Найти в Дзене
Kinohelper

Современное кино деградирует. Это правда?

Как мы знаем, В.И. Ленин когда-то сказал: «Важнейшим из искусств для нас является кино». И хоть авторство и точность этой цитаты подвергаются сомнению, кинематограф и правда по-прежнему мощно влияет на все искусство и общество. В чем же именно выражается это влияние? И почему браться Люмьер отчасти были правы, когда говорили, что кино быстро умрет? Российский фильм «Чебурашка» посмотрели свыше 23 миллионов человек, то есть почти каждый шестой житель страны, а «Аватар» более 330 миллионов, а это примерно каждый двадцать пятый человек на планете. По охвату с кино могут соперничать разве что вирусные ролики в сети Интернет, да отдельные композиции музыкальных исполнителей. Но по комплексному воздействию на эмоции и ценности людей кинематограф точно на первом месте! Фильм может дать толчок к развитию эмпатии, спровоцировать узнавать новое и посмотреть на привычные вещи под иным углом. Популярная лента, словно взрыв сверхновой звезды, освещает другие направления искусства и все сферы общес

Как мы знаем, В.И. Ленин когда-то сказал: «Важнейшим из искусств для нас является кино». И хоть авторство и точность этой цитаты подвергаются сомнению, кинематограф и правда по-прежнему мощно влияет на все искусство и общество. В чем же именно выражается это влияние? И почему браться Люмьер отчасти были правы, когда говорили, что кино быстро умрет?

Супергеройская киновселенная Marvel.
Супергеройская киновселенная Marvel.

Российский фильм «Чебурашка» посмотрели свыше 23 миллионов человек, то есть почти каждый шестой житель страны, а «Аватар» более 330 миллионов, а это примерно каждый двадцать пятый человек на планете. По охвату с кино могут соперничать разве что вирусные ролики в сети Интернет, да отдельные композиции музыкальных исполнителей. Но по комплексному воздействию на эмоции и ценности людей кинематограф точно на первом месте! Фильм может дать толчок к развитию эмпатии, спровоцировать узнавать новое и посмотреть на привычные вещи под иным углом.

Популярная лента, словно взрыв сверхновой звезды, освещает другие направления искусства и все сферы общества. Знаете, что картина Владимира Меньшова «Москва слезам не верит» изменила мировую моду? Да, насмотревшись на московских героинь, зарубежные модницы побежали покупать белые носки – снова, как и в первую волну популярности в далекие 1940 – 1950-е годы. Фильмы «Дьявол носит Prada», «Матрица» и даже «Леон» в разное время всколыхнули не только модную индустрию, но и повлияли на повседневный стиль одежды. В детстве или юности вы хотели быть похожими на своих киношных кумиров? Наверняка, да. Что там говорить, после отечественного сериала «Слово пацана. Кровь на асфальте» шапка ушанка, от которой я отмахивался еще в 1990-е, у подростков вдруг перестала быть чем-то постыдным.

Кадр из сериала "Слово пацана. Кровь на асфальте".
Кадр из сериала "Слово пацана. Кровь на асфальте".

Кинематограф воскрешает в умах людей и целые эпохи. После первого же сезона сериала «Очень странные дела» далекие 1980-е стали совсем близкими, интересными и завораживающими. Ностальгирующие по «девяностым» россияне, вдруг обрели миллионы разновозрастных соратников после выхода сериалов «Мир! Дружба! Жвачка!», «Дети перемен» и гротескной комедии «Батя».

Теперь верная стратегия успеха для поп-исполнителей это пропихнуть свою песню в перспективный фильм или сериал. Тридцать семь лет – именно столько потребовалось песне Кейт Буш, чтобы снова взлететь на вершины хит-парадов. Все это благодаря тому же сериалу «Очень странные дела». Причем, в 2022 году композиция Кейт добилась еще более впечатляющих успехов, нежели в год выхода, в 1985-ом. Драматичный сериал «Комбинация» вдруг вернул нам популярность одноименной группы, да такую, что под песни «комбинашек» разрывались трендовые ролики в Тик-Ток. Кино, как из брандспойта, окатило общество струей ностальгии.

Но вместе с воодушевляющим эффектом и зарядом мотивации, кинематограф может нести в себе и угрозу. В 1970-х годах пугающий «Экзорцист», известный у нас как «Изгоняющий дьявола», вызвал хаос в кинотеатрах, а много позже мощнейший «Джокер» спровоцировал истерию уровня национальной безопасности США. Именно поэтому кино нужно учиться понимать, считывать посыл, отделять зерна от плевел. Смысл фильмов и сериалов нужно разъяснять детям, ведь именно от понимания идеи условной «Игры в кальмара» зависит, что сделает ваш ребенок: ради развлечения затеет жестокие игры с одноклассниками или осознает, что в любой ситуации нужно оставаться человеком, даже если речь об очень больших деньгах.

Кадр из сериала "Игра в кальмара".
Кадр из сериала "Игра в кальмара".

Кстати, о сериалах. Некогда второсортная форма кинематографа обустроила себе теплое местечко в сердцах зрителей. Кинотеатры изрядно опустели, а кино перестало быть самостоятельным досугом, деградировало в придаток, фон для поп-корна и разговоров во весь голос в зале кинотеатра. Кино разбилось на серии, поселилось в квартирах панельных девятиэтажек, облюбовало мониторы компьютеров и ноутбуков и стало объектом «запойных» просмотров под чипсы. Кинематограф разбился на два водоема: огромный масскультурный и мелеющий пруд осмысленного кино. Умный кинематограф рискует стать элитарным развлечением, вроде балета, где в театре одна часть аудитории смакует каждое па, а другая, выпучив глаза, наблюдает за мужчинами в трико и женщинами в «пачках» и ждет не дождется, когда закончится эта непонятная пытка высоким искусством. Да, массовое кино тоже способно нести доброе и светлое, но вся разница в целях.

Так почему же братья Люмьер были отчасти правы, когда говорили о скорой смерти кино? Вопреки их мнению, оно продержалось очень долго, но сейчас поступательно трансформируется в бизнес, а как мы знаем, цели у искусства и бизнеса совсем разные. Во втором случае во главу угла ставят не поиск новых форм, не маскировку смыслов, которые зритель будет откапывать, а извлечение прибыли. Искусство, в целом, и кинематограф, в частности, рискуют навсегда потерять себя в погоне за деньгами. Массовый зритель больше не хочет вникать в суть сценарных и режиссерских конструкций, он желает забыться на короткие пару часов, скрыться от каждодневной рутины. И пока седовласый Мартин Скорсезе машет кулаками в сторону супергеройских полотен, зритель с упоением наблюдает, как Вин Дизель на обычном автомобиле улетает в соседнюю галактику, а Саша Петров пытается ухватить кракена за жабры. Не уверен, что они у него есть.

Но закончу все же на позитивной ноте. Как бы то ни было, кинематограф по-прежнему остается великим терапевтом для человеческих душ. Он дарит эмоции, позволяет нам чувствовать себя людьми, верить в невозможное и в свои собственные безграничные силы.
Друзья, любите кино и не стесняйтесь думать, когда его смотрите.