Ремесленники между делом охотно делились секретами своего мастерства, а некоторые рассказали, какие спецзаказы делали для глав государств, олигархов и любителей нестандартных скульптур из дерева.
Дубовые двухметровые бревна диаметром больше полуметра – материал, из которого в течение нескольких дней прямо на глазах у публики рождаются сказочные персонажи. Заготовки у 13 участников со всей Беларуси фестиваля деревянных скульптур одинаковые, однако благородное и дорогостоящее дерево то и дело преподносит неожиданные сюрпризы. Одно неосторожное движение бензопилой – и голова Емели со щукой в руках "трещит по швам".
"Все дело в молекулах. Если бы внутри бревна была полость, молекулам было бы куда выходить, а так вот сжались внутри и дали большую трещину. Пришлось укорачивать скульптуру сверху на целых 15 сантиметров, из-за чего пропорции изменились и теперь Емеля щуку вынужден прижимать к груди, а не держать, как было задумано изначально" – рассказал мастер резьбы по дереву из Октябрьского района Андрей Афанасенко.
Скульптура мастера требует доработки, еще денек – и у деревянного юноши на ногах появятся валенки, и он перестанет быть похожим на бабушку. Щука покажет зубки, а у резчика появится свободное время на скульптуры для местного лесхоза, где он работает.
Неподалеку доводит до совершенства свою работу ремесленник из Мозыря Дмитрий Лях.
"У лисы слишком большой нос", – делает замечание народный эксперт – женщина, которая задержалась у композиции "Лиса и колобок" на целых 15 минут. "Так задумано, – объясняет мастер. – На мордочке будут губы и язык, а для этого нужно брать дерево с запасом, но при этом стараться не переборщить, чтобы лиса не стала похожей на собаку или медведя".
В мир резьбы по дереву столяр-станочник Дмитрий Лях пришел нестандартным способом – в школе на спор с одноклассником сломал короля из шахматной доски преподавателя, поэтому пришлось вырезать нового, причем "один в один", и дарить учителю извиняясь. Продавать свои изделия по интернету у Дмитрия пока не получается, а потому рекламировать себя удается только на ярмарках и подобных гомельскому фестивалях. Но мужчина не унывает, он уже привык, что из семи котиков из дерева задерживается в мастерской только один и то ненадолго – всех "усатых" он раздаривает.
Творить "голыми руками" до такой степени, чтобы они стали равнодушны к занозам и порезам, привык и опытный резчик по дереву из Добрушского района Валерий Леонидович Минков. Мастеру народных художественных ремесел доверяют заказы особой важности: неоднократно он вырезал сувениры для глав государств и высокопоставленных лиц.
"Делал для президента Лукашенко ларец, в который клали старинный Ветковский рушник. Глава нашего государства приезжал в нашу область с визитом в рамках годовщины аварии на ЧАЭС, тогда ему мою шкатулку и вручили", – вспоминает важный эпизод в своей творческой карьере Валерий Леонидович. Тогда мастеру пришлось в сжатые сроки делать уникальный эксклюзивный ларец из липы определенного размера, формы, веса.
"Это мой не первый и не последний подарок нашему президенту. Одному из руководителей я делал миниатюрный човен. А для нынешнего зампреда Совбеза России и бывшего президента Дмитрия Медведева вырезал особый подарок давно. Для Путина тоже подарки брали, а уж передали или нет не знаю", – рассказал ремесленник.
На фестивале он вырезает персонажа сказки "Петух и жерновцы" и охотно пересказывает ее содержание: "У петушка, который жил у дедушки, были волшебные жернова, из которых, как из рога изобилия, выходили караваи, баранки, конфеты, рыба. Пан эти жерновцы отобрал, а петушка захотел утопить, но петушок его обхитрил и отомстил".
