Найти в Дзене

Писатели или нейросети: кто победит в гонке «литературных сооружений»?

Что лучше: живые или генерированные тексты? Нужно ли маркировать книги, написанные ИИ? Может ли писатель присваивать себе труд другого интеллекта, пусть и искусственного? На эти важнейшие вопросы, которые с каждым днем всё острее встают перед современным литературным миром, мы сегодня попытаемся ответить. То, что нейросети осваивают писательское мастерство мы уже наслышаны, а может ли человек этому обучиться? Может! Даже есть специальное учебное заведение - Литературный институт имени А.М.Горького, у которого, кстати, сегодня день рождения. А основан он был 17 сентября 1932. Идея создания подобного высшего литературного учебного заведения витала в воздухе еще в 1920-е годы. Советская власть, стремясь к формированию новой, пролетарской культуры, видела в литературе мощный инструмент идеологического воздействия и воспитания.  Первые годы существования института были непростыми. В условиях политических и социальных перемен, а также в условиях становления нового литературного языка,
Оглавление
Что лучше: живые или генерированные тексты? Нужно ли маркировать книги, написанные ИИ? Может ли писатель присваивать себе труд другого интеллекта, пусть и искусственного?

На эти важнейшие вопросы, которые с каждым днем всё острее встают перед современным литературным миром, мы сегодня попытаемся ответить.

Пока только «битва взглядов»
Пока только «битва взглядов»

Можно ли научиться писать книги?

То, что нейросети осваивают писательское мастерство мы уже наслышаны, а может ли человек этому обучиться? Может! Даже есть специальное учебное заведение - Литературный институт имени А.М.Горького, у которого, кстати, сегодня день рождения.

А основан он был 17 сентября 1932. Идея создания подобного высшего литературного учебного заведения витала в воздухе еще в 1920-е годы. Советская власть, стремясь к формированию новой, пролетарской культуры, видела в литературе мощный инструмент идеологического воздействия и воспитания. 

Первые годы существования института были непростыми. В условиях политических и социальных перемен, а также в условиях становления нового литературного языка, преподавателям и студентам приходилось искать новые пути и формы обучения.

Тем не менее, уже с первых дней институт привлекал к себе талантливых молодых людей, которые впоследствии стали выдающимися писателями, поэтами, критиками и переводчиками.

Здание института. Фото с официального сайта
Здание института. Фото с официального сайта

Что же делает Литературный институт таким особенным? Прежде всего, это его уникальная образовательная модель: студенты получают не только теоретические знания по истории литературы, теории стихосложения, стилистике, но и практические навыки литературного мастерства.  Институт не просто учит писать, он учит думать, анализировать, а главное, чувствовать слово. Подчеркиваю: именно «чувствовать» слово.

Знаменитые выпускники и преподаватели

За свою долгую историю Литинститут выпустил плеяду выдающихся деятелей культуры: Роберт Рождественский, Андрей Вознесенский, Белла Ахмадулина, Владимир Высоцкий, Евгений Евтушенко, Николай Рубцов, Василий Аксенов, Фазиль Искандер, Юрий Трифонов, Чингиз Айтматов, Сергей Довлатов, Виктор Ерофеев.

Не менее впечатляет и список преподавателей, среди которых были такие мэтры как: Константин Паустовский, Михаил Шолохов, Корней Чуковский, Александр Твардовский.

Что выберет читатель? 

В условиях стремительного развития цифровых технологий, Литературный институт также адаптируется к меняющемуся информационному пространству. Преподаются дисциплины, связанные с интернет-журналистикой, литературным блогингом, созданием контента для различных платформ. Это позволяет выпускникам быть востребованными в самых разных сферах, связанных с текстом и коммуникацией.

Но! В последнее время Интернет наводнен однотипными книгами, созданными нейросетями. И эти «сети» совсем не кажутся мне метафорой. Они, сродни паукам, захватили в плен человекообразных писателей, вспрыснули им яд лени, парализовали волю и желание творить, думать и развиваться. 

Прорвемся?
Прорвемся?

Неужели скоро писатель-человек будет вычеркнут из литературного пространства, и также будет вычеркнут Литинститут? Вот так просто. За ненадобностью. Неужели самые страшные пророчества писателей-фантастов, да и мои тоже, сбудутся? 

В моем фантастическом романе «Последний корабль» роботы и ИИ полностью заменили физический и интеллектуальный труд большинства людей. Это привело к их полной деградации.

Но Земное правительство будущего сделало их тупыми и ленивыми по веской причине (и это не банальная жажда власти). Похожие процессы я замечаю сейчас. ИИ уже заменил писателей. Этот процесс не остановить. Лень правит человечеством с самых дремучих времен: она и есть главный двигатель прогресса, а он в свою очередь приводит к деградации. Всё, круг замкнулся!

Я деградировать не хочу, поэтому принципиально не использую ИИ: пишу романы, стихи и музыку сама, это как вызвать себя «на слабо». Я «литературная натуралка», если хотите. Ну вот, призналась… Теперь вы знаете обо мне всё. 😉

А напоследок я скажу… 

Знаменательно, что сегодня в день рождения Литинститута, про такую «натуралку», как я, и мой роман «Последний корабль» вышла статья на канале «БиблиГрафия» (106 000 подписчиков). И я очень рада тому, что живых людей пока еще ценят в писательском творчестве.

Друзья, прошу поддержать статью: почитать, прокомментировать, лайки поставить и что там друзьям полагается делать еще. Вот ссылка:

Жду вас на «БиблиоГрафии». А потом возвращаетесь, пожалуйста, назад (в эту статью), будем обсуждать тему «нейросети в литературе». 

Мой научно-фантастический роман доступен на сайте:

ponomarevabooks.ru