Традиционная музыка эрзя и мокша — это многослойное наследие, сочетающее древние ритуалы, мифологию и уникальные музыкальные формы. Она сохранила синкретизм искусства, объединяя инструментальное и вокальное исполнение, а также тесную связь с обрядами.
Здравствуйте! Меня зовут Шиблева Екатерина, я участница проекта «По России, танцуя» и сегодня мы поговорим о традиционной музыке, основных ее жанрах и музыкальных инструментах Республики Мордовия.
Лекция составлена при помощи специальной литературы, учебных пособий, диссертаций и статей, а так же на основе изучения фольклорных экспедиций в Республику Мордовия.
Мордовские народные музыкальные инструменты — это памятники традиционной музыкальной культуры этноса. Они казали влияние на зарождение и развитие многих форм традиционной музыки народов эрзя и мокша.
Основными классами мордовских инструментов являются идиофоны (самозвучащие), хордофоны (струнные) и аэрофоны (духовые).
Из идиофонов известны:
- Кальхциямат (мокша), кальцяемат (эрзя) — 3, 5, реже 6 деревянных пластин из ясеня неодинаковой длины, скрепленные лыком или ремешком из кожи. При ударах по пластинам деревянными молоточками или ложками они издавали разные по высоте звуки. По тембру инструмент напоминал ксилофон.
- Шавома (мокша), чавома (эрзя) — гладко выстроганная и пропитанная составом из сосновой смолы (живицы) и конопляного масла берёзовая или еловая резонированная доска, по которой ударяли деревянными молоточками или ложками. Шавиця («бьющий»).
- Пайге (мокша), баяга (эрьзя) — массивная деревянная доска из дуба, берёзы с закругленными углами. Её подвешивали на воротца, устанавливаемые посреди села на пригорке, и били по ней дубовой палкой, деревянным молотом или пестом, оповещая жителей о важных событиях.
- Пайгонят (мокша), баягинеть (эрзя) (встряхиваемый идиофон) — металлические колокольчики, нанизанные на шнур или свободно висящие на раме.
- Байдяма (мокша), люляма (эрзя) — стержень (палка), сверху которой вырезали фигурку в виде головы лошади и подвешивали к ней 5—7 колокольчиков и погремушек. Этим музыкальным звуками, сопровождали различные ритуалы.
- Цингоряма (мокша), диннема (эрзя) — гетероглотический варган, до наших дней сохранившийся у каратайской мордвы. Представляет собой подковообразную железную пластину с гибким стальным язычком посредине. На инструменте играли преимущественно плясовые мелодии.
Из хордофонов известны:
- гайтияма (мокша), гайдяма (эрзя) — немного согнутая, расширяющаяся к одному концу берёзовая или кленовая доска. На неё натягивали одну струну обычно из суровой просмоленной тонкой верёвки. Лукообразным смычком из ивового или черёмухового прута, извлекали один низкий звук. На инструменте исполняли плясовые наигрыши в ансамбле с другими инструментами (пувамо, гарзи), где гайтияме отводилась роль басового ритмизующего инструмента. В ансамбле с нюди она настраивалась под волыночную басовую трубку, в результате чего получалась своеобразная «трёхголосная волынка».
- Гарзи (мокша), кайга (эрзя) — лютня. На верхних и нижних досках инструмента находились 3 отверстия треугольной или круглой формы. Инструмент имел 3 струны из конских волос, смычок без механизма натяжки волоса. Для него был характерен квинтовый или квинто-октавный строй.
Аэрофоны — самый многочисленный класс мордовских инструментов. Сезонные изготавливались преимущественно летом из стеблей растений, листьев деревьев.
- Вяшкома (мокша), вешкема (эрзя) — флейта из липовой или ивовой коры, дерева, а также тростника, реже — птичьей кости.
- Сёвонень вяшкома (мокша), кевень тутушка (эрзя) — глиняная пустотелая свистулька из обожженной глины с 2 игровыми отверстиями или без них в форме птиц, домашних и диких животных. Применялась во время календарных и семейных праздников для интонирования программных наигрышей. Инструмент известен с начала 1-го тысячелетия н. э.
