30.09.25 на севере Калужской области состоялся главный старт сезона гравийных велогонок Gravelcyclist, оказавшийся настоящим испытанием для участников. Вашем вниманию — подробный отчёт о гонке с описанием трассы и впечатлениями некоторых велосипедистов.
Приезд и старт
Я помогал по проведению гонки и приехал на стартовую поляну поздно вечером накануне. По сообщениям, к этому моменту где-то на месте были уже несколько участников. Кое-как я нашел палатки ребят из Тулы и своего знакомого Юрия. Троих остальных удалось обнаружить лишь следующим утром.
Народ стал подтягиваться на поляну, началась регистрация, предстартовые сборы, общение знакомых:
После короткого брифинга в 9:10 был дан старт гонки на 183 км, на который вышли около 30 человек.
Еще один участник опоздал на полчаса, он был пущен с соответствующей записью. Да, у нас все дружелюбно!
В 12:00 я дал старт гонке на 73 км. Особо был рад за моих друзей – Алексея и Николая, которые завершили небольшой ремонт своих велосипедов буквально за полчаса до старта и успели приехать вовремя!
А вот ещё трое участников стартовали минут на 15 позже, в основном, из-за пробок в дороге.
Чтобы решить вопрос возможного отсутствия GPS-сигнала участникам были выданы легенды маршрутов.
Далее я буду рассказывать в основном об отрезках 183-км дистанции, дополняя цитатами двух участников: Михаил и Роман прибыли из Тулы и планировали ехать вместе, а Руслан решил преодолеть трек на односкоростном велосипеде!
0 — 10 км. Таруса — Любовцово — Подборки – Похвиснево. Первые сходы
Первый участок трассы начинался вдоль реки Таруса, с узким скользким местом под автодорожным мостом и крутым подъёмом через лес, заставившем всех попыхтеть уже на первых километрах.
После кукурузного поля — проезд через деревню Бояково и далее по отличному асфальту до Любовцово.
На первых пяти километрах сошли трое. Один из участников вывихнул руку при падении на спуске, ещё у одного пробилась бескамерная резина, а его друг также не стал ехать дальше, так как договаривались участвовать вместе.
На въезде в Похвиснево всем запомнился спуск с крупным гравием, ну а дальше начался участок шоссе в сторону Лопатино — асфальт отличного качества, но с довольно серьезным набором.
11 — 25 км. Лопатино — Кольцово — Аксинино. Брод через Тарусу
После съезда с шоссе перед Лопатинским мостом начался длинный подъём по хорошему грейдеру к деревне Кольцово, далее быстрый спуск и короткий очень крутой подъём. Дальше был ещё один опасный длинный спуск и два моста без перил через ручьи.
Деревня расположена полукругом вдоль реки Таруса, чем и объясняется её название, этот участок до деревни Кулешово на живописном холме реки был одним из самых красивых.
Между деревнями Кулешово и Аксинино велосипедистов обеих дистанций на 24 км ожидал брод через реку Таруса. Брод был несложный, без проблем проезжался в седле большинством подготовленных участников, а с учётом довольно жаркой погоды радовал катальцев прохладной водой.
Далее следовал вновь участок шоссе Лопатино—Барятино до поворота на Лысую Гору.
28—44 км. Лысая Гора — Залужье — Татьянинское — Фатьяново — Роща
После поворота с шоссе к Лысой горе — очередной опасный спуск по гравию к реке Таруса, и после моста вверх. У села Залужье — сперва длинный подъём, потом спуск к реке и снова подъём.
В районе Татьянинского начался первый грязевой участок порядка километра по редколесью:
Михаил С.:
32 км – Где-то под деревней Лысая гора нахожу первые грибы (моховики и белые). Грибов огромное множество. Каких только нет! Хоть останавливайся и собирай в рюкзак. 38 км – Немного сбились с маршрута и случайно забрели в д. Татьянинское. Там нас встретила добрая женщина, которая дала нам налить немного воды.
В районе Татьянинского сбивались с маршрута и другие участники, возможно, стоило сделать более детальную разметку трека. После гравийного участка в районе Татьяново — наконец снова участок хорошей дороги до села Роща.
Для участников 73-км дистанции у Рощи был организован пункт питания:
Дальше короткий трек проходил по бетонке Чаусово—Селивёрстово и не представлял никаких трудностей.
Завершающий сегмент от Селивёрстово совпадал с длинной дистанцией.
44—57 км. Роща—Барятино — Ям — Гурьево
От Рощи путь пролегал по недавно отремонтированной хорошей асфальтовой дороге через Барятино до деревни Ям. Встретились первые старинные достопримечательности — церковь Воскресения Христова 1757 года в Роще, усадьба Голицыных-Горчаковых и церковь в Барятино.
После села Барятино колонок с водой долго не было. Некоторым удалось найти колодец:
Юрий Д.:
Колодец в районе 60км был просто как священный оазис, вода начинала заканчиваться, и при температуре 29 градусов не очень хотелось ее экономить.
