Введение: кукла с человеческим голосом
В истории мировой культуры нет, пожалуй, другого кукольного персонажа, который бы так емко и дерзко выражал народный характер, как Петрушка. Эта тряпичная кукла с длинным носом и пронзительным голосом стала настоящим культурным героем России. Он был больше, чем просто развлечением для толпы на ярмарках. Петрушка был зеркалом народной души, её сметливости и её терпения, её бунтарского духа и её покорности, её юмора и её тоски. В его устах шутка становилась оружием, а смех — формой социального протеста.
Изучение феномена Петрушки — это путешествие в самый нерв народной жизни России XVII — начала XX веков. Его представления никогда не записывались официально, не издавались и не одобрялись властями. Они жили в устной традиции, в памяти уличных актеров-кукольников, и именно поэтому сохранили удивительную свежесть и искренность. Это был чистый голос улицы, доносящийся из-за ширмы, — голос, который мог сказать то, что не решался сказать сам человек.
Исторические корни: от Пульчинеллы до русского мужика
Петрушка — персонаж с глубокими общеевропейскими корнями. Его прямые родственники — итальянский Пульчинелла, английский Панч, французский Полишинель, немецкий Касперль, турецкий Карагёз. Все они происходят от персонажей античной комедии и средневекового кукольного театра. В Россию прообраз Петрушки, вероятно, попал через бродячих артистов из Германии или Италии в XVII веке, в эпоху усиления культурных связей с Европой.
Однако, попав на русскую почву, персонаж претерпел удивительную трансформацию. Он сменил западноевропейский камзол на русскую рубаху, иногда — красного цвета, и обзавелся чисто русскими чертами характера. Из условного итальянского задиры он превратился в конкретного русского мужика — сметливого, едкого, тертого жизнью и не желающего мириться с несправедливостью.
Первые упоминания о Петрушке (под именем «Петр Иванович Уксусов» или просто «Иван Ратютю») встречаются в русских источниками XVII века, но расцвет его популярности пришелся на XIX столетие. Именно тогда он стал неизменным герой народных гуляний, ярмарок, балаганов и праздников.
Внешний вид и голос: технология создания образа
Узнаваемый облик Петрушки — это результат длительной эволюции и практичности кукольников.
Кукла: Классический Петрушка — это перчаточная кукла. Её изготавливали из тряпок, дерева и папье-маше. Главные черты лица — гигантский крючковатый нос, глаза-бусины, пронзительный взгляд и широкая ухмылка. Его фигура была угловатой, движения — резкими и порывистыми. Такой гротескный облик сразу настраивал зрителя на комический лад.
Костюм: Красная рубашка, часто — холщовые штаны и остроконечный колпак с кисточкой. Иногда наряжали в щегольскую одежду — «под барина»: яркий кафтан или пиджак. Простота костюма делала его узнаваемым и подчеркивала его народное происхождение.
Голос: Важнейшая черта образа! Петрушка говорил не своим, а особым, пронзительным, писклявым голосом. Для этого кукольники использовали специальный инструмент — пищик или говорок. Это была маленькая металлической или костяной пластинка с прикрепленной к ней ленточкой. Актер помещал её на нёбо, и при разговоре голос становился высоким, дребезжащим и нечеловечески визгливым. Этот прием не только делал речь более слышной на шумной ярмарке, но и создавал эффект неестественности, будто говорит не человек, а некая потусторонняя сила, что добавляло персонажу харизмы.
Структура представления: классический сюжет и его вариации
Представление Петрушки было коротким, динамичным и строилось по жесткому сценарию, который каждый актер мог немного видоизменять и дополнять актуальными шутками.
Спектакль обычно состоял из нескольких сцен-диалогов Петрушки с другими персонажами. Все действие разыгрывалось из-за ширмы, которую кукольник носил на плече, поднимаясь над толпой.
Классическая последовательность эпизодов:
- Завязка и знакомство. Петрушка появляется из-за ширмы, знакомится с публикой, озорно насвистывает или поет песенку, задирает зрителей. Он полон энергии и радости жизни.
- Петрушка и невеста. Появляется кукла-невеста (часто Акулина или Матрена). Петрушка начинает ухаживать за ней, хвастаться, предлагает ей жениться на нем. Сцена полена народного юмора, фривольных намеков и каламбуров.
- Петрушка и соперник. Появляется соперник — обычно богатый барин, иностранец (немец) или ухажер-щеголь. Между ним и Петрушкой завязывается драка, в которой наш герой, конечно же, побеждает, отдубасив врага своей дубинкой.
- Петрушка и представитель власти. Кульминация социальной сатиры. Появляется фигура, олицетворяющая власть и repression (угнетение) — Городовой, Доктор, Квартальный, Цыган-продавец лошади. Между ними и Петрушкой происходит диалог, построенный на непонимании и подмене понятий.Доктор: «Петрушка, я врач, я буду тебя лечить! От чего ты умер?»
