Найти в Дзене
ADRcargo

Обзор Федерального закона «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта»: ключевые правила для перевозчи

Краткая справка. Суть документа Это главный документ, который регулирует все отношения при перевозках грузов и пассажиров автомобильным и городским наземным электрическим транспортом. Он устанавливает правила заключения договоров, оформления документов, права и обязанности всех сторон, а также ответственность за нарушения. Устав постоянно актуализируется, в него включены масштабные нововведения по переходу на электронные документы. Ключевые положения и нововведения для транспортных компаний 1. Электронный документооборот (ЭДО) – главное новшество Закон массово вводит понятие электронных перевозочных документов (ЭПД). Это фундаментальное изменение в логистике. 2. Документооборот при перевозке грузов (Глава 2) 3. Ответственность и штрафы (Глава 6) Закон устанавливает четкие финансовые санкции за нарушения: 4. Контроль и надзор (Статья 3.1) 5. Перевозки для собственных нужд (п. 9 ч. 2 ст. 3.1) Отдельно регулируется перемещение людей и грузов автобусами и грузовиками без заключения договор

Краткая справка.

  • Полное название: Федеральный закон от 08.11.2007 № 259-ФЗ (ред. от 19.10.2023) «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта».
  • Дата вступления в силу: Основная редакция действует с 2008 года. Отдельные изменения вступали в силу в разные даты (последние — в 2023-2024 гг.).
  • Кто обязан исполнять: Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие перевозки грузов и пассажиров (перевозчики, фрахтовщики), их водители, а также грузоотправители, грузополучатели и фрахтователи.

Суть документа

Это главный документ, который регулирует все отношения при перевозках грузов и пассажиров автомобильным и городским наземным электрическим транспортом. Он устанавливает правила заключения договоров, оформления документов, права и обязанности всех сторон, а также ответственность за нарушения. Устав постоянно актуализируется, в него включены масштабные нововведения по переходу на электронные документы.

Ключевые положения и нововведения для транспортных компаний

1. Электронный документооборот (ЭДО) – главное новшество

Закон массово вводит понятие электронных перевозочных документов (ЭПД). Это фундаментальное изменение в логистике.

  • Что является ЭПД: Электронная транспортная накладная (ЭТрН), электронный заказ-наряд, электронная сопроводительная ведомость, электронный путевой лист, электронный договор фрахтования.
  • Обязательное условие: Обмен ЭПД между участниками перевозки (грузоотправитель, перевозчик, грузополучатель) и их передача в государственную информационную систему электронных перевозочных документов (ГИС ЭПД) должны осуществляться только через операторов информационных систем ЭПД, включенных в специальный реестр.
  • Подписание: ЭПД подписываются усиленной квалифицированной или неквалифицированной электронной подписью.
  • Важно для логистов и менеджеров: Работа с бумажными документами пока допускается, но переход на ЭДО неизбежен. Необходимо выбрать аккредитованного оператора ЭДО и интегрировать его систему со своим учетным программным обеспечением.

2. Документооборот при перевозке грузов (Глава 2)

  • Статья 8. Договор перевозки груза: подтверждается транспортной накладной (ТрН). Груз без ТрН не принимается к перевозке (за исключением особых случаев по ст. 18). ТрН может быть бумажной или электронной (ЭТрН).
  • Статья 6. Путевой лист: оформляется на каждое ТС. Может быть на бумажном носителе или в форме электронного путевого листа (ЭПЛ). Обязательные реквизиты: срок действия, сведения о ТС и водителе, виде перевозки и сообщения. Водитель должен быть готов предъявить подтверждение формирования ЭПЛ грузоотправителю.
  • Статья 11. Погрузка/выгрузка: четко регламентированы моменты начала и окончания времени погрузки/выгрузки, которые фиксируются отметками в ТрН или ЭТрН. Это критично для расчета простоев и штрафов.
  • Статья 18. Перевозка с сопровождением: перевозка груза, неучтенного в качестве ТМЦ (например, собственного имущества компании), или с представителем грузовладельца осуществляется только на основании договора фрахтования (аренды ТС с экипажем), а не договора перевозки.

3. Ответственность и штрафы (Глава 6)

Закон устанавливает четкие финансовые санкции за нарушения:

  • Для перевозчика (ст. 34):
  • Невывоз груза – штраф 20% провозной платы.
  • Просрочка доставки груза – штраф 9% провозной платы за каждые сутки просрочки (но не более 100% платы).
  • Простой транспортного средства при погрузке/выгрузке не по вине перевозчика – штраф с грузоотправителя/грузополучателя.
  • Для грузоотправителя/фрахтователя (ст. 35):
  • Непредъявление груза – штраф 20% провозной платы.
  • Отказ от поданного транспортного средства – штраф 20% платы за пользование ТС.
  • Простой ТС под погрузкой/выгрузкой сверх норм – штраф (5% провозной платы за каждый час простоя для городского/пригородного сообщения).
  • Важно для всех: Любые соглашения, направленные на ограничение этой ответственности, являются ничтожными.

4. Контроль и надзор (Статья 3.1)

  • Установлена сложная система контроля (надзора) на транспорте: федеральный, региональный и муниципальный.
  • Предмет контроля крайне широк: от лицензирования перевозок автобусами и соблюдения режима труда водителей (тахографы) до требований к транспортным средствам для международных перевозок и обеспечения доступности для инвалидов.
  • Для специалистов по безопасности: необходимо обеспечить строгое соблюдение лицензионных требований (если деятельность лицензируется), правил техосмотра, режима труда и отдыха водителей, оснащения ТС тахографами.

5. Перевозки для собственных нужд (п. 9 ч. 2 ст. 3.1)

Отдельно регулируется перемещение людей и грузов автобусами и грузовиками без заключения договоров перевозки/фрахтования (т.н. "перевозки для собственных нужд"). К такой деятельности предъявляются почти те же требования по обеспечению безопасности, что и к коммерческим перевозкам (техническое состояние, предрейсовый контроль, квалификация водителей).

Практические выводы для компании

  1. Начните внедрение ЭДО. Выбор и работа с аккредитованным оператором ЭПД — это не будущее, а настоящая необходимость.
  2. Обучите персонал. Логисты, диспетчеры и водители должны знать новые правила оформления ЭТрН, ЭПЛ и порядок работы с ними.
  3. Усильте контроль за документами. Особое внимание — срокам и правильности заполнения транспортных накладных и путевых листов, так как они являются основными доказательствами в спорах и при проверках.
  4. Сверьте деятельность с требованиями надзора. Убедитесь, что ваши процессы (работа водителей, техобслуживание, лицензирование) соответствуют всем пунктам ст. 3.1 Закона.
  5. Помните об ответственности. Четко знайте размеры штрафов, чтобы грамотно выстраивать договорные отношения с контрагентами и минимизировать финансовые риски.

Важно: Данный обзор отражает общие положения Закона. Для применения в конкретных ситуациях рекомендуется обращаться к полному тексту нормативного акта и при необходимости получать юридическую консультацию.

Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта.
Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта.