— А что Вы думаете о своей дочери?.
— Уж и не знаю, Мокий Парменыч, и слов не подобрать….
— Ведь в ней земного то, житейского то нету.
— Нету, Мокий Парменыч.
— Ведь это всё эфир.
— Эфир, Мокий Парменыч.
(из фильма Э. Рязанова «Жестокий романс» (по пьесе Н. Островского «Бесприданница»)
Уже целую неделю размышляю о прочитанном. Сразу обдумать и прочувствовать все невозможно и впечатление колоссальное. Уже потом, после прочтения, размышлений и просмотра экранизации романа я смогла понять отдельные замыслы и поступки героев.
Писать отзыв о романе Ф.М. Достоевского «Идиот» сложная задача, но ведь это не рецензия, поэтому попробую высказать субъективное мнение о прочитанном.
Перед вами отзыв читательницы Татьяны Ильговой, написанный в рамках киномарафона, который проходил на канале в сентябре 2025 года.
В качестве экранизации я выбрала отечественный телесериал В. Бортко, который вышел на канале «Культура» в 2003 году.
Если кто-то думает, что «Идиот» — это скучно, несовременно, затерто, облеплено восторженными клише о гениальности автора, то он ошибется во всем.
Гениальность автора вовсе не клише, а просто гениальность и все. Это сразу чувствуешь в одновременной простоте и сложности идеи, в слоге и владении словом, в описаниях натуры и во многом другом, перечислять и смысла нет, все это давно и многими сказано.
Начинать чтение легко, погружаешься в действие мгновенно, перевернул титульный лист – и ты уже в гуще событий.
Долго рассуждать о главном герое не хочу, да и не за чем, об этом тоже много что написано, о воплощении христианской любви и всепрощенчестве, о чистоте и доверчивости, о непосредственности и наивности, и так далее, но эпиграф к моему отзыву, конечно, и о князе Льве Николаевиче Мышкине.
Любил ли он Настасью Филипповну или Аглаю не за страдания, не за эстетику красоты, не за «совершенного ребенка», а земной любовью? Почему Настасья Филипповна и Аглая не сражались за него до победы? Думаю, потому, что им не нужна была его такая любовь. Настасью Филипповну она пугала, поэтому она и убежала из-под венца к Рогожину. Что же до Аглаи, то она по неискушенности и избалованности приписывала князю Мышкину «земное и житейское», поэтому и пошла к Настасье Филипповне выяснять, кого из них он больше любит.
Два слова о не главных героях.
Сильнейшее впечатление на меня произвели генерал Иволгин и Лебедев.
Генерал Иволгин – вдохновенный врунишка, который «на голубом глазу» с мельчайшими подробностями расскажет «о чем говорил Отец Варлаам и Гришка Отрепьев на Литовской границе», потому что являлся личным свидетелем этого разговора. Верх вдохновенной выдумки, именно выдумки, а не вранья – это рассказ генерала Иволгина о его службе камер-пажом у Наполеона в захваченной французами Москве 1812 года. При этом примечательно, что генерал Иволгин рассорился окончательно с Лебедевым из-за его беспардонного вранья об отстреленной пушкой ноге во время войны 1812 года. Генерал Иволгин не завязан в общую интригу отношений между князем Мышкиным, Настасьей Филипповной и Аглаей, но введен в роман не просто ярко, а даже где-то гротескно как вид человеческой натуры.
Лебедев – изворотлив и интриган ужасный, за день может несколько раз сменить сальное платье на парадное и по поступкам так же, «подлюшничает» на каждом шагу и все не без выгоды. Зная характер князя Мышкина, Лебедев исподтишка участвует в «деле Бурдовского», сочинив в газету статью о сыне Павлищева и неблагодарном князе, чтобы выманивать у князя Мышкина деньги. Чтобы женить князя Мышкина на богатой невесте Аглае и потом тянуть из него средства какими-либо способами, Лебедев подстраивает сцену с появлением Настасьи Филипповны и карточными долгами Евгения Павловича и тем самым расстраивает помолвку Аглаи и Евгения Павловича. И все это «от того что низок-с», как сам Лебедев о себе заключает.
Фердыщенко – осознанный шут без самоуважения, оттого и принят хоть низком обществе, хоть в светском, вернее полу-светском.
Ипполит – прожженный циник, бравирующий и спекулирующий на своей чахотке и близкой смерти.
А вот Елизавета Прокофьевна Епанчина – хоть и взбалмошна, но с добрым сердцем, имеет собственное суждение о порядочности и не отступает от него.
Что же касается Гани (Гаврилы Ардалионовича Иволгина), то лучше, чем Ф.М. Достоевский в рассуждении об обыкновенных людях о нем и сказать невозможно.
Во время чтения я так была поражена и захвачена самим повествованием, витиеватостью мыслей и выражений, монологами и диалогами, что не всегда в моменте понимала замысел в действиях героев.
Телесериал «Идиот»
Теперь о телесериале. Я посмотрела его сразу же после окончания чтения. Он помог мне понять прочитанное в первую очередь потому, что почти полностью передает сам роман. В сериале отсутствуют домыслы сценариста, просто пропущены отдельные эпизоды, например, исповедь Ипполита или рассуждение автора о двух сортах обыкновенных людей.
Большую роль играет подбор актеров. Актерский состав не только звездный, он идеальный! И отчаянные глаза Настасьи Филипповны (Л. Вележева), и огненный взгляд Рогожина (В. Машков), и кривлянье Лебедева (В. Ильин), и неряшливая вдохновенность генерала Иволгина (А. Петренко), и прелесть Аглаи (О. Будина) и, конечно, образ князя Мышкина (Е. Миронов), все именно такое, каким должно быть.
Игра актеров, их прочтение героев — выше всяких похвал!
Те, кто не читал роман могут посмотреть этот телесериал и абсолютно погрузиться в произведение, но все же – читать Ф.М. Достоевского – особое удовольствие, поэтому в данном случае чтение и просмотр, по-моему, идеально дополняют друг друга.
***
Спасибо Татьяне за прекрасный отзыв! А вы читали роман, смотрели экранизацию?
Друзья, приглашаю вас на свой канал на Boosty, где у нас проходят совместные чтения. Время присоединиться и поучаствовать в Чтениях ещё есть. Узнать, какую книгу мы читаем и присоединиться к нам можно здесь.