– Третий «проект!» – и опять бредовый, – говорил Гриша матери, – мама, может, хватит? Ты почему считаешь, что я обязан Юльку обеспечивать? Этой дылде уже тридцать почти, а она ни работы, ни образования не имеет! Сколько я буду сестрицу свою на горбу своем тянуть? Почему именно я должен деньги по любому поводу ей давать?!
***
Появление Саши в жизни Григория, старшего сына Анны Федоровны, стало для той настоящим ударом под дых. Невестка ей категорически не понравилась. Можно сказать, Сашку она возненавидела с первого взгляда.
Сразу после венчания Гриша отдалился от матери, и целых двадцать пять лет Анна Федоровна не могла смириться с этим «предательством». И ладно бы, если бы дело касалось только ее! Из-за женитьбы Гриши страдал самый дорогой ей человек – доченька Юля. Гриша совершенно не спешил помогать своей сестре! Вот что действительно выводило Анну Федоровну из себя.
Юля была младше Гриши на семь лет, она, несмотря на возраст, совершенно не ориентировалась в жизни. Григорий работал главным инженером в крупной строительной компании, получал хорошую зарплату и жил в четырехкомнатной квартире в центре города. Александра, его жена, тоже преуспела – занимала пост главного врача. Супруги воспитывали дочь Машу, которая недавно начала свой путь в мире дизайна и уже делала успехи.
Анна Федоровна много лет копила обиду на невестку – после свадьбы сына свекровь обратилась к невестке с просьбой:
– Сашенька, не могла бы ты позаниматься с моей Юленькой? Она закончила школу два года назад и теперь собирается поступать в институт. Отдохнула дочечка, сил набралась, готова к новым подвигам. Она за это время все, наверное, забыла.
– Конечно, Анна Федоровна, – улыбнулась Александра, не желая начинать семейную жизнь с конфликтов, – я с удовольствием помогу Юле. Пусть приходит ко мне по вторникам и четвергам. Час-полтора я всегда смогу выделить. Кое-что из школьной программы я помню.
– Почему только по вторникам и четвергам? – возмутилась Анна Федоровна, – я рассчитывала, что ты будешь заниматься с ней каждый день!
– Анна Федоровна, – терпеливо объясняла Александра, – не могу я каждый день. Устаю очень, у меня в день по три-четыре операции. С ног валюсь буквально…
– Знаешь, милочка, для родственников можно было бы и найти время! – прошипела Анна Федоровна, – мне важно, чтобы Юля получила качественное образование, поэтому она будет приходить к тебе каждый день! В семь приходишь? Отлично! Значит, Юля будет ровно в шесть пятьдесят ждать тебя у подъезда!
Спорить с Анной Федоровной было бесполезно. Александра занималась с Юлей три недели, а потом не выдержала:
– Гриш, прости меня, но твоя сестра – абсолютный ноль! Она путает химические элементы, не может отличить артерию от вены! Я ее спрашиваю простейшие вещи, а она смотрит на меня как баран на новые ворота! Она вообще в школе училась?
– Училась, – пожал плечами Григорий, – по крайней мере, она туда ходила. Мама всегда говорила, что у нее «особый взгляд на мир». Юлька у нас немного… своеобразная. Да и мама ей помогала с оценками. Она и сама прекрасно понимает, что Юля не гений. Это уже третья попытка поступить в медицинский. В прошлые разы Юля даже до экзаменов не дошла!
– И что ты предлагаешь? Продолжать этот цирк? Я не могу тратить свое время на то, что не приносит никаких результатов! – возмутилась Александра.
– Потерпи немного, – попросил ее муж, – мама очень хочет, чтобы Юля стала врачом. Для нее это принципиально. Может, случится чудо…
После двух месяцев безуспешных попыток, Александра отказалась от дальнейших занятий с Юлей, что вызвало бурю гнева у Анны Федоровны. Та высказала невестке все, что накопилось у нее на душе:
– Ты, профессорская дочка! – кричала Анна Федоровна в телефонную трубку, – и ты осмелилась назвать мою девочку бестолковой? Мою Юленьку? Да у нее золотая медаль в школе, она – умница! Директриса, жаба бестолковая, Юленьку все время притесняла, даже грамотки вшивой не выдала, не то, что медали… Кто тебя на работу взял? Я на тебя жалобу напишу, потребую, чтобы Министерство здравоохранения проверяющих в больницу прислало!
