Найти в Дзене
Авто на дорогах

Старые автогиганты под давлением: как китайцы меняют правила игры

Мировая автомобильная индустрия проходит трансформацию — и китайские автопроизводители оказываются в её центре. Вот более глубокий взгляд на то, как и почему legacy-бренды (традиционные автогиганты) теряют почву под ногами, и что это значит для рынка. Китайские компании уже контролируют более половины мировых продаж электромобилей (ZEV / NEV). Государственная поддержка и субсидии
Китай сильно инвестирует в электромобильность: субсидии, льготы по инфраструктуре, поощрения сборочного производства и рынков сбыта. Это позволяет производителям снижать издержки и выводить доступные модели. Высокие затраты на трансформацию: перевод производств на EV, инвестирование в новые технологии, перестройка заводов, обучение кадров — всё это требует больших капиталовложений. В Европе и США традиционные бренды вынуждены снизить цены, увеличить долю EV-линеек, ускорять выпуск новых моделей.
Оглавление

Мировая автомобильная индустрия проходит трансформацию — и китайские автопроизводители оказываются в её центре. Вот более глубокий взгляд на то, как и почему legacy-бренды (традиционные автогиганты) теряют почву под ногами, и что это значит для рынка.

Что показывают цифры

Автосолог Chery
Автосолог Chery

Китайские компании уже контролируют более половины мировых продаж электромобилей (ZEV / NEV).

  • BYD стал крупнейшим производителем NEV в мире, опередив Tesla по продажам BEV в 2024 году.
  • Согласно прогнозам консалтинговой фирмы AlixPartners, доля китайских автопроизводителей на глобальном рынке вырастет с ~21% сейчас до ~33% к 2030 году.
  • В Китае уже с начала 2025 сегмент NEV составляет свыше 52% рынка легковых автомобилей.
  • Доля иностранных автокомпаний на китайском рынке падает: в 2020 они имели около 36-40%, к середине 2025 — порядка 31%.

Что даёт китайцам преимущество

Конвеер по сборки электромобилей в Китае
Конвеер по сборки электромобилей в Китае

Государственная поддержка и субсидии

Китай сильно инвестирует в электромобильность: субсидии, льготы по инфраструктуре, поощрения сборочного производства и рынков сбыта. Это позволяет производителям снижать издержки и выводить доступные модели.

  1. Быстрота вывода моделей на рынок

    Китайские бренды способны спроектировать и запустить новую модель за гораздо меньшее время, чем традиционные концерны. Legacy-бренды часто сталкиваются с более сложными цепочками поставок, большими нормами безопасности, требованиями по сертификации, что удлиняет сроки.
  2. Стоимость производства

    Благодаря локализации, собственным базам производства, дешевому рабочему ресурсу и налаженным поставкам комплектующих, себестоимость в Китае часто значительно ниже, чем у западных брендов.
  3. Инновации и технологии

    Китайские автопроизводители быстро адаптируются к требованиям новых рынков: электромобили, системы автономного вождения, новые батарейные технологии, интеграция ПО, «умные» функции. Legacy-бренды пока частично борются с технологическим отставанием.
  4. Рост экспорта и глобальная экспансия

    Компании вроде Chery, Jetour и др. активно заходят на рынки Европы и развивающихся стран, часто с моделями, которые обходят тарифы и барьеры за счёт мощности, цены или простоты конструкции.

Проблемы, с которыми сталкиваются legacy-бренды

Стоянки автопроизводителей
Стоянки автопроизводителей

Высокие затраты на трансформацию: перевод производств на EV, инвестирование в новые технологии, перестройка заводов, обучение кадров — всё это требует больших капиталовложений.

  • Сопротивление — рынков и потребителей: в некоторых странах всё ещё большая часть рынка — авто с ДВС, клиенты не готовы платить за EV премиум-надбавку.
  • Тарифы и барьеры: в ряде регионов введены пошлины или минимальные цены на китайские EV, что усложняет экспансию.
  • Риск технологической отсталости: если новые бренды быстрее адаптируют ПО, ПО-функции, зарядную инфраструктуру, автопилот и др., legacy-бренды могут остаться «вчерашними».

Что это значит на практике

VW Golf
VW Golf
BYD Dolphin
BYD Dolphin

В Европе и США традиционные бренды вынуждены снизить цены, увеличить долю EV-линеек, ускорять выпуск новых моделей.

  • В развивающихся странах китайские авто могут стать главным выбором по соотношению цена/качество.
  • Потребители получат больше выбора, особенно в бюджетном сегменте EV.
  • Возможно усиление локального производства китайских моделей (чтобы уменьшить влияние тарифов и логистики).