Найти в Дзене

Плохое поведение - это не проблема, это симптом. Разбираемся вместе…

Бывает, смотришь на своего ребёнка и ловишь себя на мысли: будто вчера он был милым ангелочком, а сегодня — его будто подменили. Капризы, истерики, непослушание... Знакомое состояние?

В такие моменты в голове у многих родителей просыпается тихая тревога. Мы начинаем задаваться вопросами: «Это нормально? Может, с ним что-то не так?». Иногда эта тревога перерастает в настоящий страх, особенно когда окружающие — воспитатели, учителя, даже родственники — начинают намекать, что «нужно бы показаться специалисту».

И иногда действительно нужно, об этом в конце! 

И сегодня мне хочется предложить вам не паниковать, а посмотреть на детское поведение под другим углом. Не как на проблему, а как на язык, на котором ребёнок пытается нам что-то сказать. Часто — о чём-то очень важном.

Давайте вместе разберёмся, что может стоять за «плохим» поведением на самом деле. Я поделюсь не только профессиональным опытом, но и личными историями — потому что теория оживает только тогда, когда проходит через сердце.

Как правило, плохое поведение - это симптом. Кричащая сирена, которая пытается нам что-то сообщить. Наша задача — не заглушить её наказанием, а услышать и расшифровать.

1. Это не бунт. Это — ВОЗРАСТНАЯ НОРМА.

Мозг ребёнка не просто растёт, он постоянно «перепрошивается». И эти обновления часто сопровождаются срывами в поведении.

Кризис 3 лет («Я сам!»): Мой Ваня в этом возрасте мог час рыдать у двери, потому что хотел сам открыть её ключом, а у него не получалось. Это не было вредностью. Так его мозг учился самостоятельности и воле.

Кризис 7 лет: У меня на занятиях был мальчик-первоклассник, умница. Но вдруг он начал на всех уроках строить из себя клоуна: кривлялся, падал со стула. Дома родители жаловались на споры по любому поводу. Причина? Он примерял на себя новую роль — школьника. Так его психика справлялась с колоссальной нагрузкой.

Что делать? Не ломать. Переждать. Знать о кризисах — уже половина победы. Сохранять спокойствие и чёткие границы. Говорить: «Я понимаю, ты злишься. Но драться нельзя. Давай обнимемся, и ты попробуешь ещё раз».

2. Это не характер. Это — СРЕДОВАЯ РЕАКЦИЯ.

Ребёнок — это лакмусовая бумажка всех семейных напряжений. Он считывает то, что мы тщательно скрываем.

Стресс: У меня была ученица, добрая и отзывчивая девочка. Вдруг она стала агрессивной, начала щипать детей. Оказалось, её мама ждала ребёнка и девочка панически боялась, что её разлюбят. Своим поведением она кричала: «Обратите на меня внимание! Мне страшно!».

Непоследовательность: «У бабушки можно, у мамы — нельзя». Ребёнок теряет опору. Он начинает проверять границы с удвоенной силой, чтобы понять, где же настоящий «берег».

Несоответствие требований: Ждать от трёхлетки, что он будет терпеливо сидеть час в ресторане, — это как требовать от телефона работать неделю без подзарядки. Его нервная система к этому не готова.

Что делать? Честно спросить себя: «Что сейчас происходит в моей жизни? В жизни ребёнка? Мы переехали? Я много работаю? Мы ругаемся с мужем?». Часто причина лежит именно здесь.

-2

3. «На него все жалуются»: учитель, воспитатель, тренер...

Это — отдельный и очень важный звонок. Если жалобы поступают не от одного взрослого, а от нескольких в разных ситуациях (сад, школа, спорт) — это не значит, что «ребёнок плохой». Это значит, что ему действительно тяжело, и он всеми силами пытается об этом сказать.

Возможно:

Его перегружают. Он не справляется с программой, требованиями тренера или темпом группы. Его «плохое» поведение (вертлявость, отказ выполнять задания) — это крик о помощи, способ снизить непосильную нагрузку.

Он не может вписаться в коллектив. Не понимает социальных правил, не умеет договариваться, поэтому дерется или кричит. Ему нужны игры по развитию коммуникативных навыков.

