Краткая справка.
- Полное название: Федеральный закон от 08.11.2007 № 259-ФЗ (ред. от 19.10.2023) «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта».
- Дата вступления в силу: Основная редакция действует с 2008 года. Отдельные изменения вступали в силу в разные даты (последние — в 2023-2024 гг.).
- Кто обязан исполнять: Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие перевозки грузов и пассажиров (перевозчики, фрахтовщики), их водители, а также грузоотправители, грузополучатели и фрахтователи.
Суть документа
Это главный документ, который регулирует все отношения при перевозках грузов и пассажиров автомобильным и городским наземным электрическим транспортом. Он устанавливает правила заключения договоров, оформления документов, права и обязанности всех сторон, а также ответственность за нарушения. Устав постоянно актуализируется, в него включены масштабные нововведения по переходу на электронные документы.
Ключевые положения и нововведения для транспортных компаний
1. Электронный документооборот (ЭДО) – главное новшество
Закон массово вводит понятие электронных перевозочных документов (ЭПД). Это фундаментальное изменение в логистике.
- Что является ЭПД: Электронная транспортная накладная (ЭТрН), электронный заказ-наряд, электронная сопроводительная ведомость, электронный путевой лист, электронный договор фрахтования.
- Обязательное условие: Обмен ЭПД между участниками перевозки (грузоотправитель, перевозчик, грузополучатель) и их передача в государственную информационную систему электронных перевозочных документов (ГИС ЭПД) должны осуществляться только через операторов информационных систем ЭПД, включенных в специальный реестр.
- Подписание: ЭПД подписываются усиленной квалифицированной или неквалифицированной электронной подписью.
- Важно для логистов и менеджеров: Работа с бумажными документами пока допускается, но переход на ЭДО неизбежен. Необходимо выбрать аккредитованного оператора ЭДО и интегрировать его систему со своим учетным программным обеспечением.
2. Документооборот при перевозке грузов (Глава 2)
- Статья 8. Договор перевозки груза: подтверждается транспортной накладной (ТрН). Груз без ТрН не принимается к перевозке (за исключением особых случаев по ст. 18). ТрН может быть бумажной или электронной (ЭТрН).
- Статья 6. Путевой лист: оформляется на каждое ТС. Может быть на бумажном носителе или в форме электронного путевого листа (ЭПЛ). Обязательные реквизиты: срок действия, сведения о ТС и водителе, виде перевозки и сообщения. Водитель должен быть готов предъявить подтверждение формирования ЭПЛ грузоотправителю.
- Статья 11. Погрузка/выгрузка: четко регламентированы моменты начала и окончания времени погрузки/выгрузки, которые фиксируются отметками в ТрН или ЭТрН. Это критично для расчета простоев и штрафов.
- Статья 18. Перевозка с сопровождением: перевозка груза, неучтенного в качестве ТМЦ (например, собственного имущества компании), или с представителем грузовладельца осуществляется только на основании договора фрахтования (аренды ТС с экипажем), а не договора перевозки.
3. Ответственность и штрафы (Глава 6)
Закон устанавливает четкие финансовые санкции за нарушения:
- Для перевозчика (ст. 34):
- Невывоз груза – штраф 20% провозной платы.
- Просрочка доставки груза – штраф 9% провозной платы за каждые сутки просрочки (но не более 100% платы).
- Простой транспортного средства при погрузке/выгрузке не по вине перевозчика – штраф с грузоотправителя/грузополучателя.
- Для грузоотправителя/фрахтователя (ст. 35):
- Непредъявление груза – штраф 20% провозной платы.
- Отказ от поданного транспортного средства – штраф 20% платы за пользование ТС.
- Простой ТС под погрузкой/выгрузкой сверх норм – штраф (5% провозной платы за каждый час простоя для городского/пригородного сообщения).
- Важно для всех: Любые соглашения, направленные на ограничение этой ответственности, являются ничтожными.
4. Контроль и надзор (Статья 3.1)
- Установлена сложная система контроля (надзора) на транспорте: федеральный, региональный и муниципальный.
- Предмет контроля крайне широк: от лицензирования перевозок автобусами и соблюдения режима труда водителей (тахографы) до требований к транспортным средствам для международных перевозок и обеспечения доступности для инвалидов.
- Для специалистов по безопасности: необходимо обеспечить строгое соблюдение лицензионных требований (если деятельность лицензируется), правил техосмотра, режима труда и отдыха водителей, оснащения ТС тахографами.
5. Перевозки для собственных нужд (п. 9 ч. 2 ст. 3.1)
Отдельно регулируется перемещение людей и грузов автобусами и грузовиками без заключения договоров перевозки/фрахтования (т.н. "перевозки для собственных нужд"). К такой деятельности предъявляются почти те же требования по обеспечению безопасности, что и к коммерческим перевозкам (техническое состояние, предрейсовый контроль, квалификация водителей).
Практические выводы для компании
- Начните внедрение ЭДО. Выбор и работа с аккредитованным оператором ЭПД — это не будущее, а настоящая необходимость.
- Обучите персонал. Логисты, диспетчеры и водители должны знать новые правила оформления ЭТрН, ЭПЛ и порядок работы с ними.
- Усильте контроль за документами. Особое внимание — срокам и правильности заполнения транспортных накладных и путевых листов, так как они являются основными доказательствами в спорах и при проверках.
- Сверьте деятельность с требованиями надзора. Убедитесь, что ваши процессы (работа водителей, техобслуживание, лицензирование) соответствуют всем пунктам ст. 3.1 Закона.
- Помните об ответственности. Четко знайте размеры штрафов, чтобы грамотно выстраивать договорные отношения с контрагентами и минимизировать финансовые риски.
Важно: Данный обзор отражает общие положения Закона. Для применения в конкретных ситуациях рекомендуется обращаться к полному тексту нормативного акта и при необходимости получать юридическую консультацию.