Найти в Дзене

Свистать всех наверх! Цирковые виртуозы на мачтах

Оглавление

Гимнастика или акробатика на мачтах – это не то, чем занимаются моряки в свободное время. Родина этого циркового жанра – Китай, а чтобы его освоить, сначала нужно научиться прикидываться обезьяной. Сальто, пируэты, обрывы, прыжки вниз головой через партнеров – хотите попробовать?

Акробаты на мачтах, фото отсюда ru.pinterest.com
Акробаты на мачтах, фото отсюда ru.pinterest.com

Мачта знакомый незнакомец

Мачта – это вертикально установленная труба диаметром 50-55 миллиметров и высотой 4,7 или 8 метров, ее высота зависит от роста исполнителей. Мачты бывают трех видов – металлические, резиновые и обмотанные тканью. Последние использовались в самом начале в Китае, сейчас их практически не встретишь, так как из-за возникающего трения возможны травмы рук.

Номера с мачтой бывают как сольные, так и групповые. Гимнасты работают в обуви с резиновой подошвой, чтобы можно было легко взбираться и останавливаться. Элементы очень похожи на те, которые артисты выполняют на першах, гибких шестах. По сути, мачты и перши – это одно и то же, только мачта фиксируется внизу или подвешивается.

Кубинские гимнасты на мачте Loesvel Almeida Gutierrez и Diosmani Aguero Leon на 37-ом Международном Цирковом Фестивале в Монте-Карло
Кубинские гимнасты на мачте Loesvel Almeida Gutierrez и Diosmani Aguero Leon на 37-ом Международном Цирковом Фестивале в Монте-Карло

Слабо по-обезьяньи?

Первый элемент, с которого начинают тренировки исполнители на мачтах – перемещение по ним по-обезьяньи и «залазка» как таковая. Нужно научиться быстро взбираться по мачте наверх и спускаться вниз, а также останавливаться в любом месте, а не просто по ней лазать. На языке профессионалов такой способ передвижения так и называется – «по-обезьяньи». Одновременно должны двигаться противоположные рука и нога – правая рука и левая нога, левая рука и правая нога.

Акробаты на мачтах, фото отсюда gomel-circus.narod.ru
Акробаты на мачтах, фото отсюда gomel-circus.narod.ru

«Как вы это делаете?!»

Кажущаяся легкость исполнения артистами трюков на мачтах требует огромных усилий и ювелирной точности – особенно в коллективных номерах, когда акробаты летят вниз через партнеров или зависают на мачте, преодолевая законы физики. Одно неловкое движение чревато травмой – страховки здесь нет.

Акробаты выполняют силовые элементы, демонстрируя гармонию, красоту человеческого тела и виртуозность владения им.

  • «Заноска» – это элемент, когда один человек перемещается вверх по мачте, неся на плечах партнера.
  • «Обрыв» – акробат отпускает мачту и летит вниз, далее он цепляется за нее руками или ногами.
  • «Пируэт» – винтообразный оборот в воздухе на 360° вокруг продольной оси тела, полупируэт – на 180°.

Эти и другие базовые трюки комбинируются с друг другом, и в результате получается номер, от которого у зрителей захватывает дух.

Китайцы-первопроходцы

Если верить найденным археологами изображениям, еще в древнем Китае практиковали современный воздушно-спортивный эквилибр – хождение по канату, трюки на мачтах и прочие интересные развлечения. Мачты уважают и монахи Шаолиня – они выполняют трюки на параллельно стоящих шестах. Если бы не колонизаторы, вероятно, Европа и не узнала бы об этом необычном искусстве. В ней родилась самая молодая школа гимнастики на мачтах. Китайская – самая древняя, есть также русская школа.

Китайские гимнасты на мачтах, фото отсюда en.wikipedia.org
Китайские гимнасты на мачтах, фото отсюда en.wikipedia.org

Отчаянные европейцы

В Европе номера на мачте появились в цирках в конце XIX века. Повсюду гремел номер «Мачта смерти». Артист прыгал вниз головой с очень высокого шеста в бассейн посередине манежа. Для большей зрелищности сверху наливали бензин и поджигали. Какое-то время акробат находился под водой, не выныривая.

В европейских мюзик-холлах часто ставили эксцентричные номера на качающихся мачтах, откуда они также перекочевали в цирки.

Гимнасты на мачтах, фото отсюда: commons.m.wikimedia.org, gomel-circus.narod.ru
Гимнасты на мачтах, фото отсюда: commons.m.wikimedia.org, gomel-circus.narod.ru

Изобретательные россияне

Покачаться на мачтах были не прочь и наши с вами соотечественники. Искусство воздушного эквилибра добралось до нас из Китая. Сергей Рудиф (Шпанов) в 1930-х годах исполнял номер «Качающаяся пальма», в котором он представал в обличье индейца. В номерах под общим названием «Морской акт на грот-мачте» мачта служила своеобразной переходной лестницей, в которой роль ступенек выполняли специальные стержни.

Акробаты Грачевы первые в стране исполнили номер «Жонглёры на мачтах». Среди групповых исполнителей номера «Китайская мачта», как его называли у нас, стали известными «Таджикские игры Валиевых» 1968 года, представленные в программе национального цирка. Акробаты показывали свое мастерство в национальных играх и танцах, а затем соревновались, кто быстрее заберется вверх по мачте к прекрасной девушке, находящейся на ее верхушке.

Гимнасты на мачтах, братья Джумалиевы, фото отсюда karasew.ru
Гимнасты на мачтах, братья Джумалиевы, фото отсюда karasew.ru

Лариса Рихтер вместе с Григорием Фединым создала яркий и запоминающийся номер «Акробаты на мачте», с которым артисты объездили всю страну. В Узбекском цирке в советский период создателем номера с мачтами стал Роман Якубов – артисты объездили с ним полмира.

Сейчас искусство гимнастики на мачтах становится еще более зрелищным и необычным и комбинируется с другими жанрами в цирке.