Как мы знаем, В.И. Ленин когда-то сказал: «Важнейшим из искусств для нас является кино». И хоть авторство и точность этой цитаты подвергаются сомнению, кинематограф и правда по-прежнему мощно влияет на все искусство и общество. В чем же именно выражается это влияние? И почему браться Люмьер отчасти были правы, когда говорили, что кино быстро умрет?
Российский фильм «Чебурашка» посмотрели свыше 23 миллионов человек, то есть почти каждый шестой житель страны, а «Аватар» более 330 миллионов, а это примерно каждый двадцать пятый человек на планете. По охвату с кино могут соперничать разве что вирусные ролики в сети Интернет, да отдельные композиции музыкальных исполнителей. Но по комплексному воздействию на эмоции и ценности людей кинематограф точно на первом месте! Фильм может дать толчок к развитию эмпатии, спровоцировать узнавать новое и посмотреть на привычные вещи под иным углом.
Популярная лента, словно взрыв сверхновой звезды, освещает другие направления искусства и все сферы общества. Знаете, что картина Владимира Меньшова «Москва слезам не верит» изменила мировую моду? Да, насмотревшись на московских героинь, зарубежные модницы побежали покупать белые носки – снова, как и в первую волну популярности в далекие 1940 – 1950-е годы. Фильмы «Дьявол носит Prada», «Матрица» и даже «Леон» в разное время всколыхнули не только модную индустрию, но и повлияли на повседневный стиль одежды. В детстве или юности вы хотели быть похожими на своих киношных кумиров? Наверняка, да. Что там говорить, после отечественного сериала «Слово пацана. Кровь на асфальте» шапка ушанка, от которой я отмахивался еще в 1990-е, у подростков вдруг перестала быть чем-то постыдным.
Кинематограф воскрешает в умах людей и целые эпохи. После первого же сезона сериала «Очень странные дела» далекие 1980-е стали совсем близкими, интересными и завораживающими. Ностальгирующие по «девяностым» россияне, вдруг обрели миллионы разновозрастных соратников после выхода сериалов «Мир! Дружба! Жвачка!», «Дети перемен» и гротескной комедии «Батя».
Теперь верная стратегия успеха для поп-исполнителей это пропихнуть свою песню в перспективный фильм или сериал. Тридцать семь лет – именно столько потребовалось песне Кейт Буш, чтобы снова взлететь на вершины хит-парадов. Все это благодаря тому же сериалу «Очень странные дела». Причем, в 2022 году композиция Кейт добилась еще более впечатляющих успехов, нежели в год выхода, в 1985-ом. Драматичный сериал «Комбинация» вдруг вернул нам популярность одноименной группы, да такую, что под песни «комбинашек» разрывались трендовые ролики в Тик-Ток. Кино, как из брандспойта, окатило общество струей ностальгии.
Но вместе с воодушевляющим эффектом и зарядом мотивации, кинематограф может нести в себе и угрозу. В 1970-х годах пугающий «Экзорцист», известный у нас как «Изгоняющий дьявола», вызвал хаос в кинотеатрах, а много позже мощнейший «Джокер» спровоцировал истерию уровня национальной безопасности США. Именно поэтому кино нужно учиться понимать, считывать посыл, отделять зерна от плевел. Смысл фильмов и сериалов нужно разъяснять детям, ведь именно от понимания идеи условной «Игры в кальмара» зависит, что сделает ваш ребенок: ради развлечения затеет жестокие игры с одноклассниками или осознает, что в любой ситуации нужно оставаться человеком, даже если речь об очень больших деньгах.
Кстати, о сериалах. Некогда второсортная форма кинематографа обустроила себе теплое местечко в сердцах зрителей. Кинотеатры изрядно опустели, а кино перестало быть самостоятельным досугом, деградировало в придаток, фон для поп-корна и разговоров во весь голос в зале кинотеатра. Кино разбилось на серии, поселилось в квартирах панельных девятиэтажек, облюбовало мониторы компьютеров и ноутбуков и стало объектом «запойных» просмотров под чипсы. Кинематограф разбился на два водоема: огромный масскультурный и мелеющий пруд осмысленного кино. Умный кинематограф рискует стать элитарным развлечением, вроде балета, где в театре одна часть аудитории смакует каждое па, а другая, выпучив глаза, наблюдает за мужчинами в трико и женщинами в «пачках» и ждет не дождется, когда закончится эта непонятная пытка высоким искусством. Да, массовое кино тоже способно нести доброе и светлое, но вся разница в целях.
Так почему же братья Люмьер были отчасти правы, когда говорили о скорой смерти кино? Вопреки их мнению, оно продержалось очень долго, но сейчас поступательно трансформируется в бизнес, а как мы знаем, цели у искусства и бизнеса совсем разные. Во втором случае во главу угла ставят не поиск новых форм, не маскировку смыслов, которые зритель будет откапывать, а извлечение прибыли. Искусство, в целом, и кинематограф, в частности, рискуют навсегда потерять себя в погоне за деньгами. Массовый зритель больше не хочет вникать в суть сценарных и режиссерских конструкций, он желает забыться на короткие пару часов, скрыться от каждодневной рутины. И пока седовласый Мартин Скорсезе машет кулаками в сторону супергеройских полотен, зритель с упоением наблюдает, как Вин Дизель на обычном автомобиле улетает в соседнюю галактику, а Саша Петров пытается ухватить кракена за жабры. Не уверен, что они у него есть.
Но закончу все же на позитивной ноте. Как бы то ни было, кинематограф по-прежнему остается великим терапевтом для человеческих душ. Он дарит эмоции, позволяет нам чувствовать себя людьми, верить в невозможное и в свои собственные безграничные силы.
Друзья, любите кино и не стесняйтесь думать, когда его смотрите.