60—76 км. Кареево — Богородское — Аристово. Грязь, духота и лосиные мухи
Асфальт перешёл сперва в гравий, местами очень крупный в районе Гурьево, затем был небольшой брод перед деревней Кареево, и начался очередной трудный грунтовый участок.
Михаил С.:
Метр едем, два идём. Грибов по-прежнему много, но ещё больше лосиных клещей (или мух), которые лезут под шлем и джерси. Невыносимо, душно и грязно. Средняя скорость упала до 7 км/ч. У Ромы начинает сводить ногу. Он сказал мне, что … дальше будет только хуже. Через три километра лес почти закончился, и началось длинное кукурузное поле. У Ромы начинает периодически сводить вторую ногу.
Руслан C.:
На 66-м километре я просто встал практически на час. Листья забивались в зазор между ободом и тормозами, даже тащить велосипед было невозможно.
Ближе к Богородскому дорога стала лучше. Где-то среди деревьев слева — самая старая из церквей маршрута — Казанской иконы Божьей матери 1719 года.
Но большинству велосипедистов, конечно, не до неё. Основной подъезд к Богородскому — через деревню Ивашёво, так что ура, снова более-менее хорошая дорога через кукурузные поля и выезд на асфальт у Аристово!..
85—106 км. Сугоново — брод Жалка — Захарово — Прудки
В Аристово пропала навигация, но начался хороший асфальт до Сугоново. Дальше — снова грунтовый участок, спуски, подъёмы и брод на 88 км через речушку Жалка:
Вроде бы середина маршрута, но силы у многих уже на исходе!.. К радости участников, после 95 км в деревне Захарово начинается хороший накатистый грейдер до Прудков.
Михаил С.:
После грязных апхиллов почти такой же кайф как и асфальт. Рома говорит, что не может двигаться дальше и думает над тем, чтоб вызвать такси. Возле Захарово связи нет. А там вроде как оживленная деревня… Рома хочет потихоньку доехать до Детчино и найти таксофон.
Михаил с товарищем добрались до середины маршрута после 16 часов дня. А самые быстрые участники короткого трека уже начинали финишировать, так что перенесёмся ненадолго на стартовую поляну.
Победители гонки на 73-км
- Сямтомов Дмитрий (Москва) 3:23:06
- Красавин Андрей (Обнинск) 3:35:27
- Кащеев Александр (Пущино) 3:50:11
Эмоции у ребят разные, но в целом, все довольно, хоть и не все добрались до финиша:
На 73 км маршруте участвовали двое представительниц прекрасного пола, к сожалению, до финиша добралась лишь Кристина Лепшей из Рязани с результатом в 4:40.
Всеобщим фаворитом дня стал тринадцатилетний Фёдор Носов, преодолевший 73 км за 3:52:49, заняв пятое место в общем зачёте!
Ну а мы в нашем повествовании возвращаемся на длинную дистанцию.
107—136 км. Прудки — Недельное — Филипповка. Старая Калужская дорога
От Прудков начался грунтовый участок, собственно, Старого Калужского тракта — старинной дороги от Москвы до Калуги. Построенное в послевоенные годы шоссе прошло западней старой дороги, и теперь по самым трудным её местам ездят лишь внедорожники.
Участок от Прудков до Недельного один из самых интересных, к примеру, в Башмаковке находится самая величественная на маршруте церковь Николая Чудотворца 1812 года постройки:
О своей поездке сюда я уже рассказывал на канале:
Однако, у участников, которые добирались сюда под вечер, заботы и эмоции совершенно иные.
Михаил С.:
Рельеф местности не позволял крутить больше 6-7 км/ч. Лужи, колеи, грязь, болото. Я постоянно выстёгиваюсь из контактов. В одном моменте я не успел выстегнуться и упал в жижу. Ничего страшного. Вытер себя, почистил палкой велик и попёр дальше, продолжать своё ковырялово. Это было тяжеловато. Еще мешало то, что педали порой стопорились. Не крутились вообще. Приходилось их раскачивать. Иногда они прокручивались. Видимо, знатно досталось моей трансмиссии в этот день. Но до темноты я вырвался на адекватную дорогу.
После села Казариново дорога стала получше. В селе Недельное можно было пополнить запасы воды из колонки, или зайти в магазины. И вновь продолжать путь по направлению тракта. Да, в светлое время выбирать подходящий путь легче, а в темноте продираться через глубокие колеи, держать направление в отсутствии навигации гораздо трудней по силам и медленней.
Михаил С.:
После Недельного сперва лесная дорога. Точнее – её отсутствие. Трэш и угар в ночи. А ещё эти байки про диких животных. Зарядившись батончиком “Натса”, я продолжаю ковыряться в болоте и жиже. Постоянно спрыгиваю с велика, чтоб пройти какую-то часть пешком. На встречи с потенциальными кабанами и лосями мне уже пофиг. Лишь бы выбраться. Велотуфли у меня промокли. Везде роса и грязь. Холодно. Я постоянно чекал карту, чтоб не заблудиться. GPS отсутствует. Связи нет. Комаров тьма. Так продолжалось до 131 км.
