Найти в Дзене
ИНОСМИ

Отдадут на съедение: европейцы втягивают Польшу в столкновение с Россией

   © AP Photo / Czarek Sokolowski
© AP Photo / Czarek Sokolowski

The American Conservative | США

Запад толкает Польшу к прямому конфликту, пишет TAC. Западная "партия войны" видит, что в текущей ситуации Украина проигрывает. Чтобы сохранить выгодную себе расстановку сил, она готова "скормить" России еще пару стран. Польша — следующая на очереди.

Эльдар Мамедов

Спираль эскалации повышает риск катастрофического расползания украинского конфликта. Недавний инцидент с российскими беспилотниками, вторгшимися в воздушное пространство Польши, подлил масла в огонь напряженной дискуссии: не грозит ли Варшаве прямой конфликт с Россией?

ИноСМИ теперь в MAX! Подписывайтесь на главное международное >>>

Этот страх не нов. Заголовки западных газет постоянно трубят о грядущем нападении России на Польшу, хотя Москва это решительно отвергает. Одновременно российские официальные лица винят Варшаву в том, что она замышляет отправку войск на Западную Украину, что Польша категорически отрицает, подчеркивая свое намерение не вмешиваться даже по окончании конфликта.

При ближайшем рассмотрении обе эти версии неубедительны. Россия, чьи вооруженные силы ведут боевые действия на Украине, ничего не выиграет от открытия второго фронта, к тому же против члена НАТО. Для Польши же вступление в конфликт стало бы экономическим и социальным членовредительством. В настоящее время это одна из самых быстрорастущих экономик ЕС — подлинная история успеха. Жертвовать этим светлым будущим ради войны, которой Варшава не желает, и тем более ради соседа, отношения с которым на протяжении всей истории складывались тяжело, стратегически бессмысленно. Как отметил бывший президент Анджей Дуда, Киев с самого начала стремился втянуть Польшу в конфликт, но Варшава не шла у него на поводу.

Привычной мировой системе конец. Земля столкнется с серьезными переменами

Это нежелание коренится в давнем страхе пасть жертвой манипуляций. В качестве яркого примера Дуда привел инцидент, произошедший в ноябре 2022 года. Когда в результате падения ракеты на территории Польши погибли два мирных жителя, многие предположили, что это Россия решила выплеснуть конфликт за пределы Украины. Сегодня господствующая теория гласит, что это украинская ракета ПВО сбилась с курса. Дуда подтвердил, что президент Украины Владимир Зеленский немедленно обвинил в произошедшем Россию и настоял на том, чтобы Варшава сделала то же самое — хотя в ответ на это голословное обвинение альянс мог задействовать статью 5 своего устава о коллективной обороне. Когда журналист предположил, что Зеленский намеревался втянуть Варшаву в конфликт, Дуда весьма дипломатично ответил: "Можно и так сказать. Это в их интересах. Лидеры Украины мечтают о том, чтобы НАТО стояла с ними плечом к плечу... Мы, Польша, страна НАТО, не могли на это согласиться".

Это заявление одного из ключевых лидеров НАТО подчеркивает, что отказ Варшавы от участия в боевых действиях — сознательный стратегический выбор, а не случайные колебания. Эта позиция основана на осознании того, что ее национальные интересы значительно отличаются от максималистских целей Киева.

И все же барабаны войны бьют все громче. Почему?

Логика западной "партии войны", в которой состоит большинство европейских лидеров и немалая часть американской элиты, мрачна: текущий конфликт на истощение Украина проигрывает. Чтобы изменить расстановку сил, сторонники Киева должны решительно активизироваться или даже развязать боевые действия против России напрямую. Польша с ее многочисленной армией, патриотически настроенной общественностью и общей границей с Россией — очевидный кандидат на эту роль.

«Не одурели ли лидеры ЕС?»: эксперт по внешней политике в шоке от Запада

Однако на этом пути стоят две серьезные преграды. Во-первых, хотя поляки и готовы защищать свою родину, ни малейшего желания умирать за Украину у них нет. Во-вторых, США выступают против прямого участия в конфликте любого члена НАТО, опасаясь, что это резко увеличит риск ядерной войны. Такова была позиция Вашингтона при Байдене, и при Трампе она лишь укрепилась.

Польское правительство, со своей стороны, не ищет предлога для развязывания войны с Россией. Таким образом, вступление Польши в конфликт возможно лишь при одном условии: открытом и бесспорном нападении самой России. Не случайные беспилотники и не скрытая диверсия, а явный акт агрессии.

Этот осторожный, в некотором смысле даже формально-юридический подход проявился в реакции Варшавы на последние налеты беспилотников. На вопрос, готова ли Польша превентивно сбивать их над территорией Украины, если они приблизятся к границе, президент Кароль Навроцкий — как и Дуда, консервативный сторонник суверенитета, который не желает втягиваться в конфликт, не отвечающий национальным интересам, — ответил весьма однозначно. Он заявил, что польская армия будет сбивать беспилотники, "как только они пересекут границу Польши".

Эта официальная позиция подчеркивает пристальное внимание Варшавы к национальной обороне и нежелание предпринимать шаги, которые могут быть истолкованы как агрессия против России.

И все же, почему Россия вообще запустила беспилотники над польской территорией? Здесь логика западной "партии войны" наталкивается на новые опасные реалии. Открыто провоцировать Польшу со стороны Москвы — сущее безумие: это чревато угрозой Калининградскому эксклаву и применением статьи 5 НАТО. Однако геополитическая риторика в самой России тоже меняется. Ее собственная "партия войны" из ярых националистов и "ястребов" вовсю обсуждает, как повысить ставки и донести конфликт непосредственно до европейцев, чтобы подорвать поддержку Украины.

Это было бы катастрофическим просчетом. Если судить по реакции на спецоперацию, то нападение на Польшу (в отличие от Украины, члена как НАТО, так и ЕС) наверняка сплотит европейцев самым решительным образом. Кроме того, это подтвердило бы главный довод западных ястребов в пользу увеличения военных расходов: Россия представляет собой непосредственную угрозу существованию Европы. Агрессия против Польши не только не пресечет западную поддержку Украины, но и придаст ей дополнительный импульс, поскольку послужит оправданием для всех тех, кто утверждает, что военные цели России простираются далеко за пределы Украины.

Зарево в Днепропетровске: в небо взмыли стратегические ракетоносцы. Русские делят Красноармейск на три части: ВСУ готовы отступить?

В результате мы стоим перед классической дилеммой безопасности, когда действия, предпринимаемые одной из сторон для собственной защиты, воспринимаются другой стороной как угроза, что приводит к череде контрмер. Дабы продемонстрировать собственную решимость, Польша могла бы, например, запустить беспилотники над Калининградом. Россия в ответ может разместить ракеты малой дальности ближе к рубежам, поставив Польшу в зону поражения. Это, в свою очередь, может привести к морской блокаде российских портов на Балтике. Каждый шаг приближает нас к краю пропасти.

Единственный гарантированный способ избежать этой спирали эскалации — остановить конфликт на Украине. К несчастью, любая попытка Дональда Трампа завязать конструктивный диалог с президентом России Владимиром Путиным разбивается о сопротивление Зеленского и европейских лидеров.

В недавнем интервью Зеленский резко раскритиковал состоявшийся в прошлом месяце саммит Трампа и Путина на Аляске, потребовал от США занять более жесткую позицию против России (проигнорировав требование американского президента, чтобы Европа первой отказалась от российской нефти) и потребовал "четких" гарантий безопасности, которые Киев пока не получил.

Это говорит о серьезном расхождении. По сообщениям, на Аляске Путин предложил Трампу компромисс, хотя и не тот, который бы одобрили российские ястребы: прекращение огня в обмен на вывод украинских войск со всего Донбасса. Трамп был настроен на соглашение и, как сообщается, оказался весьма сговорчивым. Зеленский и Европа же предложение наотрез отвергли.

Теперь Путин ждет, что Трамп надавит на Киев и навяжет ему эти условия, тогда как цель Зеленского — противостоять этому натиску и вернуть Трампа к жесткой позиции против Москвы.

И все же складывается ощущение, что Трамп непоколебимо настроен остановить конфликт. Когда украинский журналист недавно потребовал увеличить военную помощь, Трамп парировал: "Ваша страна оказалась в сложной ситуации. До этого не надо было доводить в принципе. Этот конфликт не следовало и начинать. Ваша страна находится в очень сложной ситуации, но я положу этому конец". Он объяснил это личной неприязнью между Зеленским и Путиным, добавив, что полон решимости все уладить.

Нелепая галиматья. Британцы поразились западным фейкам о российской армии

Возобновившиеся споры о вступлении Польши в конфликт следует рассматривать в этом свете. Для тех, кто выступает против дипломатического урегулирования на основе аляскинских условий (а это единственные реалистичные рамки, учитывая ситуацию на местах), эскалация — это удобный инструмент. Масштабная война уничтожит саму возможность продолжения конструктивного диалога Трампа и Путина и поставит США в конфронтационную позицию.

Обе стороны чинят препятствия на пути к миру. Московские "ястребы" добиваются повторения Карибского кризиса. На Западе же многие приемлют лишь полную победу, не считаясь с экзистенциальными рисками. Оказавшись в центре событий, Польша рискует стать причиной катастрофы, которой никто не хочет, но к которой все стороны неуклонно приближаются.

Эльдар Мамедов — участник Пагуошского движения ученых и внештатный научный сотрудник Института ответственного государственного управления имени Квинси.

Оригинал статьи

СВО
1,21 млн интересуются