5 сентября Интерфакс опубликовал такой вот интересный материал: «Автопром РФ просит начислять утильсбор по мощности двигателя и пресечь "серый" импорт авто.» Вот ссылка на этот материал: (https://www.interfax.ru/russia/1045896).
Очевидно, что речь идет о том самом изменении логики начисления, которую еще в конце июня на стратегической сессии сообщил Главе Правительства Антон Алиханов. Вот ссылка и на тот материал тоже: (https://www.interfax.ru/russia/1034148).
О чем конкретно шла речь
Из уст министра не прозвучало конкретики кроме вполне прозрачного намека. Идея проста. Сегодня коммерческий утильсбор возникает в обязательном порядке для ввозимых в страну автомобилей с объемом двигателя от 3,0 литров. А обладатели двигателей меньшего размера имеют право претендовать на льготную ставку, при стечении определенных прописанных в Постановлениях обстоятельств.
Так вот, идея, озвученная министром, означает одно – вместо границы в 3,0 литра предлагается утвердить новую границу в 160 лошадиных сил. Всё, что будет ниже, может претендовать на льготную ставку. А если мощность будет выше, то в 100% случаев будут применяться коммерческие коэффициенты для расчета. Всё логически просто. Только дорого. Это будет удар по всем – от покупателей новых китайских автомобилей до мечтателей о мощных подержанных японских.
И еще, надо отметить, что звучало это предложение из уст министра тогда не очень уверенно. По правде, несложно понять почему – ведь по хронологии событий легко предположить, что узнал министр об этой прекрасной идее во время недавних встреч с руководителями АвтоВАЗа и на тот момент пока еще не проникся ей.
Что произошло на рынке за последнее время
2025 год для рынка выдался непростой – первые 6 месяцев шло постоянное падение, которое накопительно привело к обрушению рынка легковых автомобилей на 26,3%. Июль и август были чуть лучше и вот уже по итогам 8 месяцев снижение регистраций составило всего 23%.
Но самая худшая динамика на рынке у грузовых автомобилей, в этом сегменте к прошлому году потери составляют около 60%. Тяжело себя чувствует и легкий коммерческий транспорт и продажи автобусов.
Одновременно с этим наш основной автопроизводитель – завод АвтоВАЗ стал показывать динамику хуже остального рынка, а с апреля даже прекратил делиться своими данными об объемах продаж.
Всё лето рынок будоражили слухи о введении новых тарифов утилизационного сбора. Но к такому же успеху в торговле, как это было год назад, слухи не привели. Многие автопроизводители до сих пор распродают товарные запасы 2024 года, откладывая торговлю автомобилями 2025 года на следующий. Видимо считают, что вчерашний борщ всегда вкуснее…
Какие доводы используются в письме
Представители Объединения автопроизводителей России в своём письме обозначили несколько причин того, что время для изменения логики утилизационного сбора пришло. Вот основное, на что они обращают внимание:
- актуальная логика расчета, с учетом развития технологий в автопроме, утрачивает актуальность;
- система расчета перестала обеспечивать социальную дифференциацию, когда за более мощный и дорогостоящий автомобиль уплачивается более значительный размер утилизационного сбора;
- льготные ставки для физлиц привели к значительному росту доли импорта дорогостоящих люксовых автомобилей с небольшим объемом турбо-двигателя, а также с электро- и гибридными силовыми установками;
- недобросовестный бизнес перетек в "серую зону", пользуясь колоссальной разницей между размером утильсбора для физлиц и юрлиц.
- при использовании "серых схем" импорта бюджет недополучает значительные суммы утильсбора;
- автомобили ввозятся без гарантий их качества и безопасности, надлежащего обслуживания и снабжения запчастями;
- официальные импортеры и дилеры несут значительный экономический ущерб.
Какие цели преследуют участники
Интересно, что в новостях с письмом не упоминается представитель АО «АВТОВАЗ». Как будто бы его хотели сохранить в тени, но вряд ли это возможно – весь рынок знает, кто главный бенефициар увеличения утилизационного сбора и кто наиболее активно лоббировал эту тему с прошлого года. Всё есть в СМИ.
Лоббизм – воздействие заинтересованной группы лиц на принятие тех или иных решений государственными органами или политическими лидерами с целью продвижения своих интересов. И похоже, что мы имеем дело именно с этим явлением.
Участники ассоциации предполагают, что повышение утилизационного сбора приведет к увеличению отгрузки именно их продукции. И это вполне вероятно, но не точно.
