Найти в Дзене
Капибара в кино

Парк Юрского периода. История создания фильма.

Фото из свободных источников.
Фото из свободных источников.

Фильм "Парк Юрского периода" вышел на экраны в далеком 1993 году и не только покорил сердца миллионов поклонников, но и положил начало целой серии фильмом. Картина основана на одноименном романе автора Майкла Крайтона. Писатель получил широкую известность благодаря своим произведениям, исследующим взаимодействие науки и общества. Роман был опубликован в 1990 году и задолго до его выхода в печать, между четырьмя крупнейшими студиями шла борьба за право экранизации. Дело решалось на торгах и студия Universal помогла режиссеру Стивену Спилбергу приобрести права на экранизацию за 1,5 миллиона долларов. Сам автор романа, Майкл Крайтон, был нанят за дополнительный гонорар в размере 500 000 долларов, чтобы адаптировать роман в вариант сценария фильма.

Фильм, снятый Спилбергом, следует основному сюжету книги Крайтона, но содержит при этом упрощение и изменение сюжетных линий. Книга уделяет больше внимания научным и философским аспектам, в то время как картина Спилберга делает акцент на зрелищности. Помимо сюжетных линий были внесены изменения касающиеся персонажей книги. Роман Крайтона описывает более жестокие и кровавые события, а Спилберг известный приверженец "семейного кино". Поэтому фильм "подогнали" под рамки в возрастной рейтинг для семейного просмотра. Динозавров в результате действительно в фильме стало меньше, чем описывается в издании, но не только в связи с изменением сценария, но еще потому, что Спилберг прекрасно понимал стоимость "создания" животных. Научные рассуждения в книге уступили место личным отношениям героев фильма. Все, что осталось от научной "основы" - это презентация для посетителей парка, которую нам демонстрирует Спилберг в самом начале картины.

Фото из свободных источников. Майкл Крайтон.
Фото из свободных источников. Майкл Крайтон.

Съёмки проходили в Калифорнии и на Гавайях, на живописном острове под названием Кауаи. Были использованы различные локации на острове, для того, чтобы передать разнообразие природы и ландшафта. Например, каньон Ваймеа, расположенный на северо-западной части острова, был использован для съемок сцен с динозаврами. Ваймеа является одним из самых глубоких каньонов во всем мире и представляет собой удивительную природную достопримечательность. Также для съемок фильма были использованы водопады на Кауаи. К примеру, водопад Манавайа, который расположен на южной части острова, был использован для съемок сцен с динозаврами, которые пили воду из реки. Манавайа не единственный водопад на острове, но он является самым большим и красивым.

В последний съемочный день до острова, где проходили съемки, добрался мощнейший ураган под именем "Иники", один из крупнейших в истории метеонаблюдений. Ураган разрушил некоторые декорации и заставил не на шутку поволноваться актеров. Команда знала о надвигающемся ненастье и ускорила съемки, однако некоторые сцены пришлось переделывать. К примеру, изменилась судьба главного инженера парка в исполнении Самюэля Л. Джексона. По сценарию он должен был погибнуть от своего детища, не справившись с одной из защитных конструкций парка. Вместо этого персонаж "погиб" самым заурядным способом – его сожрал велоцираптор.

Съемки на острове продолжались в период с августа по ноябрь 1992 года, а постпроизводственный период картины продлился до конца весны следующего года. Работал над окончательной версией фильма режиссер Стивен Спилберг уже в Польше, где параллельно работал над картиной "Список Шиндлера".

Фото из свободных источников. Стивен Спилберг.
Фото из свободных источников. Стивен Спилберг.

На создание экранных динозавров ушло большое количество времени. Однако, сами динозавры в фильме заняли всего лишь около пятнадцати минут экранного времени. Учитывая, что длительность фильма два часа, это совсем немного. Динозавры были созданы с помощью революционных на то время компьютерных изображений и динозавров аниматроников в натуральную величину. Чтобы продемонстрировать звуковой дизайн фильма, который включал в себя смесь различных звуков животных для демонстрации голосов динозавров, Спилберг инвестировал в создание DTS, компании, которая специализировалась на цифровых форматах объёмного звука.

Модели динозавров, включая тираннозавра (шесть метров в высоту и 12 — в длину) создал Стэн Уинстон, работавший над образами существ в фильме "Чужой". А CGI-эффектами занимался Деннис Мурен из компании ILM — той, что делала графику для второй части "Терминатора", в частности метаморфозы Т-1000 из жидкого металла.

С самым грозным хищником - тираннозавром, в "Парке Юрского периода" во время съёмок возникло немало сложностей. В одной из сцен он находится под дождём. И по сюжету фильма так и задумано, но кожа модели была сделана из поролона, который впитал воду, после чего модель хищника начала довольно сильно вибрировать. Съёмочная группа накупила огромное количество полотенец и с их помощью, сушила пострадавшего, использовались для этих целей фены и тепловые пушки. В продолжении сцены тираннозавр мордой разбил стекло автомобиля из-за чего, вот напасть, лишился зуба. Создатели картины утверждают, что если поставить фильм на паузу на этом моменте, то отсутствие одного из клыков будет явно заметно.