Мастер признался, что перечитал почти все известные сказки, ведь у него 11 внуков. Поэтому "Петух и жерновцы" посчитал не такой популярной, а значит и персонажа никто из участников фестиваля не повторит. Так и вышло: разобрали всех зайчиков, медведей и богатырей, а петушком заинтересовался только он. С собой на фестиваль Валерий Леонидович привез три чемодана инструментов, среди которых раритетная стамеска 60-х годов прошлого столетия. Но самыми главными и незаменимыми инструментами для творца он считает руки и голову.
Александр Зеро из деревни Березина Житковичского района – потомственный ремесленник. К столярному делу питает слабость еще с детства, он часто наблюдал за работой своего деда-бочкаря.
"По материнской линии дед был столяром. К нему всей деревней приходили делать окна, резные наличники, двери. Память о дедушке увековечена в Беловежской пуще: вся резьба, домики – дело рук заслуженного мастака Беларуси, моего родственника", – с гордостью говорит Александр Викторович.
У него на фестивале деревянных скульптур в работе Аленушка с братцем-козленочком. Еще нужно на одежде девушки вырезать красивый орнамент и сделать лицо более молодым и красивым, а козленочка окружить травой. Если что-то неожиданно отвалится, можно приклеить, признается мастер, но лучше работать максимально профессионально и не допускать дефектов.
Художник-оформитель из Минска Александр Серченя не стремится к совершенству – в дефектах находит особый шарм, с оговоркой, что это касается только материала, с которым работает мастер.
"Я стараюсь в самом бревне увидеть что-то уникальное и необычное. Да, стволы все одинаковые, цилиндрической формы, но я люблю брать в работу дерево с природными изъянами: сучками, трещинками, неровностями и потертостями. Тогда у меня возникает образ и мне работать интереснее", – рассказал о своем авторском стиле художник, который на фестивале вырезает Добрыню со щитом и копьем, на котором появится серебряный наконечник с флагштоком. В ветреную погоду по задумке автора флажок будет "оживать".
Участник фестиваля из Гомеля Виктор Россолов вырезает пастушка – всенародного любимца, веселого и смелого персонажа многих сказок. Самое сложное – рот, его он аккуратно выводит карандашом, после чего с ювелирной точностью стоматолога автор наградит паренька роскошной улыбкой.
Виктор Алексеевич с ностальгией вспоминает годы учебы в Гомельском художественном училище, сейчас его переименовали, а некогда популярные специальности упразднили.
"Раньше в училище была резьба по дереву, соломка, а сейчас оставили только лозоплетение, и это направление, возможно, скоро закроют, не востребовано сейчас все это. Это в советское время ценили и уважали ручной труд. Уйдем мы и неизвестно, будут ли у нас последователи. Но никакой искусственный интеллект, скажу я вам, не заменит тепло человеческих рук", – уверен ремесленник.
Деревянными ложками, досками, тарелками, гномиками, аистами, медведями уже мало кого удивишь, считает Виктор Алексеевич, и приводит примеры своих необычных работ, самые объемные и креативные отправились к олигархам и ценителям нестандартных решений.
"После урагана под Гомелем от нескольких сосен остались пни, мне предложили вырезать из них скульптуры, чтобы облагородить местность. Получилась необычная креативная арт-композиция, где угадываются силуэты мужчины и женщины, но они абстрактные. Один из обеспеченных людей их случайно увидел и заказал себе такие же. Несмотря на дорогостоящую транспортировку в другую страну, скульптуры уехали", – рассказал ремесленник.
Еще один недорогой, но необычный заказ поступил к нему от влюбленного мужчины. Для дамы сердца он заказал портрет из дерева.
"Портрет красивый получился, волосы я вплел в цветы, и пока вырезал у них еще любовь была, а после вручения подарка вскоре пара рассталась", – бывает и такое, разводит руками мастер.
Заказов у белорусских ремесленников, со слов Россолова, хватает, и условия для работы от государства приемлемые. Обидно одно, отмечает мастер, что на людей ручного труда уже не смотрят с обожанием, как раньше, да и азы мастерства практически некому передавать: молодежь неохотно идет в подмастерья, боясь клише "работяга".