Найти в Дзене
Кинопоиск

«Джей Келли»: комедия о возрастном кризисе. И свидетельство кризиса творческого

На Netflix вышла сентиментальная комедия Ноа Баумбака «Джей Келли», где Джордж Клуни играет похожую на него самого кинозвезду, выясняющую отношения с дочерьми, верным агентом (Адам Сэндлер) и собственной карьерой. Получилось мило. И беззубо. Критик Кинопоиска Стареющая голливудская суперзвезда Джей Келли (Джордж Клуни) после встречи с другом юности (Билли Крудап), которая начинается ностальгически, а заканчивается дракой, решает пересмотреть жизненные приоритеты. Вопреки своему правилу «никаких ретроспектив» (это для стариков), он соглашается поехать на собственное чествование на небольшом кинофестивале в Тоскане. Вместе со свитой, которую уже много лет возглавляют его менеджер Рон (Адам Сэндлер) и пиарщица Лиз (Лора Дерн), он увязывается за своей младшей дочерью (Грейс Эдвардс), которая перед колледжем как раз отправляется с друзьями в путешествие по Франции и Италии. Ноа Баумбак подошел, по-видимому, к тому опасному этапу карьеры кинорежиссера, когда сил еще хватает, но многое уже по

На Netflix вышла сентиментальная комедия Ноа Баумбака «Джей Келли», где Джордж Клуни играет похожую на него самого кинозвезду, выясняющую отношения с дочерьми, верным агентом (Адам Сэндлер) и собственной карьерой. Получилось мило. И беззубо.

-2

Станислав Зельвенский

Критик Кинопоиска

Стареющая голливудская суперзвезда Джей Келли (Джордж Клуни) после встречи с другом юности (Билли Крудап), которая начинается ностальгически, а заканчивается дракой, решает пересмотреть жизненные приоритеты. Вопреки своему правилу «никаких ретроспектив» (это для стариков), он соглашается поехать на собственное чествование на небольшом кинофестивале в Тоскане. Вместе со свитой, которую уже много лет возглавляют его менеджер Рон (Адам Сэндлер) и пиарщица Лиз (Лора Дерн), он увязывается за своей младшей дочерью (Грейс Эдвардс), которая перед колледжем как раз отправляется с друзьями в путешествие по Франции и Италии.

Ноа Баумбак подошел, по-видимому, к тому опасному этапу карьеры кинорежиссера, когда сил еще хватает, но многое уже позади, накопились не только успехи, но и сожаления (возьмем его последний фильм «Белый шум»), и как будто самое время снять собственные «Восемь с половиной». Это почти всегда плохая идея, но, по крайней мере, Баумбаку хватило остроумия спрятаться за историей актера (над сценарием вместе с ним работала актриса Эмили Мортимер, коротко мелькающая и в кадре). Сюжетная конструкция — герой едет на свое чествование и переживает эпизоды из прошлого — напоминает, конечно, и другую свинцовую киноклассику, «Земляничную поляну» Бергмана.

Поэтические лабиринты упомянутых фильмов заменены тут идеями по-голливудски основательными и доходчивыми. Главная заключается в том, что герой с таким азартом изображает других, потому что ему страшно быть самим собой (даже в эпиграф вынесена какая-то стоковая цитата из Сильвии Плат на эту тему). Кроме того, нам напоминают, что нужно заботиться о детях, дружба — это хорошо, а старение — это сложно.

   Билли Крудап и Джордж Клуни
Билли Крудап и Джордж Клуни

Джей Келли — мужчина с некоторыми изъянами, впрочем, совершенно простительными. Его романы в основном благосклонно оставлены за скобками, но мы знаем, например, что его не хватало растущим дочерям. Старшая (ее играет Райли Кио) так обижена на отца, что тащит его к жуликоватому психотерапевту, чтобы тот зачитал вслух ее к нему письмо. Младшая закатывает глаза, но в целом терпит его эксцентричные попытки наладить контакт. С другой стороны, ближе к концу выясняется, что собственный отец Джея (ни больше ни меньше Стейси Кич) тоже тот еще фрукт, так что виноват не сам актер, а дурная наследственность.

Что же касается дружбы, в дело вступает менеджер Рон, вроде бы ближайший товарищ Джея и в то же время, как тот напоминает в пылу размолвки, человек, получающий 15% от его доходов. Можно ли считать такой определенный расклад дружбой? Рон называет всех щеночками, решает сто вопросов одновременно, вечно названивает жене (Грета Гервиг) и детям. Сэндлер, иначе говоря, выступает плюс-минус в своей обычной манере, но на полтона тише и слегка душевнее; лучшие сцены в фильме — его.

   Грета Гервиг и Адам Сэндлер
Грета Гервиг и Адам Сэндлер

Европа, как водится, оказывается забавным уголком, населенным чудаками. Джей с компанией садится на обычный поезд и половину пути пытается осмыслить этот невероятный факт, пока пассажиры улыбаются ему и задают глупые вопросы. Баумбак по-царски нанимает местных звезд пригоршней: Ларс Айдингер играет велосипедиста-клептомана, Альба Рорвахер — плюс-минус шофера, Джэми Деметриу — нелепого попутчика, и так далее.

Джей Келли вроде бы идеально подогнан под Клуни и его белозубый староголливудский имидж, а в финале мы даже смотрим со слезой фрагменты из его фильмов, но в эту ловушку попадать не стоит: ретроспективно так же казалось бы, если бы здесь снялся Брэд Питт или, допустим, Том Хэнкс (вот могло быть интересно). Келли, в частности, куда менее серьезно, чем Клуни, относится к окружающей жизни, и душевные метания, которые мы наблюдаем, касаются исключительно вопросов внутренних.

   Джордж Клуни и Райли Кио
Джордж Клуни и Райли Кио

Он подробно вспоминает эпизод, приведший его в профессию (с некоей моральной двусмысленностью, но довольно пустяковой), переживает из-за дочек, думает о возрасте. Все это мило, тривиально и неглубоко; любые сильные эмоции подменяются сентиментальностью, наблюдения за кинопроцессом и вовсе отдают аутоэротизмом. Культурные кинематографисты, убедимся мы в очередной раз, представляют себе творческий кризис как беготню по итальянскому лесу в белом костюме, между тем куда чаще он выглядит как такой вот фильм, метивший далеко, но застрявший в буреломе трюизмов.

Материал впервые опубликован во время Венецианского фестиваля и обновлен к цифровому релизу фильма.