Для создания аниматронных фигур команда Стэна Уинстона использовала алюминиевые каркасы, на которые натягивали шкуры из гибкого латекса. Пустоты заполняли поролоном, а снаружи конструкцию раскрашивали и покрывали матовым лаком. Мастера по спецэффектам создали фигуры всех основных динозавров — трицератопса, велоцирапторов, дилофозавров и, конечно, тираннозавра.

А вот некоторые сцены фильма с динозаврами проходили легко и просто. Животных на съемочной площадке изображали члены съемочной команды, надевшие резиновые костюмы.

Фото из свободных источников. Кадр со съемок фильма "Парк Юрского периода".
Фото из свободных источников. Кадр со съемок фильма "Парк Юрского периода".

Есть в фильме и неточности в представленных нам доисторических животных на экране. Одной из них является то, что велоцирапторы, изображены явно крупнее размерами, чем они были на самом деле. Ещё одной неточностью является дилофозавр (тот, который плевался ядом), в фильме он был значительно уменьшен по сравнению с реально существовавшим когда-то животным. Брахиозавр тоже имеет привычку, на которую реальное животное было не способно: вставать на задние лапы. Но, видимо, голодный был в фильме очень, а листья располагались высоко на деревьях. Голод, как известно, не тетка, пришлось лезь. Кстати говоря, звуки, которые в картине брахиозавр издает, тоже ставятся под сомнение: умел ли этот вид вообще их издавать, и если умел, то явно не такие, как нам рассказывает Спилберг.

А вообще, создание "голосов динозавров" это необычные сочетания звуков других животных. Например, звуки велоцирапторов в фильме создавались с использованием "голосов" тюленей, дельфинов и моржей. А звуки дилофозавров - это комбинация криков ястребов, обезьян, гремучих змей и лебедей. Грозный рык тираннозавра - звуки, которые издают собаки, пингвины, тигры, аллигаторы и слоны. Рык брахиозавра - это микс звуков осла и кита. А звуки, которыми велоцирапторы общаются между собой - на самом деле звуки черепах во время полового акта. Последнее вообще умиляет - додуматься же до такого.

Для сцены, где тираннозавр выхватывает динозавра из стаи галлимимусов и пожирает его, был использован звук собаки, которая трясет игрушку в своей пасти.

Фото из свободных источников.
Фото из свободных источников.

Список претендентов на главные роли - доктор Малколм, Сара, доктор Грант, был обширным. Роль палеонтолога Алана Гранта Спилберг хотел отдать Харрисону Форду или Ричарду Дрейфусу. Оба актера в итоге отказались, а роль досталась Сэму Нилу.

Фото из свободных источников. Кадр со съемок фильма "Парк Юрского периода".
Фото из свободных источников. Кадр со съемок фильма "Парк Юрского периода".

Роль Элли могли исполнить: Гвинет Пэлтроу, Джулиана Мур, Сандра Буллок (оказалась запасным вариантом), Джоди Фостер, Сара Джессика Паркер, Джейми Ли Кертис, Рене Зельвегер и несколько других широко известных сегодня актрис. По итогу, роль все таки досталась малоизвестной Лоре Дерн. К слову, актриса, на съемочной площадке закрутила роман с исполнителем роли доктора Яна Малколма. Роман продлился еще два года после окончания съемок, но, к серьезным отношениям исполнителей главных ролей, так и не привел.

Фото из свободных источников. Кадр со съемок фильма "Парк Юрского периода".
Фото из свободных источников. Кадр со съемок фильма "Парк Юрского периода".

Между тем, не все так просто было и со специалистом по теории хаоса - доктором Яном Малколмом, им мог стать Джим Керри. Книжный образ персонажа немного трансформировался – он все еще предупреждает об опасности, но делает это не как отъявленный мачо, а довольно неловко. Однако, Джим Керри кастинг провалил, и роль в итоге досталась Джеффу Голдблюму.

Фото из свободных источников. Кадр со съемок фильма "Парк Юрского периода".
Фото из свободных источников. Кадр со съемок фильма "Парк Юрского периода".

Одной из ролей, которая не доставила проблем с выбором режиссеру - это Джон Хэммонд. Им стал Ричард Аттенборо, который уже давно не играл в кино, а занимался его созданием. В 1983 году Аттенборо даже победил Спилберга в гонке за "Оскаром", его фильм под названием "Ганди" "победил" "Инопланетянина" Стивена Спилберга. Однако, на роль, предложенную ему Стивеном, Ричард дал согласие.

Фото из свободных источников. Кадр со съемок фильма "Парк Юрского периода".
Фото из свободных источников. Кадр со съемок фильма "Парк Юрского периода".

