Найти в Дзене

Петрушка: голос русского народа в кукольном представлении

Оглавление

Введение: кукла с человеческим голосом

В истории мировой культуры нет, пожалуй, другого кукольного персонажа, который бы так емко и дерзко выражал народный характер, как Петрушка. Эта тряпичная кукла с длинным носом и пронзительным голосом стала настоящим культурным героем России. Он был больше, чем просто развлечением для толпы на ярмарках. Петрушка был зеркалом народной души, её сметливости и её терпения, её бунтарского духа и её покорности, её юмора и её тоски. В его устах шутка становилась оружием, а смех — формой социального протеста.

Изучение феномена Петрушки — это путешествие в самый нерв народной жизни России XVII — начала XX веков. Его представления никогда не записывались официально, не издавались и не одобрялись властями. Они жили в устной традиции, в памяти уличных актеров-кукольников, и именно поэтому сохранили удивительную свежесть и искренность. Это был чистый голос улицы, доносящийся из-за ширмы, — голос, который мог сказать то, что не решался сказать сам человек.

Исторические корни: от Пульчинеллы до русского мужика

Петрушка — персонаж с глубокими общеевропейскими корнями. Его прямые родственники — итальянский Пульчинелла, английский Панч, французский Полишинель, немецкий Касперль, турецкий Карагёз. Все они происходят от персонажей античной комедии и средневекового кукольного театра. В Россию прообраз Петрушки, вероятно, попал через бродячих артистов из Германии или Италии в XVII веке, в эпоху усиления культурных связей с Европой.

Однако, попав на русскую почву, персонаж претерпел удивительную трансформацию. Он сменил западноевропейский камзол на русскую рубаху, иногда — красного цвета, и обзавелся чисто русскими чертами характера. Из условного итальянского задиры он превратился в конкретного русского мужика — сметливого, едкого, тертого жизнью и не желающего мириться с несправедливостью.

Первые упоминания о Петрушке (под именем «Петр Иванович Уксусов» или просто «Иван Ратютю») встречаются в русских источниками XVII века, но расцвет его популярности пришелся на XIX столетие. Именно тогда он стал неизменным герой народных гуляний, ярмарок, балаганов и праздников.

Внешний вид и голос: технология создания образа

Узнаваемый облик Петрушки — это результат длительной эволюции и практичности кукольников.

Кукла: Классический Петрушка — это перчаточная кукла. Её изготавливали из тряпок, дерева и папье-маше. Главные черты лица — гигантский крючковатый нос, глаза-бусины, пронзительный взгляд и широкая ухмылка. Его фигура была угловатой, движения — резкими и порывистыми. Такой гротескный облик сразу настраивал зрителя на комический лад.

Костюм: Красная рубашка, часто — холщовые штаны и остроконечный колпак с кисточкой. Иногда наряжали в щегольскую одежду — «под барина»: яркий кафтан или пиджак. Простота костюма делала его узнаваемым и подчеркивала его народное происхождение.

Голос: Важнейшая черта образа! Петрушка говорил не своим, а особым, пронзительным, писклявым голосом. Для этого кукольники использовали специальный инструмент — пищик или говорок. Это была маленькая металлической или костяной пластинка с прикрепленной к ней ленточкой. Актер помещал её на нёбо, и при разговоре голос становился высоким, дребезжащим и нечеловечески визгливым. Этот прием не только делал речь более слышной на шумной ярмарке, но и создавал эффект неестественности, будто говорит не человек, а некая потусторонняя сила, что добавляло персонажу харизмы.

Так себе представляет Шедеврум, что такое пищик или говорок... ну чтош
Так себе представляет Шедеврум, что такое пищик или говорок... ну чтош

Структура представления: классический сюжет и его вариации

Представление Петрушки было коротким, динамичным и строилось по жесткому сценарию, который каждый актер мог немного видоизменять и дополнять актуальными шутками.

Спектакль обычно состоял из нескольких сцен-диалогов Петрушки с другими персонажами. Все действие разыгрывалось из-за ширмы, которую кукольник носил на плече, поднимаясь над толпой.

Классическая последовательность эпизодов:

  1. Завязка и знакомство. Петрушка появляется из-за ширмы, знакомится с публикой, озорно насвистывает или поет песенку, задирает зрителей. Он полон энергии и радости жизни.
  2. Петрушка и невеста. Появляется кукла-невеста (часто Акулина или Матрена). Петрушка начинает ухаживать за ней, хвастаться, предлагает ей жениться на нем. Сцена полена народного юмора, фривольных намеков и каламбуров.
  3. Петрушка и соперник. Появляется соперник — обычно богатый барин, иностранец (немец) или ухажер-щеголь. Между ним и Петрушкой завязывается драка, в которой наш герой, конечно же, побеждает, отдубасив врага своей дубинкой.
  4. Петрушка и представитель власти. Кульминация социальной сатиры. Появляется фигура, олицетворяющая власть и repression (угнетение) — Городовой, Доктор, Квартальный, Цыган-продавец лошади. Между ними и Петрушкой происходит диалог, построенный на непонимании и подмене понятий.Доктор: «Петрушка, я врач, я буду тебя лечить! От чего ты умер?»
    Петрушка: «Да от ржаного пирога с кашей!»Диалог быстро перерастает в свару, и Петрушка, не в силах переспорить «ученость», в ярости насмерть забивает своего оппонента дубинкой.
  5. Петрушка и Чёрт (или Смерть). Финал представления. После череды «убийств» является потусторонняя сила — Собака, Чертик или сама Смерть с косой. Петрушка, который не боялся никого из людей, тут теряет всю свою удаль. Он пытается шутить, заигрывать, но тщетно. Смерть неумолима. В последней схватке Петрушка проигрывает, и его душа утаскивается в преисподнюю.