Александра не собиралась терпеть оскорбления и дала свекрови достойный отпор:
– Ваша Юленька по уровню знаний едва ли дотягивает до шестого класса! Она не то что писать, она и говорить грамотно не умеет! Ищите другого репетитора, пусть он за деньги с ней занимается. А я умываю руки! Пошла, называется, навстречу родным!
***
В отличие от свекрови, с тестем, Константином Петровичем, у Александры сложились прекрасные отношения. Константин Петрович был человеком строгим, но справедливым, часто сдерживал жену, не давая ей совершать необдуманные поступки. Узнав о конфликте между женой и невесткой, он лично приехал поговорить с Александрой:
– Не обращай внимания на Аню, – попросил Константин Петрович, – у нее с Юлькой особые отношения. В детстве Юля серьезно заболела, и мы чуть ее не потеряли. С тех пор Анна трясется над ней, как над хрустальной вазой, во всем ее опекает и во всем потакает. Я много раз говорил ей, что она только хуже делает. Девочка должна быть самостоятельной. Рано или поздно ей придется брать ответственность за свою жизнь. А какая тут ответственность, когда дочь сама за себя не отвечает?
Александра вздохнула:
– Я все понимаю... Но я действительно не вижу никакого прогресса. Юля не проявляет никакого интереса к учебе. Мне кажется, ей это просто не нужно.
– И это я знаю, – согласился Константин Петрович, – но жене это разве объяснишь?!
Пока был жив Константин Петрович, Анна Федоровна особо не досаждала Александре и Григорию. Отец Григория хорошо зарабатывал, был уважаемым человеком в городе и успел накопить неплохое состояние. Он скончался внезапно в возрасте семидесяти пяти лет. Тогда Анна Федоровна потребовала, чтобы старший сын отказался в ее пользу от доли в загородном доме и в квартире в центре города.
– Обеспечены жильем-то, – говорила Анна Федоровна Григорию, – зачем вам еще и мои хоромы делить? Пусть все останется мне! Считаю, что это справедливо: у вас есть квартира, у меня будет квартира. А Юленьке я дом отпишу!
Григорий не стал спорить и выполнил требования матери. После кончины отца Юля наконец-то почувствовала себя свободной. Теперь никто не заставлял ее учиться, искать работу, можно было жить в свое удовольствие.
Анна Федоровна свято верила, что ее любимая младшая дочь когда-нибудь станет известной и успешной женщиной. Юле исполнилось двадцать семь, когда скончался отец, а в двадцать восемь она решила открыть свой бизнес. Об этом Анна Федоровна сообщила Григорию по секрету:
– Только Саше ни слова! – попросила Анна Федоровна. – Сглазит еще! Юленька решила стать предпринимателем. Она будет заниматься разведением экзотических бабочек!
– Разведением кого?! Бабочек? – удивился Григорий, – это же очень хлопотно и требует специальных знаний. Мам, что Юлька о бабочках знает?
– Юленька талантливая, она всему научится, – отмахнулась Анна Федоровна, – главное, чтобы ей никто не мешал. Я ей помогу с первоначальным капиталом. Мы уже оборудование присмотрели, и яйца этих… Господи, как их…В общем, все продумано! Между прочим, это довольно перспективный бизнес! У моей подруги племянница разводит декоративных кроликов, так на них очередь на полгода вперед! Почему ты думаешь, что у Юли не получится? У нее вон сколько энтузиазма!
– И каких именно бабочек моя сестрица решила разводить? – иронично поинтересовался Григорий.
– Ой, я забыла, как называется… Морфа… Моргана…
– Морфо Менелай? – догадался Григорий, – мам, а ты хоть представляешь себе этих бабочек? Они огромные, только в тропиках живут!
– Нет, не представляю. Юля рассказывала, что они очень красивые и нежные. И главное, их легко разводить! Нужно только купить специальные коконы, и все!
– У меня для тебя плохие новости, мама, – усмехнулся Григорий, – Для содержания морфо Менелай нужен специальный инсектарий с поддержанием температуры и влажности, а еще корм. Да и сами коконы стоят немалых денег. Сомневаюсь, что в вашей двухкомнатной квартире найдется место для целой фермы бабочек.