Точно, что это не очень нравится гражданам, которые стали вынуждены тратить больше на приобретение автомобилей. И точно, что это негативно сказалось на экономической ситуации в прошлом году – цены ускоренными темпами побежали в рост и потянули за собой инфляцию. ЦБ отреагировал продолжительным повышением ставки, с целью замедлить спрос и затормозить рост цен. Ну а дальше вы всё знаете.
Еще одна сторона, это Министерство промышленности и торговли. И тут всё достаточно просто, ведь министр честно сказал о целях. Они рассчитывают собрать 40-60 млрд ₽ дополнительно и потом их использовать на поддержку автопрома.
Кстати, всего 203,2 млрд ₽ поступило в бюджет РФ за 7 месяцев 2025 года от утилизационного сбора. Это падение на 35,7% к аналогичному периоду прошлого года и это только 13,5% от плана на этот год, который составляет 1,5 трлн ₽.
Судя по цифрам, Бюджет ждёт серьезный недобор и вот вопрос – а точно спасут ситуацию 40-60 млрд? Сомнительно и скорее даже наоборот, но разве это довод для людей в высоких кабинетах…
Кто входит в Объединение автопроизводителей России
На официальном сайте организации указан состав членов ассоциации, их 11 и вот список: АО «АВТОВАЗ», ПАО «КАМАЗ», ООО «УК «Группа ГАЗ», ПАО «СОЛЛЕРС», АО «МАЗ «Москвич», ОАО «МАЗ», управляющая компания холдинга «БелАвтоМАЗ», ООО «АВТОТОР Холдинг», АО «Автомобильный завод «УРАЛ», ГНЦ РФ ФГУП «НАМИ», ООО «Строительно-дорожные машины», ООО «Прамо-Электро».
Вероятные последствия в случае введения изменений
160 лошадиных сил обычно бывает на автомобилях с объемом двигателя 1,5 литра и выше. Если предположить, что новые коэффициенты для расчета утильсбора придумывать не будут, а возьмут для этого действующие, то получим следующие изменения.
Новые автомобили, подпадающие под эту категорию с объемом двигателя до 2,0 литров будут облагаться утилизационным сбором в размере 667 400 ₽. Но это только до конца этого года, а с 1 января 2026 года сбор составит уже 800 800 ₽. Льготная ставка 3 400 ₽ будет распространяться только на автомобили мощностью до 160 лошадиных сил.
В автомобилях с пробегом всё гораздо серьёзнее. При 160 л.с., но до 2,0 литров утиль составит 1 174 000 ₽ до конца года, а после новогодней ночи уже 1 408 800 ₽. И соответственно льготная ставка в размере 5 200 ₽ будет применяться только для автомобилей мощностью до 160 лошадиных сил.
К чему это приведет? Прежде всего расчистится конкурентное поле для автомобилей Лада, просто не станет доступных моделей из-за границы по ценам до 2,0-2,5 млн ₽. Правый руль с мощными моторами станет в принципе нецелесообразно ввозить – такие «бэушки» из Японии станут неадекватно дорогими. Да и всё остальное тоже станет заметно дороже.
Вряд ли люди откажутся от покупок, но будут вынуждены доплачивать за амбиции лоббистов. Доплаты, как выше видели, достаточно весомые и скорее всего они вновь начнут разгонять инфляцию… Ну и дальше по кругу.
Кстати, по этой ссылке находится таблица с расчетом утиля до 2030 года. Делал сам, пользуйтесь.
https://docs.google.com/spreadsheets/d/1GNr0S2odl8C397nyUFPb3uNlxxG1spU_FzNMTW9ErAM/edit?usp=sharing
1 октября поднимут утильсбор?
Выскажу личное мнение. Слишком много в этой истории выглядит как ничем не прикрытое лоббирование интересов известной группы лиц. Причем налицо факт, что речь не идет об интересах государства или интересах граждан нашего государства, ведь именно оно и мы от этого пострадаем.
Думаю, что на уровне министерства и автопроизводителей обо всём уже договорились. А письмо - это лишь предание гласности факта запуска этого процесса. И есть только одно препятствие – премьер-министр. И кажется, что затейники не уверены на 100% в успешности своей затеи.
Верю или хочу верить, что новых ставок и новой логики утилизационного сбора не будет в этом году. А если и будет, то "заказчиков" это не спасет. Им надо другие инструменты искать для решения проблем с ликвидностью своей продукции. А вы как считаете?