздушным подрывом ядерного боеприпаса, в ходе учений «Снежок» на Тоцком полигоне в Оренбургской области.
В 1950-е годы аэродром Миргород был кардинально модернизирован. В 1953 году положено новое бетонное покрытие взлётно-посадочной полосы, рулёжных дорожек и т. д.. Повторно введён в эксплуатацию в 1956 году .
В 1956 году во время венгерских событий соединение Ту-4 совершило вылет с целью бомбардировки г. Будапешта, в частности, театра, где находился штаб мятежников. Вылет проходил с целью дезинформации стран НАТО не по кратчайшему пути, а над территорией Румынии, и был в последний момент прерван приказом командования. Бомбардировки не произошло.
Выпуск Ту-4 был прекращён в 1952 году. К этому времени было построено 847 самолётов, некоторые из которых были переданы в Китай в конце 1950-х. Списанные Ту-4 активно использовали на полигонах в качестве мишеней. Ту-4 был заменён более перспективными моделями, такими как Ту-16 в 1954 и Ту-95 в 1956г.В 1954 году закончилась срочная служба и можно было ехать домой , но полку предстояло переучивание на новый современные реактивные самолеты и он остался на сверх срочную службу. В 1955 году 202 тбап перевооружился на тяжёлые реактивные бомбардировщики Ту-16. Довелось полетать и на Ту-16 в качестве КОУ. А там знакомство с обворожительной девушкой с Миргорода, свадьба и на всю оставшуюся жизнь связал себя с Украиной.
Жили в те времена не богато. Страна поднималась с руин. Помню из своего детства, как мама перелицовывала одежду старших для младших и мы щеголяли в новеньких брюках и пальто. А вот с головными уборами были сложности, особенно для детей. Вот и сделал Иван Андреевич из шлемофона своего, когда уже перестал летать, для сына зимнюю шапку-ушанку. Удалил наушники и вставки сделал из меха, удалил все шнуры и стала очень удобная, теплая, не промокаемая шапка-ушанка на все школьные годы для сына.
Вот такая история шлемофона.
П.С.
Когда я спросил,- за что вручили медаль «За боевые заслуги» ? Он рассказал про один из вылетов по тревоге на Ту-16 в зиму 1956-57гг.Взлетели. Задание получили, вскрыв специальный конверт. Легли на маршрут. Тогда подняли много самолетов, сколько точно сказать не мог, так как у каждого экипажа был свой маршрут и у каждого на борту были ядерные бомбы. Прошли по маршруту и вернулись на аэродром. А потом командир довел экипажу, что маршрут был проложен в одну строну и после выполнения бомбометания, должны были катапультироваться в районе гор.Но в воздухе , достигнув рубежа возврата, получили команду на прекращение выполнения задания и возвращении на аэродром базирования. Куда они летали и какой был маршрут знали только командир и его штурман, но гриф секретности на то время был не снят . А теперь и спросит не у кого. Все участники тех событий ушли в свой последний полет. Командир за выполнение задания награжден был Орденом "Красная звезда" а все члены экипажа медалью "За боевые заслуги".Иван Андреевичу медаль вручена 31 июля 1957г.
Другие рассказы автора на канале: https://dzen.ru/suite/2686cff7-eb16-4d1c-a072-824fb2a3c11f
Предыдущая часть:
Продолжение: