Делимся нашими впечатлениями от нового фильма "Одна битва за другой" режиссера Пола Томаса Андерсона и студии Warner Bros.
Американский режиссер Пол Томас Андерсон считается в Голливуде одним из легендарных мастеров. На его счету - 11 номинаций на "Оскар", 3 - на "Золотой Глобус" (неплохая иллюстрация на тему того, что его фильмы хуже резонируют на этой более "народной" премии), а также 1 - на "Грэмми".
При этом он является единственным режиссером, собравшим награды "Лучший режиссер" в Каннах, "Серебряного Льва" кинофестиваля в Венеции, а также "Серебряного" и "Золотого Медведей" кинофестиваля в Берлине.
Пол добился этого небольшим количеством картин. При этом куда лучше о нем говорят эпизоды из личной жизни. Он - вегетарианец, встречался с артисткой Фионой Эппл, которая решила с ним расстаться, отмечая его жесткость в быту: мог и стулом в нее запустить, и из машины вытолкнуть. После таких отношений режиссер нашел свое счастье в объятиях актрисы Майи Рудольф, но при этом, в отличие от некоторых коллег, не снимает ее в каждой своей картине.
В фильмографии Андерсона, которая кардинально отличается от работ двух других голливудских режиссеров-Андерсонов, можно найти фильмы "Нефть", "Лакричная пицца", детектив "Врожденный порок". Студия Warner Bros. является одной из его любимых для сотрудничества. Сейчас она переживает не лучшие времена, и Paramount Skydance даже намерена поглотить компанию.
На фильм "Одна битва за другой" Warner Bros. возлагает и большие коммерческие надежды. Впрочем, здесь они нарушили принцип успешного авторского кино, допустив раздутие бюджета до 175 млн. долл. США из-за высоких гонораров медийным артистам, а фишкой доходного арт-хауса всегда были минимальные затраты и радующие создателей пара сотен миллионов долларов сборов, в разы превышающие расходы, что может и не произойти в данном случае.
Один гонорар Леонардо ДиКаприо составил 20 миллионов долларов за главную роль, что не остановило и другие студии сойтись в борьбе ценников за право выпускать новую картину Пола в прокат.
Сама она вдохновлена старым романом "Винляндия" (1990), чей сюжет режиссер, сценарист и продюсер Пол Томас Андерсон заметно преобразил под актуальную действительность и демократические идеалы Америки. Съемки он завершил еще до вступления Дональда Трампа в должность президента США, рисуя американцам катастрофу в случае долгого правления республиканцев, но обо всем по порядку.
Фильм "Одна битва за другой" напоминает многослойную луковицу, за каждым слоем которой скрывается свое значение и смыслы, адресованные конкретной части целевой аудитории.
С точки зрения художественного фильма, для большинства простых зрителей история хочет казаться экшен-комедией с черным юмором. Главный герой - Боб Фергюсон, он же - звездный революционер.
Когда власть в Америке узурпировали христианские националисты, тысячами высылающие нелегальных иммигрантов (очень напоминает заголовки новостей времен Дональда Трампа), кучка анархистов намерена демонтировать текущих лидеров, для чего ведет свою мелкую разрушительную деятельность. Например, нападает на центры содержания мигрантов, предпочитает не брать пленных из людей, служащих режиму, надеясь, что вода камень точит, и их маленькие акции рано или поздно выбьют опору жестоких диктаторов у руля Америки.
После истории с Чарли Кирком в США этот сценарий приобретает совсем иной характер. Получается, режиссер прославляет и ободряет ужасные вещи, которые в реальности начали происходить еще до выхода его фильма. Мир в 2020-х меняется слишком быстро, и за месяцы на монтажной полке в Америке усилились процессы борьбы сторонников демократов и республиканцев.
Пол Томас Андерсон, возможно, неверно рассчитал политическую траекторию в реальности, сделав увесистую ставку на победу демократов на президентских выборах в США в прошлом году, чтобы потом каждый политик этой партии гордился его картиной и приводил в пример как назидание об опасности курса республиканцев.
Персонаж Боба влюбляется и женится на Перфидии Хиллз - пламенной революционерке в исполнении Тейаны Тэйлор. Однако ею же увлекается его злейший враг - форменный военный, продажный полковник Стивен Локджо (Шон Пенн). История осложняется тем, что Перфидия изменяет с Локджо самому Бобу, а потом у нее рождается дочка Уилла Фергюсон. Ее играет молодая актриса с афроамериканскими корнями - Чейз Инфинити. Девочку назвали в честь персонажа Николь Кидман из фильма "Бэтмен навсегда" и девиза Базз Лайтера из первой "Истории игрушек" Pixar - "To Infinity and Beyond". Отвечать в школе на вопросы о значении своего имени девушке явно было непросто.
25-летнюю Чейз после ее дебюта в кино у Пола Томаса Андерсона уже называют "Открытием года". Вот, и для персонажа Боба в жизни она многое меняет. 16 лет спустя первых событий он опускается на дно жизни, напоминая бездомного со вредными зависимостями, но с богатым опытом за плечами.
Его жизнь переворачивается, когда неизвестные похищают Уиллу, несмотря на то, что Локджо даже пытался предать своих сторонников, укрыв от них Перфидию, которая все равно решает сбежать в Мексику, сохраняя верность целям революции.
К этому моменту герой Боба трансформируется из отчаянного революционера с навыками подрывника в отца-защитника. Он решает собрать команду, в т.ч. из бывших соратников, и спасти свою дочь из рук похитителей, но их методы годы спустя безнадежно устарели. Кто именно и зачем ее похитил - сама по себе важная особенность сюжета. При этом Уилла напоминает подростка-бунтаря, которую утомили бесконечные разборки и опасные цели ее родителей.
Однако в команду Фергюсона попадают не совсем готовые для подобного задания персонажи, например, колоритный инструктор по боевым искусствам - Серджио Карлос (Бенисио дель Торо). Во второй половине картина переключается в жанр комедийного боевика с перестрелками, погонями и смешными моментами о неуклюжем Бобе, который даже не помнит отзыв на пароль для связи с революционерами, проверяющими его кодовой фразой: "Который час?".
Арка Локджо тоже продолжается в своем направлении. Военный пытается присоединиться к "Клубу искателей Рождественских приключений" - супер-секретной организации националистов, руководителей которой исполняют Тони Голдвин и Джеймс Дауни. Членство в ней дает большие привилегии участникам, но требует "расовой чистоты".
С этим у Локджо проблемы, ведь его пассия - афроамериканка, и именно ему принадлежит идея с организацией похищения ее дочери. Во внутренних слоях сюжетной луковицы Пол Андерсон предвещает американцам катастрофу в борьбе между разными системами ценностей. Он пугает зрителей торжеством националистов-консерваторов с христианскими убеждениями, словно отрабатывает политический заказ демократической партии США.
Так и получается, что Локджо вместо семейных ценностей ищет власти и влияния, а Боб Фергюсон, напротив, меняет идеалы революции на заботу о семье. Персонаж готов на все, чтобы спасти дочь, даже не осознавая до конца, что его супруга ему изменила с его врагом.
Стоит уточнить все же, что Уилла - родная дочь Боба, а не результат старой измены его возлюбленной с Локджо, иначе бы вся драматургия сюжета развалилась как карточный домик на ветру. Напротив, Уиллу сам Локджо решает использовать, чтобы расправиться с Бобом и Перфидией заодно, т.к. не простил, что она выбрала свое дело жизни вместо него.
Другие роли в картине исполнили Реджина Холл, Алана Хэйм, Вуд Харрис, Шейна МакХейл, Старлетта ДюПуа, Д.В. Моффетт, Кевин Тигхи. На втором плане актерского состава явно экономили.
В комедийном плане лучшие сцены у Леонардо ДиКаприо и Бенисио дель Торо, в чем можно было и не сомневаться. Пол Андерсон удобряет их линии перестрелками, погонями, неловким экшеном, показывая, что они пытаются откусить больше, чем могут съесть. Злодей Шона Пенна не стал карикатурным, как, например, в картине "Доктор Стрейнджлав" Стэнли Кубрика. Напротив, он - алчный, серьезный военный, который умело оценивает риски и твердо идет к цели, даже если приходится навредить для этого близким.
Другой проблемой фильма является по-настоящему безумное смешение жанров. За 162 минуты раздутого до неприличия хронометража, которые не каждый осилит в кинотеатрах, картина успевает побывать драмой, трагикомедией, политической сатирой, экшеном и комедийным боевиком. В итоге, фокус распыляется, и ей не удается преуспеть ни в одном из направлений.
