Тяжелое описание кончины императрицы оставили нам ее современники. Иностранные посланники внимательно следили за состоянием Елизаветы Петровны, не упуская ни одной детали. И это весьма печальное чтение. Самая беззаботная, радостная, нарядная государыня очень боялась «дамы в белом», не могла представить, что когда-нибудь наступит и ее черед «покинуть бал». Особенно — так рано, в 52 года!
Запрет на черное
«К своему пятидесятилетнему юбилею в декабре 1759 года Елизавета сильно сдала, — пишет историк Евгений Анисимов в книге «Афродита у власти». — Все кремы, мази, пудры, ухищрения парикмахеров, портных, ювелиров были бессильны, приближалась безобразная старость. Годы ночной неумеренной жизни, отсутствие всяческих ограничений в еде, питье, развлечениях — все это рано или поздно должно было сказаться на организме царицы. Весь двор был напуган неожиданными ударами, которые стали настигать Елизавету в самых неподходящих местах — в церкви, на приеме. Это были какие-то глубокие и довольно продолжительные обмороки. После них Елизавета подолгу не могла оправиться и оставалась в крайне слабом состоянии. Как вспоминает Екатерина II, «в то время нельзя ни говорить с ней, ни о чем бы то ни было беседовать». И тем не менее она не соблюдала режим и старалась жить, как прежде. Рекомендации докторов: покой, клизмы, кровопускание, лекарства — все это было так отвратительно Елизавете, знавшей всю жизнь только приятное, вкусное и веселое».
Очень много шума наделал припадок, который случился с императрицей в Царском Селе летом 1757 года при выходе ее из церкви. Государыня на глазах толпы народа и придворных упала без памяти на землю и пролежала довольно долго. Столпившийся народ видел, как вокруг поверженной государыни хлопотали доктора, которых затем закрыли принесенные из дворца экраны. Стоит ли говорить, какое впечатление на людей это произвело и какие волны слухов пошли из Царского Села.
Французский представитель в России Бретейль писал 23 июля 1761 года: «Уже несколько дней назад императрица причинила всему двору особое беспокойство: у нее был истерический приступ и конвульсии, которые привели к потере сознания на несколько часов. Она пришла в себя, но лежит. Расстройство здоровья этой государыни очевидно». По словам датского посланника Гастгаузена, «ноги ее покрыты чириями, так сильно распространившимися, что она совершенно не в состоянии стоять на ногах».
Австрийский посланник Мерси д’Аржанто докладывал, что особое беспокойство Елизаветы связано с ее угрызениями совести и боязнью смерти. От нее старались скрывать все, напоминающее о смерти, запрещено было проходить в траурном одеянии мимо ее покоев, о смерти важных лиц ее уведомляли только через несколько месяцев. В мае 1761 года француз Лефермиер отмечал: «Ее с каждым днем все более и более расстраивающееся здоровье не позволяет надеяться, чтобы она еще долго прожила. Но это тщательно от нее скрывается и ею самой — больше всех. Никто никогда не страшился смерти более, чем она. Это слово никогда не произносится в ее присутствии. Ей невыносима сама мысль о смерти. От нее усердно удаляют все, что может служить напоминанием о конце».
Странные привычки
В последние месяцы жизни Елизавета Петровна впала в мистику. Как сообщал француз Лопиталь, «императрица погружена в необычайное суеверие, она проводит целые часы перед одним образом, к которому она очень привязана. Она с ним разговаривает, советуется».
Невестка государыни, будущая императрица Екатерина II, вспоминала, что Елизавета Петровна под конец жизни «елико возможно, копила деньги, держала их при себе, ничего не отпускала на государство» и «скопила столько денег, сколько было возможно, и держала их у себя на глазах, не употребляя ни на какие государственные нужды». Датский посланник Гастгаузен сообщал, что после смерти Елизаветы в ее кабинете оказались большие богатства: до 600 пудов серебра, 67 пудов золота, полтора миллиона империалов и на два миллиона неотчеканенной монеты, всего денег от трех до четырех миллионов рублей - годовой бюджет страны!
«Говорят, — добавляет датский посланник, — что в потайном кабинете императрицы, ключи от которого имела только она одна, найдены были чрезвычайно странные предметы, например, всякого рода снедь, морковь, огурцы, восковая свеча, которую она держала во время обручения нынешнего императора, старинные записи ее отца и много других подобных вещей и все это среди бриллиантов огромной ценности».
Финал на Рождество
18 декабря 1861 года Елизавета Петровна, уже не имея сил встать с кровати, наконец согласилась принять лекарство английского врача Монсея. Однако сначала она заставила самого доктора выпить более трети всего снадобья, чтобы убедиться в его безопасности. Микстура немного помогла: «Благодаря этому лекарству она спокойно спит, лихорадка и кровохарканье прекратились, появилась сильная испарина, и ее рана на ноге открылась; что кризис миновал и императрица на пути к выздоровлению», — решили приближенные.
Едва почувствовав улучшение, государыня вновь выгнала врачей из своих покоев. Как рассказывал Гастгаузен, «хотя она сильно страдает, но не сознает опасности и поэтому плохо следует советам докторов, полагаясь больше на свою сильную натуру, которая много раз ее выручала, чем на лекарства».
Но надежды оказались напрасны. Императрица скончалась 25 декабря 1761 года, когда мир отмечал великий праздник — Рождество. Как писала Екатерина II, «в гробу государыня лежала, одетая в серебряной робе с кружевными рукавами, имея на голове императорскую золотую корону, на нижнем обруче с надписью: „Благочестивейшая, самодержавнейшая, великая государыня императрица Елизавета Петровна, родилась 18 декабря 1709 года, воцарилась 25 ноября 1741 года, скончалась 25 декабря 1761 года“».
Другой очевидец — Гастгаузен — сообщал, что корона стоила 10 тысяч рублей и что «корона эта останется на государыне и в могиле».
Елизавета Петровна ушла за порог той, кем она была всю свою жизнь, — величайшей кокеткой династии Романовых.
Автор статьи — писатель и журналист Анна Пейчева
Новая книга автора — «Радости и горести Александра III»
Уникальный архив — в подписке Дзен Премиум
Живая история каждый день — «Уютная история» в ВК
Не пропустите новые уютные истории — подпишитесь на канал!