Всем привет, с Вами «Мяч над сеткой»! Сегодня мы продолжим знакомство с внутренним миром волейбола, куда нас проводит интервью с бывшим волейболистом Дмитрием Шестаком. Его постигровая профессия для спортсмена необычна, игровая карьера Шестака для российским мастеров летающего мяча тоже выбивается из привычного ряда. Он выступал в десяти командах, включая, «Белогорье», «Кузбасс» и московское «Динамо», побеждал в Кубке Европейской Конфедерации волейбола (ЕКВ), становился бронзовым призером Лиги чемпионов, выигрывал чемпионат…Ливана, закончил карьеру в удивительном для современного спорта возрасте 31 год для многих - период игрового цветения.
Но отличается бывший центральный блокирующий и другими фактами биографии. Для большинства заработки в период игровой карьеры становятся финансовым пиком - а Дмитрий Шестак, став бизнесменом, зарабатывал в два с лишним раза больше, чем в форме волейболиста.
Куда многие из них идут или где хотя бы пытаются себя найти, закончив играть? Шестак же стал психологом, используя знания и личный опыт в работе со спортсменами. В интервью нашим казанским коллегам он рассказал, как через бизнес, трейдинг и коучинг пришел к профессии психолога, которая продолжают набирать популярность в игровых видах спорта. Из большого разговора с обладателем Кубка ЕКВ мы выделяем десять тезисов о тайнах волейбольного мира – и представляем их Вашему вниманию.
Замечания тем ценее, что об этом внутри волейбольного сообщества иногда говорят кулуарно, почаще - в приватных беседах – но исключительно редко на публику.
1. Негатив из 90-х и «нулевых». Именно оттуда идут истоки настороженного отношения многих тренеров к психологам. В людях другой специализации усматривался категорически неприемлемый конкурент. Для дополнительной иллюстрации той эпохи напомним, что лихие драматичные 90-е породили образ тренеров-хозяйственников, которые совмещали работу на площадке c должностью президента клуба, сосредотачивая в своих руках весь набор инструментов влияния на игроков. К середине третьего десятилетия 21 века , по словам того же Шестака, отношение к психологам внутри волейбольного сообщества продолжается меняться в сторону открытости.
2. Основная задача – снабдить волейболиста «аварийным чемоданчиком». Так герой интервью называет обучение спортсмена саморегуляции – умению быстро выходить из проблемных психологических ситуаций– как во время матча, так и между ними, возвращать нужный фокус внимания и приводить себя в оптимальное состояние.
3. 90 процентов спортсменов (волейболистов тоже) стремятся скрыть сотрудничество с психологом. Это явление тоже берет истоки в далеких 90-х, поэтому шлейф той настороженности и характеризует обращение к психологу, как слабость и болезненную конкуренцию.
4. Три волшебных сеанса. Примерно столько раз, как рассказывает бывший волейболист, нужно поработать с игроком, чтобы появились результаты - и это стало заметно на площадке.
5. Страх ошибки. Популярный психологический барьер, объединяющий многих волейболистов. Они живут под гнетом боязни ошибиться с первых же тренировок в спортивной школе - но источники появления этого психологического барьера – не только тренеры, замечает Шестак. Другой источник страха - навязчивое состояние спортмена, который самостоятельно заводит себя в деструктивный транс.
6. Волейболисты не умеют отдыхать. Иллюстрация этого тезиса – время между тренировками. Чем заняты многие волейболисты в этот промежуток? В итоге настоящего расслабления и восстановления не происходит, к следующей тренировке волейболист подходит на фоне усталости, которая превращается в постоянную.
7. Игроки отказываются доверять психологу от клуба. Причины этого явления Шестак аргументирует примером из своей карьеры. Когда вопреки обещанной конфиденциальности и заявленной задаче решить внутрикомандную проблему, руководители с тренерами пытались на основании почерка определить, кто из игроков что обозначил, против кого и как выступил. Или же – найти компромат.
8. Тренеры вопреки призванию. Именно так звучит из уст бывшего волейболиста стремление его бывших коллег сразу после завершения игровой карьеры найти себя на тренерской стезе. Туда часто идут не из интереса и не по зову призвания, а по причине отсутствия знаний в других областях. Новое, непонятное, неизведанное волейболистов пугает, а стук мяча о паркет, трель свистка, трибуны – знакомая с детства аура. Поэтому лучше уж как-нибудь тренером.
9. Клиповое мышление молодых спортсменов. Истоки этого явления, по словам психолога Дмитрия Шестака, лежат в особенностях современного медиапространства, которое наполнено видеоконтентом. Издержки этого сказываются на способности концентрироваться на чем-то другом, поэтому многим молодым спортсменам чуждо чтение в традиционном бумажном формате. Хотя 15 –минутное чтение книги, как замечает Шестак, - отличная тренировка концентрации внимания. Но для клипового мышления это - задача запредельной сложности.
10. Пропавшие дневники. Обладатель Кубка ЕКВ вспоминает, как богата была советская спортивная эпоха полезными научными разработками и эффективными приемами. Один из таких – регулярное ведение дневников, это практиковали тренеры и спортсмены, психологи и администраторы. Такой учет – наблюдение позволял отслеживать процесс в динамике, сравнивать свое отношение к чему или кому-либо, освежать зафиксированное состояние, применять записанные факты. В современном волейболе ведение таких дневников - редкость, поэтому многие детали бесконечного спортивного процесса теряются, последовательность обрывается, а значит, в чем-то вместо набора скорости приходится начинать заново.
А интервью с Дмитрием Шестаком Вы можете прочитать здесь - https://sport.business-gazeta.ru/article/308052
Если Вам статья понравилась – Вы лайкнули. А если забыли подписаться, но понравилось нас читать, сейчас же и подписались!