Для многих юных актеров резкий взлет популярности становится тяжелым испытанием, преодолеть которое непросто. Вот и актеры, сыгравшие внуков Джона Хэммонда - Тимми и Лекси, после успеха "Парка" оказались в центре внимания, и если Джозефф Мацелло с известностью справился и продолжил актерскую карьеру, то Ариана Ричардс после второго фильма франшизы предпочла с кинематографом завязать, после "Затерянного мира" у нее была роль лишь в фильме "Дрожь земли 3". Однако динозавры так просто девушку не отпустили – Ричардс хранит дома настоящую плечевую кость велоцираптора, которую она обнаружила в долинах Монтаны, отправившись на экскурсию с Джеком Хорнером, научным консультантом фильма. Юная актриса была в восторге от находки и унесла кость к себе домой, где та и хранится по сей день.

Да, у фильма "Парк Юрского периода" был даже свой научный консультант по имени Джек Хорнер. Он является одним из самых известных палеонтологов в Америке. Впоследствии, Хорнер будет консультантом на съемочной площадке всех продолжений фильмов.

Фото из свободных источников. Джек Хорнер.
Фото из свободных источников. Джек Хорнер.

По настоянию режиссера Стивена Спилберга сценаристы поменяли местами возраст детей, Лекс и Тимми, и их персонажи. В произведении Майкла Крайтона, именно одиннадцатилетний Тим одержим компьютерами и старше своей сестры, которой примерно восемь лет. Это было сделано для того, чтобы роль Тима смог получить юный актер Джозеф Мацелло, который на прослушиваниях к фильму "Капитан Крюк" 1991 года произвёл исключительно сильное впечатление на знаменитого режиссёра.

А вот юная актриса Ариана Ричардс получила роль за свое умение громко кричать. Девочка получила приглашение на прослушивание, после того как Спилберг обратил внимание на игру юной актрисы в драме "Арлина и Кимберли". Режиссера помимо прочего, интересовало то, как громко и продолжительно актриса сможет кричать. Работник, отвечающий за подбор актеров записывал крик Арины на протяжении трех минут. Результат, после того как он послушал, Спилберга удовлетворил. Позднее, он будет утверждать, что такого правдоподобного крика актера он не слышал со времен "Кинг-Конга" 1933 года.

Фото из свободных источников. Кадр со съемок фильма "Парк Юрского периода".
Фото из свободных источников. Кадр со съемок фильма "Парк Юрского периода".

А вот в сцене, где Лекс ест желе в центральном здании, создатели фильма решили, что юному дарованию нужна помощь. Один из членов съёмочной группы тряс локоть Арианы Ричардс, чтобы её ужас выглядел правдоподобно. Между тем, Ричардс утверждала, что смогла бы эту сцену сыграть самостоятельно.

Фото из свободных источников. Кадр со съемок фильма "Парк Юрского периода".
Фото из свободных источников. Кадр со съемок фильма "Парк Юрского периода".

Одним из кадров, представляющий наибольший интерес фанатов, конечно же стали те, в которых мы видим, как беспилотные автомобильчики разъезжают по парку с помощью монорельса. Чтобы создать видимость беспилотного автомобиля, движущегося с помощью электроэнергии по рельсу, использовалось скрытое управление, установленное сзади каждой из машин. Водитель был спрятан под брезентом, а для того, чтобы он мог видеть дорогу и происходящее впереди, существовал специальный экран, изображение на который поступало с двух небольших камер. Одна из них была установлена на панели перед рулевым колесом, а вторая на переднем бампере.

Фото из свободных источников. Кадр со съемок фильма "Парк Юрского периода".
Фото из свободных источников. Кадр со съемок фильма "Парк Юрского периода".

Успех картины, вышедшей на экраны, был оглушительным, несмотря на некоторые промахи в деталях. Фильм получил в общей сложности сорок четыре кинопремии, а также три премии "Оскар". Картина побила предыдущие рекорды самого Спилберга ("Челюсти" и "Инопланетянин" становились самыми кассовыми в истории) и стала очередным самым кассовым фильмом всех времён, собрав более миллиарда долларов в мировом прокате. "Парк Юрского периода" уступил лидерство лишь через четыре года — "Титанику" Джеймса Кэмерона. Картина, снятая Стивеном Спилбергом, оказалась невероятным прорывом, в том числе, в вопросе визуальных эффектов — ранее никогда зрители не видели ничего подобного. Успех режиссера доказал студиям, что больше не стоит опасаться применять для съемок компьютерную графику, так что, в какой то степени, картина оказалась революционным прорывом в мире кинематографа.

Дорогие друзья, благодарю вас за внимание, надеюсь на то, что вам было интересно и вы узнали что то новое из моей статьи. Если понравилось, пожалуйста, поставьте лайк публикации, а так же обязательно подписывайтесь на канал.

Читайте по теме: