Найти в Дзене
Юридическая консультация

Банки пожаловались на блокировку звонков клиентам из-за новых правил борьбы со спамом. А может так им и надо?

С начала сентября банки, МФО и коллекторские агентства массово регистрируют сбои в телефонной связи с клиентами: сотовые операторы блокируют примерно 30% их звонков. Виной тому — ужесточённые правила по борьбе со спамом и телефонным мошенничеством, вступившие в силу 1 сентября 2025 года. Такое уведомление содержится в письме Национального совета финансового рынка (НСФР), адресованном Банку России и правительству. По словам главы НСФР, на рынке фактически образовалась «предкризисная ситуация»: компании утратили возможность информировать клиентов о подозрительных операциях, приближающихся сроках платежей, просроченных обязательствах и о рекламных предложениях. Новые требования обязывают операторов помечать входящие вызовы от юридических лиц и блокировать массовые обзвоны, если абонент заранее не дал на них согласия. Получить такое согласие во время телефонного разговора нельзя. При этом банки теперь вынуждены платить за каждый вызов — и за сам массовый обзвон, и за его маркировку. По инф

С начала сентября банки, МФО и коллекторские агентства массово регистрируют сбои в телефонной связи с клиентами: сотовые операторы блокируют примерно 30% их звонков.

Виной тому — ужесточённые правила по борьбе со спамом и телефонным мошенничеством, вступившие в силу 1 сентября 2025 года.

Такое уведомление содержится в письме Национального совета финансового рынка (НСФР), адресованном Банку России и правительству. По словам главы НСФР, на рынке фактически образовалась «предкризисная ситуация»: компании утратили возможность информировать клиентов о подозрительных операциях, приближающихся сроках платежей, просроченных обязательствах и о рекламных предложениях.

Новые требования обязывают операторов помечать входящие вызовы от юридических лиц и блокировать массовые обзвоны, если абонент заранее не дал на них согласия.

Получить такое согласие во время телефонного разговора нельзя. При этом банки теперь вынуждены платить за каждый вызов — и за сам массовый обзвон, и за его маркировку.

По информации НСФР, особенно пострадали службы взыскания: по данным банков, около 90% должников платят сразу после напоминательного звонка, но сейчас эти напоминания часто не доходят до абонентов, особенно до проблемных заемщиков, которые не давали предварительного согласия на звонки.

Финансовый сектор просит внести изменения в законодательство: освободить от блокировок персонализированные звонки, совершаемые по требованию регулятора, ограничить плату за их маркировку и ввести штрафы для операторов в случаях, когда необоснованная блокировка приводит к тому, что клиент становится жертвой мошенников.

Операторы, в свою очередь, заявляют, что действуют строго в рамках закона и что правила должны быть одинаковы для всех участников рынка.

Пожелаем, чтобы всё осталось по‑прежнему и ЦБ РФ не откликнулся на просьбы банков.

Автор статьи Геннадий Ефремов - лучший онлайн-юрист рунета по кредитам и долгам. Дистанционно отменит судебный приказ или исполнительную надпись нотариуса. Поможет выгодно выкупить долг у банка или коллектора. Подробнее на сайте юриста