Анна Федоровна не поверила сыну. Ей казалось, что Григорий просто завидует успехам Юли, поэтому больше не делилась с ним своими планами. Позже Григорий узнал от самой Юли, что коконы все-таки были закуплены, но большинство бабочек погибло, не успев вылупиться. Юля быстро поняла, что это не так просто, как казалось.
– Ну и что теперь? – спросил Григорий у сестры.
– Ничего, попробую что-нибудь другое, – ответила Юля с оптимизмом, – главное – не сдаваться!
– Да-да… Главное, чтобы мама снова не влезла в долги, – пробормотал Григорий себе под нос.
***
От идеи стать бизнес-леди Юля все же не отказалась. После провала с бабочками, она решила открыть интернет-магазин одежды. Анна Федоровна снова поддержала идею дочери:
– Правильно, Юлечка! Сейчас все покупают онлайн, это очень удобно!
Мама снова опустошила свою кубышку, чтобы помочь дочери с закупкой товара и рекламой. Первый месяц продажи шли неплохо, Юля даже получила небольшую прибыль. Но у нее не было опыта в управлении бизнесом, и вместо того, чтобы инвестировать в развитие магазина, она потратила деньги на новую машину. Ассортимент товаров не обновлялся, сайт выглядел устаревшим, и покупатели постепенно ушли к конкурентам. Денег у Анны Федоровны больше не было, и Юле пришлось закрыть и этот проект.
После того, как младшая дочь прогорела, Анна Федоровна вспомнила, что старший сын-то неплохо зарабатывает. Она приехала в гости к Григорию и заявила:
– Ты же знаешь, что мы с Юленькой сейчас в очень тяжелом положении?
Александра не удержалась и съязвила:
– А что, бизнес-вумен разорилась?
Анна Федоровна окинула невестку презрительным взглядом и продолжила:
– Денег на жизнь не хватает, поэтому, Гриша, я надеюсь на твою помощь!
Григорий прямо спросил:
– И на какую сумму, мама, ты рассчитываешь?
– Я знаю, сколько вы получаете, – заявила Анна Федоровна, – поэтому я хочу, чтобы ты ежемесячно выделял нам с Юленькой семьдесят тысяч. Думаю, этих денег хватит, чтобы мы не померли с голоду. А там, глядишь, Юленька снова что-нибудь придумает!
– Мама, ты же понимаешь, что это слишком много? – попытался возразить Григорий, – у нас тоже есть свои расходы, и мы планируем отложить деньги на отпуск. Мама, у нас тоже ребенок!
– Ну что же ты за сын такой? – обиделась Анна Федоровна, – родной матери помочь не хочешь! Забыл, как я из-за тебя ночей не спала? Какой ребенок у тебя? Дылда взрослая, уже работает!
Саша тоже в стороне остаться не могла.
–Перебарщиваете, Анна Федоровна! – возмутилась Александра, – мы на троих столько тратим! В эту сумму входит и еда, и коммуналка, и бензин. Если Гриша будет отдавать вам каждый месяц семьдесят тысяч, то на что будем жить мы? Может, лучше Юлю на работу устроить?
– Тебя никто не спрашивал! – огрызнулась Анна Федоровна, – я не с тобой разговариваю! Я не у тебя денег прошу. Гриша, почему она вмешивается в наш разговор? Это просто неприлично! Скажи ей, пусть выйдет из комнаты!
Вспыхнула ссора – Анна Федоровна не вынесла оскорблений в адрес своей любимой дочери. Александра защищала интересы Григория и Маши. Женщины переругались вдрызг.
– Ладно, Гриша, – сказала Анна Федоровна, вставая с дивана, – я вижу, что ты совсем от матери отвернулся. Бог тебе судья. Но знай, что я этого не забуду!
Хлопнув дверью, Анна Федоровна ушла, оставив Григория и Александру в полном недоумении.
– Ну и зачем ты так с ней? – спросил Григорий, недовольно посмотрев на Александру, – могла бы и промолчать.
– А что, я не права? – огрызнулась Александра, – сколько можно кормить эту хамку? Она здоровая девка, пусть идет работает!
– Мама переживает за нее, – ответил Григорий.
Злилась свекровь недолго – через несколько месяцев она прискакала к невестке с очередной просьбой.
– Слушай, а ты можешь нам с дипломом помочь? – обрадовалась Анна Федоровна, – Юленька ведь так высшее образование и не получила, провалилась на экзаменах. Сашенька, ты можешь ей диплом организовать?
