Мордовский народ с древнейших времен через пластику танца подражал природе, повадкам животных и птиц, передавал трудовые движения земледельцев, охотников, сборщиков плодов и трав. Это способствовало возникновению характерных танцевальных элементов, которые, в свою очередь, являясь формой передачи родовых традиций, средством познания мира и способом выявления разнообразных дарований, складывались в язык движений традиционного национального танца.
Здравствуйте! Меня зовут Шиблева Екатерина, и в этой лекции, как и во всех остальных, с которыми вы можете ознакомиться посетив канал «По России, танцуя», я расскажу о различиях традиционного танца эрзя, шокша и мокша.
Лекция создана на основе диссертаций, статей и интервью Костериной Марии Анатольевны - Искусствоведа, доцента кафедры театрального искусства и народной художественной культуры Мордовского государственного университета имени Н. П. Огарёва и Бурнаева Александра Гавриловича - доктора искусствоведения, заслуженного работника культуры РМ, Лауреат Государственной премии РМ.
Этнический танец мордвы напрямую связан с женским началом, с акцентировкой не мужской слабости, а женской силы. Эрзянский женский танец имеет специфические особенности: мелкую и достаточно однообразную технику ног, отсутствие некой вольности движений рук, свободы и простора пластики. Эрзянка в танце сдержанна, степенна, скромна и изящна. Танцующую мокшанку можно узнать по звону бубенчиков, колокольчиков, погремушек, «ее сначала услышишь, а потом увидишь». Руки в танце принимают статичное вертикальное или горизонтальное положение. Скромность девушки заключена не в склоненной голове и застенчиво опущенных глазах, а во внутренней собранности. Она смотрит прямо, взгляд ее строг, нет ни тени жеманства либо пустого кокетства, девушка не заигрывает с юношей, а демонстрирует свою уверенность и твердость. Юноша не ведет девушку в танце за руку, а, наоборот, сопровождает ее рядом: два гордых, достойных друг друга человека.
Если честно, это самая долгожданная лекция для меня, так как я занимаюсь в хореографической студии ODONATA, где основными направлениями являются народный танец и региональные особенности русского танца, я точно знаю, на сколько может быть интересен и многогранен танец одного региона! Сегодня я расскажу Вам о региональных особенностях танца Республики Мордовия!
У народов финно-угорской группы Поволжья выделяется этнокультурный потенциал танцевального творчества мордвы-эрзи и мордвы-мокши, мордвы-шокши который имеет общую национальную основу. Хороводы-гадания, пляски-заклинания, игры, пантомима являются особым пластическим знаком в языческих обрядах, ритуалах и молениях, которые оформлялись тростниковой дудкой («нюди») и скрипкой («карьга»). Танцевальные движения – удары ногой и хлопки в ладоши несли в себе символическое значение – «оплодотворение земли».
Танцевальная пластика мордовского народа берет свое начало от обрядовых представлений, поэтому наиболее важными и интересными для реконструкции национальной пластики являются календарные обрядовые действия и ритуалы. Это магические, включая вербальную (словесную) магию, символически-демонстративные или игровые обряды.
Во всех типах обрядовых танцев выделяются особые виды: хороводы-гадания, пляски-заклинания, танцы с элементами эротики и др. В мордовском этническом танце они исполняются в виде жестов, позировок, делающихся резко и динамично или торжественно. Они наполняются многозначительным смыслом, символами, расшифровку которых следует искать в ранних формах религиозных воззрений, длительное время сохранявшихся у мордвы. Понимание символики культов позволяет понять религиозные обряды мордвы и расшифровать символы, закодированные в танцевальных, пантомимных действах, что становится ключом к пониманию пластики национального танца. В этом случае необходимо обратиться к различным образам-символам, бытовавшим у мордвы и нашедшим свое выражение в искусстве резьбы с. Подлесная Тавла. Это образы птиц, коня, медведя, быка, богинь, божеств и др., символическое значение которых совпадает с тем значением, которое вкладывали танцующие в свои образы. Именно преобладание в танце выразительного начала над внешней изобразительностью исполнителей являлось спецификой хореографического образа древнего танца: такие танцы были динамичными, в них подчеркивались движения, а не позы, вырабатывался определенный стиль исполнения, включающий походку и пластику, связанные с повседневными занятиями. В этом и заключалась основная функция танца — сохранение накопленного жизненного опыта и передача его подрастающему поколению.
Итак, мы начнём с:
Эрзянского традиционного танца
Эрзянский танец связан со степенными хороводами и лирическими танцами, его пластика сдержанна, степенна, скромна и изящна. Танцующие демонстрируют мелкую и достаточно однообразную технику ног, без вольности движений рук. Стоит отметить, что у эрзян больше двигаются бедра, так как на них набедренное украшение «пулай» с раковинами, металлическими пуговицами и монетами. Нужно показать красоту «пулая».
Истоки танцевальной пластики закладывались в обрядовых представлениях, которые вплетались в структуру религиозных и бытовых традиций народа.
Особенности:
- сдержанная, твёрдая поступь;
- движение рук, принимающих три или четыре статичных положения;
- гордо поднятая голова;
- осанка прямой спины.
Некоторые виды эрзянского традиционного танца, это:
- Хороводы. Бытовали два вида: будничный (шаговый) и праздничный (плясовой). Например, круговой хоровод «кирькс кужонь киштема» — танцоры, притоптывая в такт, двигаются по кругу медленно, взявшись за руки стоящих рядом или разъединив их.
