Бывает, смотришь на своего ребёнка и ловишь себя на мысли: будто вчера он был милым ангелочком, а сегодня — его будто подменили. Капризы, истерики, непослушание... Знакомое состояние?
В такие моменты в голове у многих родителей просыпается тихая тревога. Мы начинаем задаваться вопросами: «Это нормально? Может, с ним что-то не так?». Иногда эта тревога перерастает в настоящий страх, особенно когда окружающие — воспитатели, учителя, даже родственники — начинают намекать, что «нужно бы показаться специалисту».
И иногда действительно нужно, об этом в конце!
И сегодня мне хочется предложить вам не паниковать, а посмотреть на детское поведение под другим углом. Не как на проблему, а как на язык, на котором ребёнок пытается нам что-то сказать. Часто — о чём-то очень важном.
Давайте вместе разберёмся, что может стоять за «плохим» поведением на самом деле. Я поделюсь не только профессиональным опытом, но и личными историями — потому что теория оживает только тогда, когда проходит через сердце.
Как правило, плохое поведение - это симптом. Кричащая сирена, которая пытается нам что-то сообщить. Наша задача — не заглушить её наказанием, а услышать и расшифровать.
1. Это не бунт. Это — ВОЗРАСТНАЯ НОРМА.
Мозг ребёнка не просто растёт, он постоянно «перепрошивается». И эти обновления часто сопровождаются срывами в поведении.
Кризис 3 лет («Я сам!»): Мой Ваня в этом возрасте мог час рыдать у двери, потому что хотел сам открыть её ключом, а у него не получалось. Это не было вредностью. Так его мозг учился самостоятельности и воле.
Кризис 7 лет: У меня на занятиях был мальчик-первоклассник, умница. Но вдруг он начал на всех уроках строить из себя клоуна: кривлялся, падал со стула. Дома родители жаловались на споры по любому поводу. Причина? Он примерял на себя новую роль — школьника. Так его психика справлялась с колоссальной нагрузкой.
Что делать? Не ломать. Переждать. Знать о кризисах — уже половина победы. Сохранять спокойствие и чёткие границы. Говорить: «Я понимаю, ты злишься. Но драться нельзя. Давай обнимемся, и ты попробуешь ещё раз».
2. Это не характер. Это — СРЕДОВАЯ РЕАКЦИЯ.
Ребёнок — это лакмусовая бумажка всех семейных напряжений. Он считывает то, что мы тщательно скрываем.
Стресс: У меня была ученица, добрая и отзывчивая девочка. Вдруг она стала агрессивной, начала щипать детей. Оказалось, её мама ждала ребёнка и девочка панически боялась, что её разлюбят. Своим поведением она кричала: «Обратите на меня внимание! Мне страшно!».
Непоследовательность: «У бабушки можно, у мамы — нельзя». Ребёнок теряет опору. Он начинает проверять границы с удвоенной силой, чтобы понять, где же настоящий «берег».
Несоответствие требований: Ждать от трёхлетки, что он будет терпеливо сидеть час в ресторане, — это как требовать от телефона работать неделю без подзарядки. Его нервная система к этому не готова.
Что делать? Честно спросить себя: «Что сейчас происходит в моей жизни? В жизни ребёнка? Мы переехали? Я много работаю? Мы ругаемся с мужем?». Часто причина лежит именно здесь.
3. «На него все жалуются»: учитель, воспитатель, тренер...
Это — отдельный и очень важный звонок. Если жалобы поступают не от одного взрослого, а от нескольких в разных ситуациях (сад, школа, спорт) — это не значит, что «ребёнок плохой». Это значит, что ему действительно тяжело, и он всеми силами пытается об этом сказать.
Возможно:
Его перегружают. Он не справляется с программой, требованиями тренера или темпом группы. Его «плохое» поведение (вертлявость, отказ выполнять задания) — это крик о помощи, способ снизить непосильную нагрузку.
Он не может вписаться в коллектив. Не понимает социальных правил, не умеет договариваться, поэтому дерется или кричит. Ему нужны игры по развитию коммуникативных навыков.
