Найти в Дзене
Настасья Veter Мокич

Зачем берете детей в путешествия? Они все равно ничего не запомнят!

Мы с детьми любим разглядывать фотографии из путешествий, которые я храню в телефоне, постоянно докупая место в облаках. Давайте и вам покажу замученных затасканных по миру детей, которые все равно ничего не помнят. Вот мой сын, которому нет и года, кричит в скалы и ловит эхо. Мы поехали в горы, пошли в поход к ледяному озеру, с годовалым в слинге и трехлеткой за руку. Счастливые лица! А вот полуторогодовалая дочь взвизгивает от того, что сменила ботинки на босые ноги по горячему песку. Она подбегает к бирюзовой волне, волна забирает с пальчиков налипший песок, охлаждает кожу, дочка снова взвизгивает, такого восторга в ее голосе я еще не слышала, и убегает на горячий песок. А вот двухлетний сын вместо того, чтобы месить серый снег на детской площадке мегаполиса, вылавливает ракушки и возвращает их морю. Как же я удивилась, когда мы снова вернулись на зимовку в этот же городок через год, он уже разговаривал, и сказал: «Вот здесь со мной играло море!». Помнит! Вот дочка в четыре г

Мы с детьми любим разглядывать фотографии из путешествий, которые я храню в телефоне, постоянно докупая место в облаках.

Давайте и вам покажу замученных затасканных по миру детей, которые все равно ничего не помнят.

Вот мой сын, которому нет и года, кричит в скалы и ловит эхо. Мы поехали в горы, пошли в поход к ледяному озеру, с годовалым в слинге и трехлеткой за руку. Счастливые лица!

-2

А вот полуторогодовалая дочь взвизгивает от того, что сменила ботинки на босые ноги по горячему песку. Она подбегает к бирюзовой волне, волна забирает с пальчиков налипший песок, охлаждает кожу, дочка снова взвизгивает, такого восторга в ее голосе я еще не слышала, и убегает на горячий песок.

-3

А вот двухлетний сын вместо того, чтобы месить серый снег на детской площадке мегаполиса, вылавливает ракушки и возвращает их морю. Как же я удивилась, когда мы снова вернулись на зимовку в этот же городок через год, он уже разговаривал, и сказал: «Вот здесь со мной играло море!». Помнит!

-4

Вот дочка в четыре года рисует принцессу, у нее необъятное платье в оранжево-розовых тонах. «Мама, смотри, это принцесса заката!».

Накануне мы любовались закатом на Средиземном море. Не только помнит, но и перерабатывает в творчество.

Трехлетний сын со своим скетчбуком, сидит в купальных шортах на мягкой зеленой траве, в то время, когда в родном городе январская слякоть. Я рядом на веранде пью кофе, читаю книгу. Веранда в пальмовом саду. Листья шуршат от утреннего морского ветра. А море – в одной минуте бегом. Я делаю вдох, еще вдох, мне невероятно хорошо здесь и сейчас, в моменте, нет никаких мыслей, и я чувствую ничем не замазанное, чистое звонкое счастье.

Смотрю, что там рисует ребенок. Разные фигуры, раскрашенные как человек-паук. Что это? Он говорит, мартышки, дельфины, рыбы, слоны – и все человеки-пауки. Почему? Оказывается, недавно на ночном рынке видел деревянных слоников, расписанных под супер-героев. Я даже внимания не обратила, а сын был впечатлен, запомнил и переработал в свое творчество, объединив с новыми впечатлениями от флоры и фауны. Его маленькая креативная мультиварка запомнила то, что нужно и уже даже стала строить комбинации.

Сейчас моей дочери восемь лет, а моему сыну шесть. И они любят смотреть фотографии и слушать мои спонтанные истории о тех моментах, когда они были сделаны.

Вот здесь ей пять месяцев. Ее отец несет в слинге, мы поднялись на водопад в скалах через тропические джунгли. По пути встречали обезьян. Улыбается, глаза сияют.

-5

Здесь она сидит на столе в кафе у океана, мы ее придерживаем, довольная смотрит в камеру. Помню тот вечер: гуляли по пляжу, провожали красно-оранжевое солнце под одеяло волн, когда стемнело, а пошли ужинать. Повсюду звучали гитары, она пританцовывала у нас на руках, люди навстречу говорили ей «Helloооо!», и она стала выдавать «Аааа» с точно такой же интонацией.

А вот фотографии с двух лет, и к моему удивлению, и сын и дочь, с этого периода уже достают воспоминания. Они рассказывают, что они помнят.

Это эмоции. Они говорят: «помню это место, мы там ели мороженое!», «там играли с песком», «помню, как обезьяна за нами повторяла». «Там были гладкие камушки!».

Когда мы дошли до фотографий с Босфора, дочь сказала: «О, это Стамбул – город кошек! И там совсем нет детских площадок…». На тех фото ей четыре.

-6

И самое главное — даже если они не помнят себя тогда, я-то помню.

Я помню, как впервые с ребенком на руках вошла с соленые бирюзовые волны и познакомила ее с дорогим мне другом – морем.

Помню, как мы с сыном, которому не было и года, вдыхали сосновый лес. Я несла его в слинге, мы останавливались и трогали шершавую кору и гладкую янтарную смолу. Помню, как я обнимала детей, сидя в гамаке, они прижимались ко мне, мы слушали ночной ветер.

Я помню восторг годовалого сына, когда он впервые увидел жирафа, близко, настоящего. И его длинный серый язык забрал из его рук ветку. Он до сих пор обожает жирафов! Он обожает животных вообще.

Я это помню, и это такие дорогие мне воспоминания, которые я заплету в истории и верну детям, и для них эти истории о детстве, о семье, будут бесценны, поверьте, обратите внимание, как дети любят слушать истории о том, как они были маленькими!

Главные воспоминания – это не география, не история страны, не названия и не факты. Главные воспоминания – это состояния. Эмоции. Чувства. Ощущения. Ощущения, что мир — интересен, разнообразен, огромен.

Психологи говорят: эмоциональный опыт раннего возраста — фундамент.

Всё, что ребёнок чувствует в первые годы жизни, остаётся в его системе координат.

Он будет расти с ощущением:

изменения – не страшны. Жить круто и интересно.

Я - важен родителям, они делят со мной время, эмоции, воспоминания.

Я - не мешаю, меня ценят, даже если со мной неудобно (!)

Я - часть семьи, всегда, при любых обстоятельствах.

Мир - большой, разноцветный! Мир - это вау!