- Нюди (мокша, эрзя) — кларнет из 2 полых тростниковых трубок. Обе трубки обычно монтировались в деревянной ложе, которое вставлялось в коровий или бычий рог, служивший резонатором (иногда в качестве резонатора использовали конусообразную бересту). Инструмент обладал сильным звуком с небольшим носовым оттенком, отличался разнообразной динамикой. На нём извлекались развёрнутые 2-голосные протяжные мелодии и быстрые танцевальные наигрыши. Тип нюди существовал у мордвы в середине 2-го тысячелетия н. э.
- Фам (мокша), пувамо (эрзя) — волынка. Применялась на молянах для исполнения обрядовых наигрышей. Полифоны нюди и фам оказали большое влияние на становление развитых форм мордовского народного многоголосия.
- Торама (мокша), дорама (эрзя) — сигнальный инструмент. Не имел голосовых отверстий. На них извлекались звуки обертонного ряда.
- Сюра (мокша), сюро (эрзя) — труба из бычьего или коровьего рога. Использовали в качестве сигнального инструмента у пастухов, а также ритуального, способного якобы отгонять злых духов.
Если мы говорим о символике инструментов:
- Торама (труба) — символ власти, упоминаемая в мифах как инструмент, способный призвать защитников земли.
- Колокольчики (пайгонят) — оберег в свадебных обрядах, символ юности.
- Нюди (кларнет из тростника) — использовался пастухами и в ритуальных танцах.
Традиционная музыка мордовских народов эрзя и мокша разнообразна по социальным функциям (трудовая, обрядово-ритуальная, эстетическая). Имеет развитую жанрово-стилевую систему, связанную с традиционной вокальной музыкой и мифологическими концепциями обоих этносов.
В музыке различают наигрыши и сопровождения вокального исполнения песен.
Если мы, все же, говорим об отличиях музыкальной традиции у эрзя и мокша, то предлагаю сразу их упорядочить:
Особенности многоголосия:
- Эрзянские песни — более прозрачны, с преобладанием диатоники и импровизацией.
- Мокшанские песни — трёхголосные, с плотными аккордами и пентатоникой, что создаёт «магическую» атмосферу.
Эрзя
Некоторые жанры традиционной музыки эрзи:
Рабочие ритмы — лаконичные устойчивые формулы, исполняемые на специальных ударных инструментах (идиофонах), иногда сопровождаемые пением.
Охотничьи шумовые сигналы — ритмически неупорядоченные сигналы, для выгона дичи на охотников.
Наигрыши символически программного характера — пазморот, бытовавшие на озксах, посвящённых анимистическим культам священных деревьев и воды. По характеру исполнения и музыкально-стилевым чертам подразделяются на плясовые (связанные с культом воды) и протяжные (связанные со священными деревьями).
Необрядовая инструментальная музыка — ваныцянь морот (песни пастуха) и одонь морот (песни молодёжи). Первые интонируются на нюди, по музыкальному складу представляют собой импровизации на основе протяжных и плясовых напевов, а также мелодики сигналов.
Мокша
Некоторые жанры традиционной музыки мокши:
Песни земледельческого календаря — колядки (калядама морот) — детские, молодёжные и песни пастухов, песни Рождественского дома (Роштува кудонь морот).
Произведения семейно-обрядовых жанров— групповые свадебные благопожелания (стирень морот), причитания невесты, похоронные плачи (явсемат), колыбельные (нюряфнема морот).
Календарные песни — чаще всего интонируются с двумя типами напевов — архаичным многоголосием гетерофонного вида и развитым двух-, трёх-, изредка — четырёхголосием.
Традиционная музыка Мордовии – это не просто отголоски прошлого, это живая нить, связующая поколения. Бережно передаваемые из уст в уста, из сердца в сердце, эти мелодии продолжают звучать, напоминая о богатой культуре и самобытности эрзянского и мокшанского народов. Будущее Мордовии неразрывно связано с сохранением и популяризацией этого бесценного музыкального наследия.
Лекция, на мой взгляд, вышла очень интересная, мне было очень интересно изучать именно инструменты и их звучание. Благодарю Вас, что досмотрели это видео до конца, если Вам есть чем с нами поделиться, оставляйте комментарии, мы все читаем и отвечаем на каждый отзыв!
С Вами была Шиблева Екатерина, я горжусь своей страной, и с большим удовольствием изучаю и освещаю региональные особенности Республики Мордовия!
И помните, всякая традиция живет благодаря интерпретации!