У него конфликт с конкретным взрослым. Стиль преподавания тренера или тон учителя может вызывать у ребёнка протест и сопротивление.
Что делать?
1. Не оправдываться и не нападать. Выслушайте всех спокойно. Ваша цель — не защитить ребёнка от «нападок», а собрать максимум информации.
2. Поговорите с ребёнком без обвинений. Не «почему ты опять подрался?», а «Расскажи, как было дело. Я вижу, что тебе сложно, давай разберёмся вместе».
3. Проанализируйте общее. Что общего в этих жалобах? «Дерется» — значит, проблема с контролем агрессии. «Не слушает» — возможно, проблемы с концентрацией или пониманием инструкций.
4. Станьте командой с педагогом. Спросите: «Как вы думаете, в чём причина? Что мы можем сделать вместе?». Это покажет, что вы не противник, а союзник.
4. Это не манипуляция. Это — БОРЬБА ЗА ВНИМАНИЕ.
Для ребёнка лучше любое внимание, чем полное игнорирование.
Я видела это на примере своего сына. Когда у меня аврал на работе, и я постоянно в телефоне, Ваня начинает «плохо» себя вести: хнычет, капризничает, специально проливает сок. Он не манипулирует. Он выживает. Его поведение кричит: «Мама, вернись! Я тут!».
Что делать? «Ловить» ребёнка на хорошем. Не скупиться на позитивное внимание: «Как здорово ты построил гараж!», «Спасибо, что помог донести сумку!». Всего 10 минут качественной игры в день творят чудеса.
5. Это не вредность. Это — ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЙ ДИСКОМФОРТ.
Чаще всего корень зла — в базовых вещах.
Усталость, голод, жажда: 90% вечерних истерик у моих погодков случались просто потому, что они хотели пить или устали.
Сенсорная перегрузка: шумный ТЦ, яркий свет, громкая музыка — для чувствительного ребёнка это пытка. Его «плохое» поведение — это попытка сбежать от этого кошмара.
Начало болезни: за день до температуры дети часто капризничают и плачут без причины. Тело уже борется с инфекцией, и сил на контроль поведения нет.
Что делать? Задавать себе три простых вопроса: «Он выспался? Он сыт? Он здоров?». Предложить воды, обнять, вывести из шумного помещения.
---
❗️А когда действительно стоит насторожиться?
Есть «красные флаги», когда необходимо показаться неврологу или психологу:
1. Опасность для себя и других: целенаправленная агрессия, желание сделать больно, членовредительство (бьётся головой об стену).
2. Полное отсутствие контакта: ребёнок не может играть ни с кем из сверстников, вообще не смотрит в глаза, не откликается на имя.
3. Частые, немотивированные истерики, которые длятся часами и не прекращаются, сколько ни уговаривай.
4. Регресс: ребёнок утратил навыки (перестал говорить, проситься на горшок, пользоваться ложкой).
5. Стереотипии: бесцельное повторение движений (раскачивания, взмахи руками, хождение по кругу).
⚠️Важно: И в этом случае мы говорим не о «плохом поведении», а о симптоме, что нервная система просит о помощи.
Но если вы урегулировали режим, убрали или сократили экранное время, а поведение ребёнка не меняется, не бойтесь обратиться к психологу, неврологу и другим специалистам.
---
Вывод: В следующий раз, когда ваш ребёнок «плохо» себя ведёт, остановитесь. Сделайте вдох. И спросите себя не «Как его наказать?», а:
👌🏻«Что он хочет мне сказать этим поведением? Чего ему прямо сейчас не хватает? В порядке ли его мир?»
Чаще всего самый лучший специалист по «коррекции поведения» — это спокойный, любящий взрослый, который готов понять и принять.❤️
А вам часто жалуются на вашего ребёнка? Как вы действуете в такой ситуации? Поделитесь в комментариях, как вы справляетесь с истериками? Поддержим друг друга!
#воспитаниедетей #плохоеповедение #детскаяпсихология #кризис3лет #кризис7лет #советымамам #мамапедагог #настоящаяпричина #сыночекдоченька #жалуютсянаребенка