Найти в Дзене
Китайский специалист

На авиашоу представлен новый беспилотник KZ-2 с двумя турбовентиляторными двигателями TWS800

Совершенно новый двухдвигательный беспилотный летательный аппарат по аэродинамической схеме «летающее крыло» с реактивной силовой установкой был представлен на авиасалоне в Чанчуне, который проходит с 19 по 23 сентября в 2025 году. Исходя из расположения воздухозаборников и выступающей кормовой части, внутренний бомбовый отсек аппарата обладает значительными размерами, а его конструкция ориентирована на малую заметность и возможности для прорыва ПВО. Поэтому некоторые пользователи в интернете даже окрестили его «малым H-20».

H-20
H-20

Такие оценки выглядят логичными, потому что традиционные военные беспилотники с аэродинамической схемой «летающее крыло» не нуждаются в кабине пилота. Это позволяет улучшить эффективность воздухозаборников, которые обычно размещаются в носовой части. Боковые воздухозаборники характерны лишь для малозаметных стратегических бомбардировщиков, таких как B-2 и B-21, а также некоторых концептуальных моделей БПЛА.

B-21
B-21

Однако, если внимательно осмотреть выставленный на авиашоу дрон, то заметно, что поверхность конструкции имеет шероховатости, качество изготовления не выглядит филигранным — особенно в области крыльев и некоторых выступов в носовой части. Это явно противоречит принципам малозаметности, но допустимо, если акцент при изготовлении дрона был сделан на другом...

-4

Скорее всего это лётно-исследовательская платформа, созданная научным учреждением для испытаний отдельных подсистем БПЛА. Нельзя утверждать, что некоторые её технологии никак не связаны с H-20, но данный БПЛА KZ-2 определённо не является «уменьшенной копией» H-20.

Кто же разработчик данного дрона?

-5

Разработчиком данного беспилотника является Институт инженерной теплофизики Китайской академии наук. Его официальное обозначение — «KZ-2». Из описания института следует, что в период 14-й пятилетки двумя из четырёх ключевых направлений его деятельности были «перспективная энергетическая аппаратура» и «технологии и применение высотных БПЛА большой дальности».

Так зачем Институт инженерной теплофизики Китайской академии наук разработал этот БПЛА?

Институт инженерной теплофизики Китайской академии наук и двигатель TWS800

Двигатель этого беспилотника был независимо разработан Институтом инженерной теплофизики Академии наук Китая. Этот научно-исследовательский институт в основном занимается исследованиями в области энергетики и охраны окружающей среды, и специализируется на инженерной термодинамике, аэродинамической термодинамике, науке о горении и т.д. Так как это просто “специализированные” дисциплины для производства авиационных двигателей, поэтому для них идеально заниматься двигателями.

-6

В 2014 году этот Институт использовал свои собственные права интеллектуальной собственности, совместно с несколькими компаниями учредил “Chengdu Zhongke Aero Engine Company”. Это было первое предприятие со смешанной собственностью в области авиационных двигателей в Китае. Первым продуктом, который они запустили, был небольшой турбовентиляторный двигатель TWS800 с тягой 750 кг.

-7

Среди партнеров - компания под названием “Шэньси Ляньши цветные металлы”. Ее дочерней компании принадлежит 7% мировых запасов металлического рения - рений является ключевым материалом для изготовления высокотемпературных лопаток авиационных двигателей, что обеспечивает важную гарантию массового производства двигателей.

Высотные испытания двигателя были проведены в России. В 2017 году Китайская академия наук и Российская академия наук согласовали план совместных работ. Как официально объявлено, обращение к Россию было вызвано несколькими факторами: с одной стороны, отечественные испытательные стенды были загружены, а с другой — российские условия оказались более выгодными после введения санкций. Это касалось и высотного испытательного стенда, построенного Китайской академией наук в Циндао.

Результаты испытаний были очень успешными: на высоте от 10 000 до 15 000 метров и в диапазоне скоростей 0,4-0,8 Маха двигатель показал хорошие результаты и даже прошел предельные испытания на высоте 18 000 метров. Сочетание предыдущей 60-часовой оценкой эксплуатационных характеристик на выносливость и проверочным испытательным полетом показало, что технология двигателя созрела.

Чтобы как можно скорее запустить двигатель в эксплуатацию, эти компании совместно учредили "Langxing Uav Company” для непосредственного производства своих собственных беспилотных летательных аппаратов!Представленный беспилотник Flying Wing - их первый продукт под кодовым названием KZ-2 “Star Shadow”.

Давайте взглянем на некоторые ключевые данные: KZ-2 “Star Shadow” имеет длину 7,3 метра, размах крыльев 15 метров и высоту 1,84 метра; пустой вес 2100 килограммов при максимальной грузоподъемности 4000 килограммов; на брюхе у него находится оружейный отсек, в который можно загрузить 400 килограммов боевого оборудования. Он использует два двигателя TWS800, развивает максимальную скорость 698 км / ч, может летать непрерывно в течение 10-12 часов. Имеет максимальный боевой радиус 2000 километров, может летать на высоте до 15 000 метров и имеет площадь отражения от радара всего 0,1 квадратных метра - отличные показатели скрытности.

Хотя БПЛА KZ-2 "Star Shadow” не является лидером по некоторым параметрам, он обладает хорошей скрытностью, высокой скоростью (в 2-3 раза быстрее, чем обычные винтовые дроны) и хорошим временем автономной работы, что особенно подходит для боевых действий средней интенсивности. И поскольку он не стремится слепо к чрезвычайно высоким показателям, его стоимость относительно невелика. Если его удастся экспортировать в будущем, возможно, он будет работать лучше, чем серия “Птеродактиль”.

Теперь становится понятна причина "появления" KZ-2 на нынешнем авиасалоне в Чанчуне. Ведь несмотря на то, что БПЛА схемы «летающее крыло» в Китае производятся в большом разнообразии, в китайских самолётах шестого поколения и БПЛА управления воздушным пространством, компоновка «летающее крыло» уже не используется. В конечном счёте, хотя эта схема обладает хорошими характеристиками малозаметности, она не отвечает требованиям высокоскоростных полётов.

Поэтому, если вы надеетесь увидеть в будущем новые самолёты схемы «летающее крыло», то ориентироваться нужно на H-20 (Boom-20). И не стоит каждую выставленную беспилотную платформу принимать за «боевой дрон-спутник». Беспилотники, участвовавшие в параде 3 сентября, будь то аппараты сопровождения или управления, — по своей сути и возможностям радикально отличаются от обычных БПЛА.

Фрагмент с парада Победы в Китае 3 Сент. 2025г

Что касается H-20, то с развитием китайских истребителей и беспилотных технологий, это уже не «ощупывание камней при переходе через реку» в этой области. Однако, в сфере «тяжёлой авиации» — крупных транспортных самолётов, стратегических стелс-бомбардировщиков и т.д. — Китаю предстоит пройти еще долгий путь.

Поэтому, когда мы говорим об «инновационных китайских разработках», стоит вспомнить авианосец «Фуцзянь». По некоторым источникам, он уже давно должен был быть введён в строй. Однако на самом деле корабль до сих пор проходит ходовые испытания.