У него конфликт с конкретным взрослым. Стиль преподавания тренера или тон учителя может вызывать у ребёнка протест и сопротивление.

Что делать?

1. Не оправдываться и не нападать. Выслушайте всех спокойно. Ваша цель — не защитить ребёнка от «нападок», а собрать максимум информации.

2. Поговорите с ребёнком без обвинений. Не «почему ты опять подрался?», а «Расскажи, как было дело. Я вижу, что тебе сложно, давай разберёмся вместе».

3. Проанализируйте общее. Что общего в этих жалобах? «Дерется» — значит, проблема с контролем агрессии. «Не слушает» — возможно, проблемы с концентрацией или пониманием инструкций.

4. Станьте командой с педагогом. Спросите: «Как вы думаете, в чём причина? Что мы можем сделать вместе?». Это покажет, что вы не противник, а союзник.

-3

4. Это не манипуляция. Это — БОРЬБА ЗА ВНИМАНИЕ.

Для ребёнка лучше любое внимание, чем полное игнорирование.

Я видела это на примере своего сына. Когда у меня аврал на работе, и я постоянно в телефоне, Ваня начинает «плохо» себя вести: хнычет, капризничает, специально проливает сок. Он не манипулирует. Он выживает. Его поведение кричит: «Мама, вернись! Я тут!».

Что делать? «Ловить» ребёнка на хорошем. Не скупиться на позитивное внимание: «Как здорово ты построил гараж!», «Спасибо, что помог донести сумку!». Всего 10 минут качественной игры в день творят чудеса.

-4

5. Это не вредность. Это — ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЙ ДИСКОМФОРТ.

Чаще всего корень зла — в базовых вещах.

Усталость, голод, жажда: 90% вечерних истерик у моих погодков случались просто потому, что они хотели пить или устали.

Сенсорная перегрузка: шумный ТЦ, яркий свет, громкая музыка — для чувствительного ребёнка это пытка. Его «плохое» поведение — это попытка сбежать от этого кошмара.

Начало болезни: за день до температуры дети часто капризничают и плачут без причины. Тело уже борется с инфекцией, и сил на контроль поведения нет.

Что делать? Задавать себе три простых вопроса: «Он выспался? Он сыт? Он здоров?». Предложить воды, обнять, вывести из шумного помещения.

---

❗️А когда действительно стоит насторожиться?

Есть «красные флаги», когда необходимо показаться неврологу или психологу:

1. Опасность для себя и других: целенаправленная агрессия, желание сделать больно, членовредительство (бьётся головой об стену).

2. Полное отсутствие контакта: ребёнок не может играть ни с кем из сверстников, вообще не смотрит в глаза, не откликается на имя.

3. Частые, немотивированные истерики, которые длятся часами и не прекращаются, сколько ни уговаривай.

4. Регресс: ребёнок утратил навыки (перестал говорить, проситься на горшок, пользоваться ложкой).

5. Стереотипии: бесцельное повторение движений (раскачивания, взмахи руками, хождение по кругу).

-5

⚠️Важно: И в этом случае мы говорим не о «плохом поведении», а о симптоме, что нервная система просит о помощи.

Но если вы урегулировали режим, убрали или сократили экранное время, а поведение ребёнка не меняется, не бойтесь обратиться к психологу, неврологу и другим специалистам.  

---

Вывод: В следующий раз, когда ваш ребёнок «плохо» себя ведёт, остановитесь. Сделайте вдох. И спросите себя не «Как его наказать?», а:

👌🏻«Что он хочет мне сказать этим поведением? Чего ему прямо сейчас не хватает? В порядке ли его мир?»

Чаще всего самый лучший специалист по «коррекции поведения» — это спокойный, любящий взрослый, который готов понять и принять.❤️

А вам часто жалуются на вашего ребёнка? Как вы действуете в такой ситуации? Поделитесь в комментариях, как вы справляетесь с истериками? Поддержим друг друга!

#воспитаниедетей #плохоеповедение #детскаяпсихология #кризис3лет #кризис7лет #советымамам #мамапедагог #настоящаяпричина #сыночекдоченька #жалуютсянаребенка