Найти в Дзене

Герман Гессе "Степной волк" - роман о скуфе-философе

Степной волк был человек лет пятидесяти, который несколько лет назад зашел в дом моей тетки в поисках меблированной комнаты. Герман Гессе "Степной волк" Говорят, что каждый человек это внутренний космос, целая вселенная. И когда мы смотрим на звездное небо мы всегда воспринимаем его как нечто цельное хотя оно и состоит из множества галактик и созвездий. Мы не воспринимаем космос распавшимся на множество частей - а ведь какие то звезды гаснут навсегда, какие то превращаются в сверхновые, которые рождаются. И гибель одной звезды это всегда рождение чего-то нового. В конце концов цель любой Вселенной это вернуться к самой себе, к своему первоначальному состоянию и путь к себе это тот же путь, что и привел к распаду. Так и каждый человек, который кажется нам цельным, на самом деле это множество импульсов, множество лиц, которые действуют внутри него - на мой взгляд у человек нет никакого "я", нет никакой "свободы воли". В поэзии Древней Индии этого понятия совершенно не существует, герои и
Степной волк был человек лет пятидесяти, который несколько лет назад зашел в дом моей тетки в поисках меблированной комнаты.

Герман Гессе "Степной волк"

Говорят, что каждый человек это внутренний космос, целая вселенная. И когда мы смотрим на звездное небо мы всегда воспринимаем его как нечто цельное хотя оно и состоит из множества галактик и созвездий.

Мы не воспринимаем космос распавшимся на множество частей - а ведь какие то звезды гаснут навсегда, какие то превращаются в сверхновые, которые рождаются.

И гибель одной звезды это всегда рождение чего-то нового.

В конце концов цель любой Вселенной это вернуться к самой себе, к своему первоначальному состоянию и путь к себе это тот же путь, что и привел к распаду.

Так и каждый человек, который кажется нам цельным, на самом деле это множество импульсов, множество лиц, которые действуют внутри него - на мой взгляд у человек нет никакого "я", нет никакой "свободы воли".

В поэзии Древней Индии этого понятия совершенно не существует, герои индийского эпоса — не лица, а скопища лиц, ряды олицетворений...
То-то и оно, что грудь, тело всегда единственны, а душ в них заключено не две, не пять, а несметное число; человек — луковица, состоящая из сотни кожиц, ткань, состоящая из множества нитей.

И любая попытка сделаться цельным человеком, приведет к гибели множества звезд и галактик во внутреннем микрокосмосе человека, это как вода - есть лесная вода, таежная, которую пьешь из ручьев и не можешь напиться, но если эту воду пропустить через фильтры и хорошенько прокипятить - она потеряет вкус и станет пустой - как вселенная, которая состоит из одной звезды или галактики - никто не захочет любоваться такой пустотой.

завоевание человеком цельности, переход к личностности, которая с точки зрения обывательских идеалов есть «ничто», смерть.

Любая попытка сузить внутреннюю вселенную человека до одной малой точки неизбежно приведет к еще одному большому взрыву и образованию новой вселенной.

На самом деле "Степной волк" это роман о кризисе среднего возраста, когда человек уже прожил полжизни и вдруг понял, что ничего особенного не достиг - все идеалы его молодости разрушены, женщины, которые клялись ему в верности - ушли, а все его подвиги - никому не нужны.

У тебя было какое-то представление о жизни, была какая-то вера, какая-то задача, ты был готов к подвигам, страданьям и жертвам — а потом ты постепенно увидел, что мир не требует от тебя никаких подвигов, жертв и всякого такого, что жизнь — это не величественная поэма с героическими ролями и всяким таким, а мещанская комната, где вполне довольствуются едой и питьем, кофе и вязаньем чулка, игрой в тарок и радиомузыкой. А кому нужно и кто носит в себе другое, нечто героическое и прекрасное, почтенье к великим поэтам или почтенье к святым, тот дурак и донкихот.

Поводом для написания книги послужили:

психоаналитические беседы писателя с учеником знаменитого цюрихского психиатра К. Г. Юнга доктором И. Б. Лангом, имевшие место вначале 1926 г. Они несомненно повлияли на описание в романе поисков путей и средств преодоления духовного кризиса, в котором находились как сам писатель, так и его герой.

По настоящему человек рождается годам к сорока - когда он вдруг осознает, что весь его радужный мир юности и молодости были всего лишь скорлупой. Вот он вырос и скорлупа разбилась обнажив всю темноту и бесконечность настоящего мира.

Освободившись от иллюзий человек проходит через все стадии - отрицание, гнев и, наконец, принятие.

Сумасшедшие, по терминологии писателя, — это те редкие одиночки, которые осознали относительность всех распространенных установок и «открыты» по отношению к сложному миру. Они, утверждает Гессе, способны жить в некоей «высшей реальности», в которой сняты противоречия и которая делает возможным так называемое «магическое» восприятие действительности.