Однако на этом история не заканчивалась. В некоторых вариантах, в самом конце, Петрушка неожиданно воскресал из-за ширмы и весело кричал: «А я живой!». Этот финал был глубоко символичен: народный дух, воплощенный в Петрушке, невозможно уничтожить окончательно.

Социальная сатира: острый язык и народный юмор

-3

Петрушка был не просто смешной куклой. Он был важнейшим инструментом социальной сатиры в условиях, где открытая критика была невозможна.

  • Высмеивание власти: Всесильный городовой, туповатый и жадный квартальный, продажный доктор — Петрушка физически расправлялся с ними, давая зрителю возможность эмоциональной разрядки и чувства морального превосходства. Это была месть маленького человека системе в безопасной, игровой форме.
  • Антиклерикальные мотивы: В некоторых, особенно ранних, вариантах Петрушка мог вступать в конфликт с попом или монахом, высмеивая их лицемерие и стяжательство. Это делало его особенно популярным среди старообрядцев и других диссидентов.
  • Бытовая сатира: Он высмеивал пьянство, глупость, мотовство, барскую спесь, мнимую ученость. Его шутки были грубыми, «лубочными», но невероятно меткими и понятными самой широкой аудитории.

Его юмор был юмором абсурда и гиперболы. Он не спорил с системой на её языке, он переводил всё в шутовскую плоскость, где любая логика рушилась, а сила оказывалась на стороне того, кто смешнее и более дерзок.

Кукольник: невидимый голос народа

Неотъемлемой частью представления был сам кукольник. Он был режиссером, актером, драматургом и импровизатором в одном лице. Его жизнь была тяжелой: постоянные странствия, зависимость от погоды и настроения толпы, подозрительность властей.

Кукольник вел диалог с Петрушкой, меняя голос для каждого персонажа. Он чутко реагировал на аудиторию, вставляя в канонический сценарий злободневные шутки про местного градоначальника, недавний скандал или новые указы. Таким образом, каждый спектакль был уникальным и существовал лишь однажды.

Закат традиции и бессмертное наследие

Судьба Петрушки повторила судьбу скоморохов. С начала XX века на него начались гонения. Власти видели в его «бесстыдных» и «аморальных» представлениях угрозу. После революции 1917 года борьба с Петрушкой усилилась: новый, советский режим видел в стихийной народной сатире угрозу тотальному контролю над культурой. Петрушку пытались «перевоспитать», заставив его агитировать за советскую власть и высмеивать буржуев и кулаков, но душа из него ушла.

Окончательный удар по традиции нанесли кино и телевидение. Ярмарочная культура, питательная среда Петрушки, умирала. Искусство перчаточной куклы стало достоянием театров и профессионалов, потеряв свою уличную, карнавальную остроту.

Но Петрушка не умер. Его дух живет в:

  • Советской и российской мультипликации: Характер и повадки Чебурашки, Карлсона, Вовки из Тридевятого царства напрямую восходят к Петрушке.
  • Кинокомедии: Герои-плуты, «свои парни», которые ставят в тупик начальство своей смекалкой и прямолинейностью (например, Шурик из комедий Гайдая) — наследники Петрушки.
  • Современном стендапе: Прямой, иногда грубый, социально ориентированный юмор, обращенный к народу и высмеивающий власти, — это современная incarnation (воплощение) петрушечной сатиры.

Заключение: вечный бунтарь из-за ширмы

Петрушка остается одним из самых цельных и узнаваемых символов русского национального характера. В нем удивительным образом сочетались:

  • Бунтарство и покорность: Он бунтовал в рамках представления, но его финальная смерть символизировала неизбежность существующего порядка вещей.
  • Грубость и сметливость: Его юмор был не утонченным, но невероятно точным и умным.
  • Жизнелюбие и фатализм: Он наслаждался жизнью до последней секунды, даже зная о неминуемой расплате.

Петрушка был голосом той самой «внутренней свободы», которую русский человек мог обрести только в смехе, в карнавальном переворачивании мира с ног на голову. Он напоминал, что даже у самого маленького и бесправного человека есть оружие — острый язык и неуемная фантазия. И пока звучит его пронзительный, насмешливый голосок из-за ярмарочной ширмы, народный дух продолжает жить и бросать вызов любой несправедливости.

Вот полный список, где можно поддержать
мою больничную клоунаду:

1. Бесплатные способы:

1.1. Тоже мой канал в Дзене, но больше практической направленности - если Вам прям упражнения интересны, Вам сюда

1.2. Канал в Телеграме - там сугубо больничная клоунада - возможность узнать, что у нас происходит и пообщаться в комментариях.

2. Платные способы:

2.1. Закрытый от посторонних уютный чат в ТГ, где я и вся наша команда клоунов на связи практически 24/7 - 300 рублей в месяц.

2.2. Мои книги о клоунаде - от 200 рублей. Все деньги от их продажи также идут на больничных клоунов.

Спасибо Вам, добрый человек, что Вы есть и поддерживаете нас!

Б. К. Диша