Лишь после 136 км началось долгожданное твёрдое покрытие. Впрочем, надо было проникнуть через калитку в воротах Филипповки. Зато дальше — быстрый спуск по хорошему асфальту к деревне Новая слобода!
137—162 км. Ильинское — Тиньково — Оболенское — Остров — Троицкое
Следующие 25 километров — старая бетонка, плиты, местами плохенький асфальт. Но после десятков километров грунтов всё это воспринимается как идеальная дорога. Хотя, надо быть внимательными, в особенности в темноте – и здесь попадаются местами злобные ямы.
С водой на всём участке проблем не было, колонки попадались почти в каждой деревне.
Из достопримечательностей можно отметить село Оболенское, некогда центр древнего княжества
И, конечно, руины построек знаменитой усадьбы княгини Дашковой в Троицком.
Дабы разнообразить палитру красок, прилагаю зимнюю фотку въездной арки:
А про самую интересную и малоизвестную достопримечательность Троицкого я рассказывал здесь:
163— 172 км. Троицкое — Безобразово — Селиверстово
В Троицком – выезд на шоссе в сторону Безобразово, однако, сперва в виде длиннющего подъёма. После пологого участка – спуск и подъём в селе Безобразово, асфальт постепенно переходит в бетонку. В целом, до Селивёрстово постепенно идёт набор высоты, здесь находится наивысшая точка всех окрестностей – высота 238 метров.
172—178 км. Селиверстово — Любовцово
После Селивёрстово начался очередной очень трудный участков всего маршрута — несколько километров грязной лесной дороги:
Даже в светлое время и пешком выбирать оптимальное место прохода непросто. А каково тут ночью! У пары участников на двоих был лишь свет фонарика телефона, шли друг за другом.
Двигаться чуть помогает лишь то, что в целом идёт снижение высоты.
Наконец, дорога становится всё лучше, идёт через поле, после которого начинается участок красивого березового леса с крутым спуском и подъемом у лесной речушки. Ещё один крутой глинистый подъем, начинается твёрдое покрытие, ура, уже знакомое по началу гонки село Любовцово!
179—183 км. Любовцово — Бояково — финиш
Далее асфальт до Бояково, кукурузное поле, крутой спуск, на котором пыхтели в начале, дорожка вдоль Тарусы кажется бесконечной, хотя осталось буквально пара километров!..
Финиши. Такие разные
Тройка финалистов 183-км дистанции успели пройти её засветло:
- Нестеров Анатолий 7:56:39
- Разгуляев Дмитрий 8:09:25
- Русин Александр 9:05:15
Из 32 стартовавших в лимит 12 часов уложились лишь 10 участников, 8 велосипедистов сошло по разным причинам. Хорошо выступавший в сезоне Олег Лазаревич менял камеру 5 раз и завершил гонку лишь четвертым, отстав на 3 минуты от третьего финалиста.
Интересно было наблюдать совершенно разное физическое состояние и поведение завершающих гонку. Очень уставшие, но довольные приехавшие первыми.
Далее по-разному — кто-то падает и долго неподвижно лежит на траве, кто-то бежит сразу окунуться в реке и помыть своего верного двухколёсного коня. Конечно, много общения, рассказов о поломках, встречах с кабанами, трудностях пути и их преодолении:
А вот чем дольше от призёров — тем в целом веселей народ. В особенности те, кто ехал 73-км. Кто-то собирал по дороге кукурузу и яблоки, купался в реке голым, пара местных ребят проехали по фану сколько нравилось и вернулись в Тарусу в неизвестное время.
— Понимаешь, мы дошли до предела физического напряжения. Потом уже расслабились, и в режиме экономии сил добрались до финиша, — объясняет один из участников.
Ночные финиши – особые эмоции
С 23:00 до часа ночи вообще никто не приезжал. Мы зажгли сперва аккумуляторный фонарь на шесте, через пару часов аккумулятор сел, тогда включили фары своих автомобилей.
Даже у нас, ожидающих – огромная радость, когда вдали сквозь густой туман появлялся очередной дрожащий свет фонаря!
А уж какова радость финиширующих после пятнадцати часов в седле!
Записываем результат, сразу угощаем крепким кофе с сахаром. И снова рассказы «как мтб гревелов догонял», обсуждения велосипедов, других гонок и просто разговоры за жизнь!
Одним из последних приехал мой знакомый Юрий, остался ночевать у реки, а утром поехал своим ходом до Серпухова.
После трёх ночи все, кто прибыл на авто разъехались, но до сих пор не появился Руслан на односкоростном велосипеде. Где он, как он?..
Лишь утром следующего дня мы узнали, что Руслан остался ночевать в лесу в районе Недельного и добрался до финиша примерно к полудню следующего дня, т.е. за 26.5 часов.
Спасибо за Ваш интерес! Ещё можно почитать о моих велопутешествиях: