Для того, чтобы в кинематографе качественно воссоздать всего лишь один незначительный эпизод истории, необходимо значительное финансирование. Ведь кино - не театральная сцена, заведомо предполагающая условную достоверность и отдаленное сходство. Здесь все должно быть по правде. Особенно тогда, когда этой самой правде минуло 350 лет.
Вот смотрите, как можно рассказать об одном незначительном событии: весной 1671 года, во Франции, в замке Шантийи, на торжестве в честь короля Людовика XIV свел счеты с жизнью некий слуга по имени Ватель, когда по независящим от него причинам не смог подать гостям рыбу. Точка. Одно предложение! Хорошо, два: эта чертова рыба, которая лишила жизни беднягу, банально застряла в порту - логистика подвела. Ну ладно, три: этот самый повар придумал знаменитый крем "Шантийи".
Но кинематографисты народ предприимчивый, обладающий развитым художественным воображением, поэтому они буквально гоняются за такими сюжетами. Ведь для них это настоящий клад - маленький эпизод на фоне великой истории. Коротко и без спойлеров приобщимся к ней в нашем сегодняшнем сюжете.
Смотрим биографический драматический фильм английского режиссера Ролана Жоффе - "Ватель" (2000).
Итак, для начала закончу историю с беднягой Вателем: чтобы не омрачать настроение знатным гостям замка, тело несчастного срочно увезли и тихо похоронили. Без шума и пыли, как говорится. Обязанности по кухне взял на себя другой шеф-повар, праздник счастливо завершился, и знатные гости остались сыты и довольны. О Вателе же осталось совсем немного информации, мол, давным-давно жил один чудак, который убил себя из-за рыбы.
С такими исходниками английский режиссер взялся за свой "Ватель", чтобы на радость зрителя воссоздать незначительный эпизод из истории Франции. И конечно, он был абсолютно и безоговорочно прав, когда на главную роль пригласил самого лучшего раблезианского толстяка современности - Жерара Депардье, которого, безусловно, можно назвать воплощением Вателя.
Конечно, картина, влетела авторам в копеечку. Из школьного курса истории мы с вами помним, что для накормления французских королей требовалось много еды и трудовых ресурсов. Вот и для Людовика (Джулиан Сэндс) и его свиты принц де Конде (Джулиан Гловер) устроил в замке Шантийи трехдневный марафон невиданного обжорства, надеясь вернуть себе положение и былую благосклонность монарха.
На его верного слугу Вателя легла непомерная ответственность, ведь от успеха пиршества зависела судьба его впавшено в опалу хозяина. И он взялся за это дело как за дело всей своей жизни.
Ватель был не просто кулинаром и автором блюд гастрономического проекта, но и его ивент-менеджером, режиссером-шоуменом, художником-постановщиком. Вателя по праву считают основателем кейтеринга. Увы, сделанный им грандиозный спектакль стал фоном для его личной трагедии.
Не обошлось и без любовной интриги, времена-то романтичные были. Вот и у Вателя на фоне кухонного угара случилось "чувство" с фавориткой короля Анной де Монтосье (Ума Турман). Анна проводит ночь с Вателем, но потом ей приходится лечь в постель с маркизом де Лозеном (Тим Рот), который прикрыл ее перед королем.
Фильм снят таким образом, что все происходящее показано с точки зрения ублажения гостей, но главным образом – из подготовительного цеха: монументальные декорации, сотни поваров ощипывающих птицу, жарящих дичь, пекущих бисквиты, взбивающих крем. Десятки мастеров, сооружающих причудливые башни из цветов и фруктов. Водопады, фонтаны, фейерверки...
Гастрономическая линия выражена настолько ярко, что все остальные, включая любовную, кажутся слабо намеченными штрихами. Ватель не просто поглощен делом всей своей жизни. Оно и есть его жизнь. И поэтому, узнав, что придуманное им шоу на одном этапе дало сбой, он из жизни уходит. Таков удел настоящего маэстро. А Ватель - настоящий художник, страстная натура, король на кухне и шут у господ. Все это в конечном итоге стоит ему жизни.
Художники, декораторы, костюмеры, гримеры, кулинары и консультанты по исторической правде воссоздали не только образ жизни знати XVII века, но и всю систему коммуникаций между господами и слугами. Поместье Шантийи создавалось из одиннадцати замков, сохранившихся в окрестностях Парижа.
Часть интерьеров на самом деле дошли до наших дней, а над остальными потрудились мастера из Италии и Англии. Кстати, над музыкой того времени колдовал легендарный Эннио Морриконе, написавший саундтреки более чем к 350 фильмам.
Как это часто бывает в эпическом высокобюджетном кино, главная тема "Вателя" оказалась немного придавленной мощным антуражем, богатая фактура которого затмила человеческую личность и ее чувства.
Однако событиям тем, напомню, больше 350 лет, поэтому домысливать про характер и судьбу героя можно все, что угодно. Весь вопрос как. Съемочной команде картины удалось в полной мере показать это самое "как".
Фильм смотреть рекомендую.
У меня на сегодня все, прощаюсь.
Смотрите лучшее и оставайтесь на О!СЮЖЕТ - у нас, конечно, не Париж, но тоже все шарман.
И помните: человек больше, чем его профессия, поэтому хрен с этой рыбой.
И еще помните, что лайки, отзывы и донаты для вашего удобства принимаются в любое время и без предварительной записи.
Желаю всем отличного воскресного киновечера!