Найти в Дзене

Пустота, ничего не хочется, живу не свою жизнь

Именно так звучат последствия эмоционального пренебрежения. Это не травма, это отсутствие жизненно необходимого взаимодействия с фигурой привязанности. Сокрушительный опыт, который всегда обнаруживается при работе с КПТСР. Чаще всего клиенты с большим количеством неглекта в опыте приходят в терапию по поводу зависимого поведения. Эмоциональная зависимость, неспособность выносить одиночество, компульсивное переедание, зависимость от алкоголя, порно или достижений. Иногда запрос звучит так: «У меня есть всё - но внутри пустота». Для формирования зрелого психологического "Я" , как и для физического развития, необходимы "питательные вещества". Психика развивается во взаимодействии со значимыми фигурами. Ребёнку необходимо, что его личность "отражали" (зеркальное отражение), чтобы чувствовать, что он есть и узнавать, какой он. Питательными веществами для психики выступают прикосновения, эмпатическое понимание, эмпатическое признание и присутствие (например, когда мать просто

Именно так звучат последствия эмоционального пренебрежения. Это не травма, это отсутствие жизненно необходимого взаимодействия с фигурой привязанности. Сокрушительный опыт, который всегда обнаруживается при работе с КПТСР.

Чаще всего клиенты с большим количеством неглекта в опыте приходят в терапию по поводу зависимого поведения.

Эмоциональная зависимость, неспособность выносить одиночество, компульсивное переедание, зависимость от алкоголя, порно или достижений.

Иногда запрос звучит так:

«У меня есть всё - но внутри пустота».

Для формирования зрелого психологического "Я" , как и для физического развития, необходимы "питательные вещества". Психика развивается во взаимодействии со значимыми фигурами. Ребёнку необходимо, что его личность "отражали" (зеркальное отражение), чтобы чувствовать, что он есть и узнавать, какой он.

Питательными веществами для психики выступают прикосновения, эмпатическое понимание, эмпатическое признание и присутствие (например, когда мать просто смотрит, как ребёнок играет).

Ребёнок испытывает буквально физическое удовольствие, когда встречается глазами с матерью, залезает на ручки. И точно также он чувствует почти физическую боль, когда его плач или улыбка не находят ответа.

Когда никого нет рядом в моменты слёз или радости, никто меня не замечает, не понимает и не знает меня настоящего, когда до моих успехов, интереса и радости никому нет дела, а может быть и наоборот, мои проявления себя раздражают - формируется ощущение отсутствия чего-то важного.

«Пустота, голод, одиночество, мне нет места, это не моя жизнь... »

В условиях большого количества неглекта постепенно человек испытывает ощущение разрушения своего "Я", переживаемое как крах, "живая смерть", потеря смысла, исчезаение, распад на части и тд.

Ощущения отсутствия и разрушения становятся запечатленными чувствами в психологической системе. Они буквально ощущаются в теле - как дыра в груди, невыносимая пустота в душе, ненужность, отсутствие желаний и сил жить. Эти чувства настолько невыносимы, что никто не хочет с ними оставаться, что угодно, любое поведение, которое даст испытать себя хоть немного наполненным и живым, легко превращается в зависимость.

Заполнить эту пустоту, к сожалению не удаётся, поэтому попытки компенсировать её чем-то не насыщают, а превращаются в компульсивное поведение.

Что делать с последствиями эмоционального пренебрежения?

В терапии мы работаем непосредственно с выведением этих запечатленных чувств из психологической системы (также, как мы выводили бы запечатленные боль или страх). Работа с неглектом не менее важна, чем работа с травмой.

По мере избавления от его симптомов человек начинает чувствовать себя все более живым, значимым, имеющим свое место в мире и цельным.

Написано на основе опыта травмоориентированной терапии IMTT