Трагедия на переезде: Как Асламбек Усматов пустил поезд под откос
29 июля 2024 года хутор Котельниково в Волгоградской области стал местом одной из самых громких железнодорожных аварий последних лет. 43-летний водитель КамАЗа Асламбек Усматов выехал на переезд перед пассажирским поездом Казань–Адлер, перевозившим 813 человек.
Последствия оказались катастрофическими: локомотив и девять вагонов сошли с рельсов, более сотни пассажиров пострадали. Сам Усматов, тяжело раненый, не пережил своих травм. Как один необдуманный поступок привёл к трагедии и что стало с виновником?
Роковой момент
Всё произошло в полдень на железнодорожном переезде между станциями Гремячая и Котельниково. КамАЗ, нагруженный песком, двигался к стройплощадке предприятия «ЕвроХим-ВолгаКалий». За рулём был Асламбек Усматов, местный житель, работавший водителем. По данным следствия, он проигнорировал запрещающий сигнал светофора и выехал на пути, когда поезд приближался на скорости 65 км/ч. Машинист применил экстренное торможение, но столкновения избежать не удалось.
Удар был такой силы, что кабину КамАЗа оторвало и отбросило на 15 метров к железнодорожной насыпи. Видеозаписи с места аварии показывают ужасающую картину: искорёженный грузовик, опрокинутые вагоны и разбросанные по насыпи обломки. Усматов, зажатый в кабине, получил тяжёлые травмы: переломы рёбер, сотрясение мозга и повреждения ног. Его срочно доставили в волгоградскую больницу на вертолёте, где врачи ввели его в искусственную кому.
Хаос в вагонах
В поезде находилось 813 пассажиров, включая семьи с детьми, возвращавшиеся с отдыха. После столкновения семь вагонов накренились, а девять сошли с рельсов. Внутри началась паника: стёкла разбивались, люди падали с полок, вещи разлетались по салонам. Пассажиры, оказавшиеся в ловушке, пытались выбраться через окна. Мужчины помогали женщинам и детям, подкладывая матрасы под разбитые стёкла, чтобы избежать порезов. Среди пострадавших были помощник машиниста и два проводника-студента, которые до последнего пытались успокоить людей.
По официальным данным, травмы получили 140 человек, из них 33 ребёнка. В больницы доставили 21 человека, включая 10 детей, с ушибами, переломами и ссадинами. Спасатели, прибывшие на место, работали не покладая рук: более 300 человек и 100 единиц техники, включая два вертолёта Ми-8, разбирали завалы и эвакуировали пострадавших.
Кто такой Асламбек Усматов?
Асламбек Усматов, 43-летний житель Котельниковского района, был известен как человек, сменивший немало профессий. До 2019 года он числился индивидуальным предпринимателем, занимался грузоперевозками, а ранее работал сторожем, водителем-экспедитором и механиком. Его жизнь, однако, не была безоблачной: Усматов числился должником по микрокредитам, а на его КамАЗе висело 31 неоплаченных штрафа на 350 тысяч рублей. Грузовик принадлежал лизинговой компании из Калининграда, арендованной московской строительной фирмой.
Местные жители рассказывали, что Усматов часто брался за любые заказы, чтобы свести концы с концами. Он использовал иностранные водительские права, что добавило вопросов к его квалификации. Очевидцы утверждают, что в день аварии он торопился доставить груз на стройку и, возможно, решил рискнуть, проскочив на красный свет. «Он всегда был за рулём, день и ночь, — вспоминает один из соседей. — Но никто не думал, что он так подставится».
Последствия и смерть виновника
Авария нанесла серьёзный ущерб РЖД: повреждены электровоз, девять вагонов, 300 метров путей и 250 метров контактной сети. Некоторые вагоны пострадали так сильно, что их пришлось списать. Страховая компания уже готовит регрессный иск к виновнику, но взыскать что-либо будет невозможно: 6 августа 2024 года Асламбек Усматов скончался в больнице, не приходя в сознание. Его травмы оказались слишком тяжёлыми, и врачи не смогли его спасти.
Смерть Усматова привела к прекращению уголовного дела, возбуждённого по статье о нарушении правил дорожного движения, повлёкшем тяжкие последствия. Однако его семья столкнулась с новой бедой: жена Тамара пожаловалась, что их с детьми начали травить в соцсетях, обвиняя во всех бедах. «Мы и так потеряли всё, а теперь ещё и угрозы», — поделилась она с журналистами.
Что дальше?
Расследование аварии продолжается, но без главного фигуранта оно сосредоточено на выяснении обстоятельств. Почему на переезде не было шлагбаума? Могли ли неисправности светофора сыграть роль? Следователи проверяют все детали, включая состояние грузовика и действия Усматова перед столкновением. Он успел дать признательные показания, заявив, что видел поезд, но не смог затормозить. Тяжёлое сотрясение мозга помешало ему объяснить больше.