Найти в Дзене

Скоморохи: славянские наследники архетипа Трикстера

Оглавление
Это от Шедеврума иллюстрация. От иностранных - вапше #@#дец
Это от Шедеврума иллюстрация. От иностранных - вапше #@#дец

Введение: между почитанием и проклятием

В истории древнерусской культуры нет, пожалуй, более противоречивой и загадочной фигуры, чем скоморох. Эти странствующие артисты занимали уникальное положение. Их одновременно обожали и преследовали, считали посланниками богов и слугами дьявола.

Скоморох был живым воплощением архетипа Трикстера — пограничного существа, нарушающего установленные нормы и тем самым заставляющего общество задуматься о их природе.

Ну не смог я объяснить железяке ,что такое гусли... А шедеврум вапще сказал ,что не по правилам такие изображения создавать.
Ну не смог я объяснить железяке ,что такое гусли... А шедеврум вапще сказал ,что не по правилам такие изображения создавать.

Изучение феномена скоморошества — это ключ к пониманию народной, неофициальной культуры Древней Руси.

Происхождение и этимология: кто такие скоморохи?

Точное происхождение слова «скоморох» остается дискуссионным. Наиболее убедительные версии выводят его от византийских «скоммархос» (мастер смеха) или от арабского «масхара» (шут, насмешник).

Скоморохи не были уникальным русским явлением. Их аналоги существовали у многих народов: жонглеры и шпильманы в Европе, лирники на Украине.

Скоморохи были профессиональными артистами универсального профиля. Их репертуар был невероятно разнообразен:

  • Музыка: Игра на гуслях, гудках, свирелях, бубнах.
  • Пение: Исполнение былин, сатирических песен.
  • Театр: Кукольные представления, импровизированные сценки.
  • Цирковое искусство: Дрессировка животных, акробатика.

Их искусство было синкретичным — в нем не разделялись музыка, слово, танец и драматическое действие.

Медведь - пожар, а не огонь даже.  Шедеврум в действии.
Медведь - пожар, а не огонь даже. Шедеврум в действии.

Или вот ещё, не могу не поделиться от flyvi (промт тот же))):

-4

Социальные функции: больше, чем развлечение

Как и их античные предшественники, скоморохи выполняли ряд ключевых социальных функций.

Хранители архаичной традиции. В дописьменный период скоморохи были живыми носителями фольклорной памяти. Они исполняли былины, сохраняя архаичные мифы и эпические сюжеты.

Создатели «антимира» и карнавальной культуры. Искусство скоморохов было искусством «мира наизнанку». Они создавали пространство, где на время отменялись привычные социальные иерархии и нормы.

Социальные критики и «глас народа». Скоморохи были, пожалуй, единственными, кто мог позволить себе открытую сатиру на власть имущих. Они были неформальными выразителями народного мнения.

Ритуальные участники календарных праздников. Многие исследователи связывают происхождение скоморохов с древними языческими жрецами и волхвами.

Почему так русскую деревню и русских людей изобразил, одному шедевруму известно... Остальные ещё хуже были.
Почему так русскую деревню и русских людей изобразил, одному шедевруму известно... Остальные ещё хуже были.

«Гудебные сосуды»: инструменты и репертуар

Инструментарий скомороха был его визитной карточкой. Церковные поучения клеймили «гудебные сосуды» — музыкальные инструменты — как бесовские орудия.

Гусли: Главный эпический инструмент. Под его аккомпанемент исполнялись былины.

Гудок: Струнный смычковый инструмент, предок скрипки. Более «уличный», подходящий для танцев.

Свирель/жалейка: Духовые инструменты, звук которых ассоциировался с природным, пастушьим началом.

Бубен и барабаны: Задавали ритм, вводили в состояние экстатического транса.

-6

Вершиной театрального творчества скоморохов стала медвежья комедия. Дрессированный медведь и его вожатый разыгрывали сценки из народной жизни.

Гонения и закат: почему власть и церковь их боялись?

Отношение к скоморохам со стороны официальных властей было последовательно враждебным.

Церковь видела в них прямых конкурентов и идеологических врагов. Скоморохи были носителями языческого мироощущения. Их искусство утверждало радость материальной жизни, что прямо противоречило христианской аскетической идеологии.

Светская власть опасалась их неподконтрольности и влияния на умы. Скоморохи были маргиналами, стоявшими вне жесткой феодальной иерархии. Их сатира могла подрывать авторитет власти.

-7

Апогеем гонений стал XVII век. В 1648 году царь Алексей Михайлович издал указ, предписывавший сжечь все «бесовские гудебные сосуды».

Наследие: от скоморохов до авангарда

Несмотря на официальный запрет, искусство скоморохов не умерло. Оно растворилось в народной толще.

Балаган и народный театр: Традиции скоморошных «позоров» перешли в балаганные представления на ярмарках.

Кукольный театр: Легендарный Петрушка — прямой наследник скомороха. Он так же остр, насмешлив и непочтителен.

Музыкальная и поэтическая традиция: Дух скоморошества ощущается в творчестве первых русских профессиональных композиторов, а в XX веке — в бардовской песне.

Авангардное искусство: Русские футуристы, обэриуты видели в скоморохах предтеч своего искусства.

Заключение: вечный Трикстер славянского мира

Скоморохи были уникальным явлением, плотью от плоти народной культуры Древней Руси. Они не создавали величественных храмов и не писали летописей.

Но именно в их искусстве сохранился живой, неотредактированный голос народа — его мудрость, его юмор, его критика и его вера в то, что смех способен если не победить, то хотя бы пережить любую власть.

-8

Они были последними языческими жрецами и первыми русскими артистами. В этой парадоксальности и заключается их суть.

А я напоминаю, что Ваша подписка на мой канал = Ваш личный материальный вклад в развитие больничной клоунады, спасибо.

С уважением, Ваш Б. К. Диша.

Вот полный список, где можно поддержать
мою больничную клоунаду:

1. Бесплатные способы:

1.1. Тоже мой канал в Дзене, но больше практической направленности - если Вам прям упражнения интересны, Вам сюда

1.2. Канал в Телеграме - там сугубо больничная клоунада - возможность узнать, что у нас происходит и пообщаться в комментариях.

2. Платные способы:

2.1. Закрытый от посторонних уютный чат в ТГ, где я и вся наша команда клоунов на связи практически 24/7 - 300 рублей в месяц.

2.2. Мои книги о клоунаде - от 200 рублей. Все деньги от их продажи также идут на больничных клоунов.

Спасибо Вам, добрый человек, что Вы есть и поддерживаете нас!

Б. К. Диша