Безусловно, внимание зрителей будут удерживать прекрасные актерские работы. С учетом тематики фильма и поднимаемых вопросов, того факта, что демократы продолжают доминировать в Голливуде, у картины "Одна битва за другой" есть все шансы многих номинаций на "Оскаре" за все хорошее, в т.ч. для актеров и режиссера.
При Дональде Трампе наградить статуэткой фильм, который пугает будущим Дональда Трампа американцев, - это приятный шанс для демократов, который они не захотят упускать, используя все свои рычаги влияния на Киноакадемию США посредством поддерживающих партию знаменитостей из числа актеров, режиссеров, продюсеров, которые, собственно, и голосуют за номинантов.
Американские журналисты в изданиях, также склоняющихся к ценностям этого политического объединения, уже рисуют картине заоблачные рейтинги в 96% из 100 возможных, называют пророческой, смелой, великой и эпичной, но хочется смотреть чуть дальше этой их линзы восприятия фильма, который слишком уж политизирован, чтобы считаться художественным вообще.
Операторами картины работали все тот же человек-оркестр Пол Томас Андерсон и Майкл Бауман, а композитором на удивление стал не сам Пол, а Джонни Гринвуд - давний соратник режиссера, сочинявший музыку для фильма "Нефть" и других. Он написал для него уже 6-й совместный саундтрек в карьере. Также артист участвовал и появлялся в фильме "Гарри Поттер и Кубок огня".
Экранизировать "Винляндию" вольным стилем Пол Андерсон планировал давно, но долгое время боялся, что вместо своей работы банально перенесет книгу на экран. Он начал с того, что написал серию рассказов по ее мотивам для будущей картины, а затем усилил акценты на истории отца и дочери в сюжете.
На главную роль он рассматривал Вигго Мортенсена из нового фильма "Властелин колец: Охота на Голлума" и Хоакина Феникса из провального мюзикла "Джокер: Безумие на двоих", но они не приняли участия в картине. К слову, оба - тоже проекты Warner Bros.
Съемки прошли в городках Калифорнии и Техаса за несколько недель. Рабочим названием фильма было такое: "Проект БС". Режиссеру разрешили съемки в парках, заповедниках, здании городского суда и даже в лагере для бездомных, после чего некоторые обвинили его в эксплуатации остросоциальных тем. Авторству писателя Томаса Пинчона, сочинившего "Винляндию", еще принадлежит и история "Врожденный порок", которую режиссер экранизировал ранее.
Свою картину Пол посвятил помощнику на площадке Адаму Сомнеру, для которого она стала 6-й и финальной в их совместной работе, т.к. он не дожил чуть менее года до премьеры.
Таким образом, фильм "Одна битва за другой" - классический пример кино не для всех. Здесь есть качественные актерские работы Леонардо ДиКаприо и Бенисио дель Торо, благодаря которым история получит немало зрителей и большое внимание в наградном сезоне. Открытый вопрос - удастся ли картине стать прибыльной из-за слишком дорогого бюджета.
В наличии имеются зрелищные экшен-сцены и смешные моменты, чей эффект усиляется за счет обилия крупных планов. Жанры внутри фильма сменяются слишком быстро, чтобы на происходящее на экране можно было реагировать серьезно.
Все это оказывается лишь внешней ширмой за пропагандистской проповедью о том, как республиканцы ведут Америку к Гражданской войне и катастрофе своим подавлением прав, свобод и несчастных иммигрантов, приехавших в Америку за лучшей жизнью. Вступается режиссер и за афроамериканское население, штрихами напоминая, как белые его эксплуатировали в прошлых веках. Тем самым, он проставляет свои "зеленые галочки" напротив почти всех идеалов американских демократов за редкими исключениями.
Такой однобокий взгляд на пользу картине определенно не идет и вызывает вопросы о том, кто именно заказал эту постановку и не пожалел на нее сотни миллионов долларов. Будь это история просто о семье без каких-либо политических отсылок, вряд ли бы деньги на съемки нашлись в подобном объеме. Однако в свете борьбы белого отца за благополучие дочери-афроамериканки в желающих выделить средства недостатка не оказалось.
Премьера фильма "Одна битва за другой" состоится в кинотеатрах 26.09.2025.
GS: 6.0/10
Текст: GS News.
Наш канал в Telegram:
Если Вам понравился материал, поддержите нашу работу донатом:
Или переводом -
Карта ВТБ:
2200240251700544