- Лирические танцы. Например, танец «Уточки Старых Найман» — образ утки как священной птицы, присутствующий в орнаменте и вышивке, отразился в этнической хореографии.
- Пляски-заклинания — связаны с аграрными обрядами, где движения символизируют «оплодотворение земли».
- Свадебные танцы — включают элементы пантомимы, например, имитацию приготовления пищи или ткачества.
Некоторые элементы эрзянского традиционного танца:
- Шаги с каблука («основной», «трилистник») и с носка («хромающий»).
- Ходы («плавный», «триоль»).
- Притопы (одинарные, двойные, синкопированные).
- Руки статичные позиции, редкие переводы из стороны в сторону, акцент на плавности.
- Наклоны и вращения: размеренные наклоны корпуса, вращения с сохранением равновесия.
Так же, интересна терминология: например, «киштемс пель пильгсэ» — «плясать в полноги» — тихо приплясывать, переходить с одной ноги на другую.
Танец часто сопровождается хороводной песней. В весенних праздничных хороводах импровизировались сюжеты песен бытового, свадебного, мифологического плана. В этих случаях хоровод исполнял описательную часть песен, а певцы и певицы передавали реплики героев.
Эрзянский танец — это не просто искусство, а живая связь с историей, где каждая деталь костюма, движение или ритм несут глубокий символический смысл. Его изучение позволяет лучше понять мировоззрение народа, его связь с природой и культурными традициями.
Мокшанский традиционного танца
В мокшанском танце, больше движений сверху, работает грудь, руки. Это происходит из-за многочисленных нагрудных украшений, мокшанки словно показывают их красоту. А толстые ноги, которые таковыми получались благодаря аккуратно обернутым белым обмоткам, напоминали стволы берез. Один из известных танцев мокши - «Перхляйские перетопы».
Если мы говорим об основных характеристиках:
То на первом месте, конечно же, будет
- Сдержанность и графичность: Движения лишены излишней эмоциональности, акцент делается на чёткость и ритмичность. Корпус прямой, голова гордо поднята, что символизирует достоинство и самоуверенность.
- Костюм играет очень важную роль: Тяжеловесные украшения (нагрудники, набедренные подвески с колокольчиками) и массивная обувь ограничивают подвижность, заставляя исполнительниц двигаться мелкими шагами с «семенящим» ритмом. Звон аксессуаров создаёт уникальную звуковую палитру.
- Статичные руки: В отличие от эрзянского танца, руки мокшанок редко меняют положение, оставаясь поднятыми вверх или опущенными вдоль тела. Это связано с массивными украшениями, которые визуально «привязывают» движения к земле.
Что же отличает макшанский танец от эрзянского ?
- Динамика: Мокшанский танец более статичен, с акцентом на силу и энергию, тогда как эрзянский — плавный, с акцентом на лирику и плавность.
- Костюмы: У мокши украшения расположены ниже талии, у эрзи — выше. Это влияет на пластику: у мокшан акцент на бёдрах, у эрзи — на груди.
- Мужские элементы: В мокшанских плясках мужчины часто исполняют резкие присядки и хлопки, демонстрируя силу, в то время как в эрзянских танцах преобладают плавные вращения.
Мокшанский танец — это синтез архаичных ритуалов, трудовой деятельности и природного окружения. Его уникальность заключается в сочетании статичности и динамики, а также в тесной связи с материальной культурой. Несмотря на влияние современности, он остаётся важным инструментом передачи этнической памяти и идентичности.
Шокский традиционный танец
Шокшанские танцы отличаются тем, что в них много угловатых движений, активно работают руки танцовщиц, будто шокшанки и в танце показывают свои знаменитые теньгушевские варежки.
Обрядовая традиция мордвы-шокши сегодня воплощена преимущественно в сценических танцевальных играх и театрализованных представлениях, например:
Сценический народный колорит шумовых инструментов разбавляют сделанные из сосны или березы палочки-стучалочки, ими обрамляется этнический текст шокшанских танцевальных игр. Палочки-стучалочки используются не только для ритма мордовского танца без музыкального сопровождения, но и для изгнания злых духов.
Шокшанки ими стучат по всем местам и предметам крестьянского быта. У мордвы-шокши сценическая среда танцевальной игры в «Проводы лета» такая же, как и в народном обряде, где круговая игра в догонялки усиливает смысл девичего танцевального действия, как и эпизодическая картинка шумовой игры, обрамляемая деревянными атрибутами и изданием девичье-го голосового крика как своеобразного музыкального звука.
Новое явление пластического решения современ-ного танца мордвы-шокши демонстрируется в работе
«Хождение спиной» («Копорь вельде якамат»). В этой увлекательной сценической композиции с линейным рисунком танца представлен современный этнический оттенок стройной пластики шокши. Это своеобразный этнический диссонанс, который вызывает повышенный интерес к танцевальному действию. Согласно церковно-приходской летописи села Дракина, «дракинские девушки ходят по улицам и собираются иногда в большие хороводы, причем идут на две стороны - лицом к лицу, оттого одной из сторон приходится идти задом».
Благодарю Вас, что дослушали эту лекцию до конца, если Вам есть чем с нами поделиться, то оставляйте комментарии, мы с радостью все читаем и отвечаем на каждый отзыв.
С Вами была Шиблева Екатерина, Я горжусь своей страной и с большим удовольствием изучаю и рассказываю вам об особенностях культуры Башкирии.
И помните, всякая традиция живет благодаря интерпретации.