Найти в Дзене
Союз Женщин России

Рождество Богородицы – первый праздник в новом церковном году

Фото: Виталий Аньков/РИА Новости
Фото: Виталий Аньков/РИА Новости

Иоаким и Анна, благочестивая семейная пара преклонных лет, живет в Иерусалиме (по другой версии - в Назарете). Они благородного царского происхождения (Иоаким - потомок царя Давида, Анна – из рода первосвященника Аарона), любят друг друга, в семье мир и лад. Но их счастье нельзя назвать полным – у супругов нет детей. Для древних иудеев - наказание за грехи, а раз с виду в семье все благопристойно, то люди несправедливо подозревают за ними тайные прегрешения.

Но супруги не впадают в отчаяние, а усердно молятся и уповают на милость Божию. Однажды, в большой еврейский праздник, в Иерусалимском храме первосвященник даже отказывается принять у Иоакима положенную по закону жертву.

Иоаким так расстроен, что не может сразу идти домой, а отправляется в пустыню, где паслись его стада. О произошедшем узнает Анна, но горькая весть вызывает в ней не ропот, а желание усилить молитву о даровании чада на склоне лет как некогда Аврааму и Сарре.

И происходит чудо. По приданию Иоакиму в пустыне, а Анне в саду одновременно является Ангел с благой вестью, о том, что у них родится дочь. Через девять месяцев пророчество сбылось, у четы появляется на свет долгожданное дитя. Дочь назвали Марией, а благодарные родители обещают посвятить её служению Богу.

В трехлетнем возрасте Мария была приведена в Храм.

Иоаким отошел ко Господу через несколько лет после этого события, в 80-летнем возрасте, Анна пережила супруга на два года, и скончалась в 70 лет.

***

Одним из первых о празднике Рождества Пресвятой Богородицы упоминает святой Прокл - архиепископ Константинопольский (439–446). В VII–VIII веках греки уже отмечают это событие с большой торжественностью. Официально этот День закрепляется в Византийской империи предположительно при императоре Маврикии.

Древнейшие иконы Рождества Богородицы известны с VI века, а широкое распространение в византийском и русском искусстве эти изображения получают в XI–ХII веках. Основные элементы иконографии: праведная Анна в красном мафории (длинная женская накидка, покрывающая фигуру с головы до пят) возлежит на высоком ложе, поддерживаемая служанкой; справа или слева внизу – сцена, изображающая омовения младенца Марии. Через окно на это действо взирает праведный Иоаким.

Рождество Пресвятой Богородицы еще называют «Малая Пречистая» и «Аспосов день». В народе время, ближайшее к этому празднику, звалось Оспожники, Спожинки или Госпожинки.

При богатом урожае Госпожинки праздновали в течение целой недели. Варили пиво, резали скот, готовили всевозможные яства, например, студень, рыбную кулебяку, пекли пироги из пшеничной муки с добавлением крупчатки.

На семейном пиру самыми почетными гостями были зятья, особенно молодые. Считалось очень важным, чтобы между зятьями и родителями дочери устанавливались добрые отношения.

Сват и сватья у тестя и тещи - также в числе самых важных гостей, их сажают за стол на лучшие места, под образа.

И, конечно, наиболее широкое торжество устраивалось в той местности, где находились храмы в честь Рождества Богородицы, здесь отмечался престольный праздник, в честь которого проходили различные ярмарки и другие особые события.

8 сентября (21 сентября по новому стилю) – первый из двунадесятых (главных) праздников в новом церковном году.

Автор: Елена Чернышева