– Что значит организовать? – не поняла Александра.
– Ну, сделать, чтобы у Юленьки диплом был. Желательно, красный!
– Подождите, Анна Федоровна, – замотала головой Александра, – вы что думаете, диплом – это как справка? Взял бланк, написал имя и фамилию, поставил печать и все готово? Как я могу организовать вашей дочери диплом, если она даже не училась нигде? Еще и об окончании мединститута! Я и не говорю о том, что дочь вашу к людям подпускать нельзя. Что она там налечит?!
– Ну, пристрой ее задним числом в институт! – воскликнула Анна Федоровна, – тебе что, сложно? У тебя же столько связей!
– Мы ходим по кругу, Анна Федоровна! – вздохнула Александра, – я не могу взять вашу дочь за руку, привести ее в университет и заставить учиться. Еще и задним числом! Пусть, как и все, поступает, сдает экзамены и, если наберет проходной балл, ходит на пары и получает знания. Когда защитит диплом, тогда и получит свою «корочку».
– Ты просто не хочешь мне помочь! – взвизгнула Анна Федоровна, – имеешь возможность, и специально меня до трясучки доводишь! Я всегда говорила, что Гриша зря на тебе женился! Столько лет вместе живете, а ты так и не стала для меня близким человеком. Ну и подавись ты своей должностью! Тоже мне, врачиха! Дура бестолковая!
С этими словами Анна Федоровна развернулась и вышла из кабинета.
После той бурной сцены отношения между Александрой и Анной Федоровной были окончательно испорчены. Женщины избегали друг друга, Александра с мужем больше не навещала свекровь, а по телефону они не разговаривали. Анна Федоровна, в свою очередь, общалась только со старшим сыном.
***
Саша вернулась с работы. Едва переступив порог квартиры, она услышала громкий голос свекрови, доносившийся из кухни:
– Совсем ты, Гриша, мужиком перестал быть! Почему ты позволяешь своей жене помыкать? Тебя отец не таким воспитывал!
– Мам, это не называется «командовать». Пойми, мы с Сашей женаты много лет, у нас своя семья, есть дочь. Я обязан с ней советоваться! У нас общий бюджет, я не могу просто так взять и отдать тебе триста тысяч! Это наши общие деньги. Да и, если честно, мне порядком надоело спонсировать бесконечные проекты Юли! Я и так помогаю вам, чем могу. Сейчас ты просишь триста тысяч, через месяц – миллион, а потом – три миллиона? И я, по-твоему, должен тебе их давать?
– Конечно, должен! Не просто должен, а обязан! – заявила Анна Федоровна, – я тебя вырастила, ты теперь мне до гробовой доски будешь должен! А ты что, сестре завидуешь? Завидуешь тому, что у нее есть талант, а у тебя – нет?
Александра решительно вошла на кухню:
– Здравствуйте, Анна Федоровна. Опять пришли клянчить деньги? Опять ваша бездарная Юля решила стать миллионершей? Деньги с нашего счета я ей снять не позволю, ищите спонсоров в другом месте! И вообще ни копейки больше не получите! Мы этим деньгам найдем более достойное применение!
– Вылетишь из этой квартиры! – прошипела Анна Федоровна, уходя, – квартира куплена на деньги моего мужа. Я подам в суд и выселю вас всех! Не хотите по-хорошему? Будет по-плохому!
Григорий закрыл за матерью дверь, повернулся к жене и сказал:
– Наверное, пора заканчивать этот цирк. Мать и Юля окончательно сели нам на шею. Ты права, Саша: больше никаких подачек! Если мама хочет жить хорошо, пусть отправляет Юлю на работу. От меня помощи они больше не дождутся!
Через два дня Анна Федоровна снова пришла за деньгами, но дверь ей никто не открыл. Она звонила сыну и невестке до поздней ночи, но никто не отвечал. Александра и Григорий держали оборону, не желая идти на контакт с Анной Федоровной. Пенсионерка, в свою очередь, искала способ добыть денег на раскрутку нового гениального проекта Юли – та решила открыть салон красоты для домашних животных. Ну не может же она отказать любимой дочери!
Самые обсуждаемые и лучшие рассказы.
«Секретики» канала.
Интересно Ваше мнение, а лучшее поощрение лайк, подписка и поддержка канала ;)
(Все слова синим цветом кликабельны)