Оказавшись один на один со своей тревогой и своим кризисом человек начинает закрываться от внешнего мира - уходить в книги, сериалы, игры, все больше запираться дома.

Так случается и с главным героем романа - Гарри Галлером. Как и во многих романах Гессе, в повествовании не совсем понятно, где показана внешняя реальность, а где - внутренний мир героя, эти два мира часто переплетаются.

Так же как сумасшествие, в высшем смысле, есть начало всяческой мудрости, так и шизофрения есть начало всякого искусства, всякой фантазии.

Мы не знаем каким был Галлер в молодости, но знаем, каких женщин он предпочитал

От женщин, которых я прежде любил, я всегда требовал ума и образованности, не вполне отдавая себе отчет в том, что даже очень умная и относительно очень образованная женщина никогда не отвечала запросам моего разума, а всегда противостояла им; я приходил к женщинам со своими проблемами и мыслями, и мне казалось совершенно невозможным любить дольше какого-нибудь часа девушку, которая не прочитала почти ни одной книжки, почти не знает, что такое чтение, и не смогла бы отличить Чайковского от Бетховена.

Это и была главная ошибка героя - ведь, чем сильнее человек погружается в разного рода философию, эстетику, искусство - тем более сложным он становится. И ты никогда не знаешь, что придет в голову такой женщине, а ей могут придти совершенно противоположные мысли и в один прекрасный момент, она просто возьмет и уйдет от тебя, несмотря на все клятвы верности и обещания.

Появилась и моя жена, с которой я прожил много лет, которая научила меня товариществу, несогласию, покорности, жена, к которой, несмотря на все передряги, у меня сохранялось глубокое доверие до того дня, когда она, обезумев и заболев, вдруг взбунтовалась и не то что ушла от меня, а сбежала — и я понял, как сильно» «любил я ее и как глубоко доверял ей, если, обманув мое доверие, она нанесла мне такой тяжелый удар, и притом на всю жизнь.

После такого удара судьбы человек либо уходит в себя, либо пускается во все тяжкие - в любом случае он бежит от той внутренней пустоты, что возникла в нем.

Естественно, все многочисленные друзья и родственники такого человека зачем-то начинают его пинать в самый неподходящий момент фразами типа "от хороших мужиков жены не уходят" и "а я думал она раньше от тебя уйдет".

Человек начинает еще больше уходить в себя, у него появляется чувство внутренней ненависти к себе.

ибо, при всей уничтожающей беспощадности его суждений о заведенных порядках или о людях, он никогда не считал себя исключением, свои стрелы он направлял в первую очередь в себя самого, он ненавидел и отрицал себя самого в первую очередь...
Вместо того чтобы уничтожить его личность, удалось лишь научить его ненавидеть себя самого.

Тьма окутывает человека изнутри, он перестает чувствовать что-либо, перестает понимать смысл развлечений.

я не понимаю, какой радости ищут люди на переполненных железных дорогах, в переполненных отелях, в кафе, оглашаемых душной, назойливой музыкой, в барах и варьете элегантных роскошных городов.

Целыми днями человек лежит на диване или в ванной и читает, читает книги.

Книги заполняли не только большой книжный шкаф, но и лежали повсюду на столах, на красивом старом секретере, на диване, на стульях, на полу, книги с бумажными закладками, постоянно менявшимися. Книги непрестанно прибавлялись, ибо он не только приносил целые кипы из библиотек, но и получал весьма часто бандероли по почте...
Это было очень славно, так же как читать старые книги, как лежать в горячей ванне.

Многие сочтут такие действия депрессией, кризисом, саморазрушением.

Но на самом деле это и есть путь к подлинному себе, когда старая личность, живущая в иллюзиях погибает, чтобы дать место новой - более совершенной личности и это саморазрушение и есть подлинное состояние человека, в котором весь мир открывается ему во всем своем непотребстве.

одержимыми чувством вины за свою обособленность, предстают душами, видящими свою цель не в самоусовершенствовании и собственном совершенстве, а в саморазрушении, в возврате к матери, к Богу, к вселенной.

Человеку открывается не только правда о внешнем мире, но и открывается темное начало самого человека - то самое, что он тщательно скрывал в себе и тщательно искал в других. И теперь настало время встретиться со своим степным волком лицом к лицу и примириться с ним.

А с Гарри дело обстояло иначе, человек и волк в нем не уживались и уж подавно не помогали друг другу, а всегда находились в смертельной вражде

Примирился ли Гарри со своим степным волком? Гессе не дает на этот вопрос ответа, ведь главное, чтобы сам читатель принял, все аспекты своего внутреннего "я".

Все эти люди заключают в себе две души, два существа, божественное начало и дьявольское, материнская и отцовская кровь, способность к счастью и способность к страданию смешались и перемешались в них так же враждебно и беспорядочно, как человек и волк в Гарри.

Данная книга была прочитана в рамках марафона Читаем Гессе замечательной Книжной Юлы