Петрушка: «Да от ржаного пирога с кашей!»Диалог быстро перерастает в свару, и Петрушка, не в силах переспорить «ученость», в ярости насмерть забивает своего оппонента дубинкой. - Петрушка и Чёрт (или Смерть). Финал представления. После череды «убийств» является потусторонняя сила — Собака, Чертик или сама Смерть с косой. Петрушка, который не боялся никого из людей, тут теряет всю свою удаль. Он пытается шутить, заигрывать, но тщетно. Смерть неумолима. В последней схватке Петрушка проигрывает, и его душа утаскивается в преисподнюю.
Однако на этом история не заканчивалась. В некоторых вариантах, в самом конце, Петрушка неожиданно воскресал из-за ширмы и весело кричал: «А я живой!». Этот финал был глубоко символичен: народный дух, воплощенный в Петрушке, невозможно уничтожить окончательно.
Социальная сатира: острый язык и народный юмор
Петрушка был не просто смешной куклой. Он был важнейшим инструментом социальной сатиры в условиях, где открытая критика была невозможна.
- Высмеивание власти: Всесильный городовой, туповатый и жадный квартальный, продажный доктор — Петрушка физически расправлялся с ними, давая зрителю возможность эмоциональной разрядки и чувства морального превосходства. Это была месть маленького человека системе в безопасной, игровой форме.
- Антиклерикальные мотивы: В некоторых, особенно ранних, вариантах Петрушка мог вступать в конфликт с попом или монахом, высмеивая их лицемерие и стяжательство. Это делало его особенно популярным среди старообрядцев и других диссидентов.
- Бытовая сатира: Он высмеивал пьянство, глупость, мотовство, барскую спесь, мнимую ученость. Его шутки были грубыми, «лубочными», но невероятно меткими и понятными самой широкой аудитории.
Его юмор был юмором абсурда и гиперболы. Он не спорил с системой на её языке, он переводил всё в шутовскую плоскость, где любая логика рушилась, а сила оказывалась на стороне того, кто смешнее и более дерзок.
Кукольник: невидимый голос народа
Неотъемлемой частью представления был сам кукольник. Он был режиссером, актером, драматургом и импровизатором в одном лице. Его жизнь была тяжелой: постоянные странствия, зависимость от погоды и настроения толпы, подозрительность властей.
Кукольник вел диалог с Петрушкой, меняя голос для каждого персонажа. Он чутко реагировал на аудиторию, вставляя в канонический сценарий злободневные шутки про местного градоначальника, недавний скандал или новые указы. Таким образом, каждый спектакль был уникальным и существовал лишь однажды.
Закат традиции и бессмертное наследие
Судьба Петрушки повторила судьбу скоморохов. С начала XX века на него начались гонения. Власти видели в его «бесстыдных» и «аморальных» представлениях угрозу. После революции 1917 года борьба с Петрушкой усилилась: новый, советский режим видел в стихийной народной сатире угрозу тотальному контролю над культурой. Петрушку пытались «перевоспитать», заставив его агитировать за советскую власть и высмеивать буржуев и кулаков, но душа из него ушла.
Окончательный удар по традиции нанесли кино и телевидение. Ярмарочная культура, питательная среда Петрушки, умирала. Искусство перчаточной куклы стало достоянием театров и профессионалов, потеряв свою уличную, карнавальную остроту.
Но Петрушка не умер. Его дух живет в:
- Советской и российской мультипликации: Характер и повадки Чебурашки, Карлсона, Вовки из Тридевятого царства напрямую восходят к Петрушке.
- Кинокомедии: Герои-плуты, «свои парни», которые ставят в тупик начальство своей смекалкой и прямолинейностью (например, Шурик из комедий Гайдая) — наследники Петрушки.
- Современном стендапе: Прямой, иногда грубый, социально ориентированный юмор, обращенный к народу и высмеивающий власти, — это современная incarnation (воплощение) петрушечной сатиры.
Заключение: вечный бунтарь из-за ширмы
Петрушка остается одним из самых цельных и узнаваемых символов русского национального характера. В нем удивительным образом сочетались:
- Бунтарство и покорность: Он бунтовал в рамках представления, но его финальная смерть символизировала неизбежность существующего порядка вещей.
- Грубость и сметливость: Его юмор был не утонченным, но невероятно точным и умным.
- Жизнелюбие и фатализм: Он наслаждался жизнью до последней секунды, даже зная о неминуемой расплате.
Петрушка был голосом той самой «внутренней свободы», которую русский человек мог обрести только в смехе, в карнавальном переворачивании мира с ног на голову. Он напоминал, что даже у самого маленького и бесправного человека есть оружие — острый язык и неуемная фантазия. И пока звучит его пронзительный, насмешливый голосок из-за ярмарочной ширмы, народный дух продолжает жить и бросать вызов любой несправедливости.
Вот полный список, где можно поддержать
мою больничную клоунаду:
1. Бесплатные способы:
1.1. Тоже мой канал в Дзене, но больше практической направленности - если Вам прям упражнения интересны, Вам сюда
2. Платные способы:
Спасибо Вам, добрый человек, что Вы есть и поддерживаете нас!
Б. К. Диша