Найти в Дзене
sputnik.by

Делали подарки для Лукашенко и Путина: Гомель собрал мастеров скульптур из дерева

Ремесленники между делом охотно делились секретами своего мастерства, а некоторые рассказали, какие спецзаказы делали для глав государств, олигархов и любителей нестандартных скульптур из дерева. Дубовые двухметровые бревна диаметром больше полуметра – материал, из которого в течение нескольких дней прямо на глазах у публики рождаются сказочные персонажи. Заготовки у 13 участников со всей Беларуси фестиваля деревянных скульптур одинаковые, однако благородное и дорогостоящее дерево то и дело преподносит неожиданные сюрпризы. Одно неосторожное движение бензопилой – и голова Емели со щукой в руках "трещит по швам". "Все дело в молекулах. Если бы внутри бревна была полость, молекулам было бы куда выходить, а так вот сжались внутри и дали большую трещину. Пришлось укорачивать скульптуру сверху на целых 15 сантиметров, из-за чего пропорции изменились и теперь Емеля щуку вынужден прижимать к груди, а не держать, как было задумано изначально" – рассказал мастер резьбы по дереву из Октябрьского

Ремесленники между делом охотно делились секретами своего мастерства, а некоторые рассказали, какие спецзаказы делали для глав государств, олигархов и любителей нестандартных скульптур из дерева.

Дубовые двухметровые бревна диаметром больше полуметра – материал, из которого в течение нескольких дней прямо на глазах у публики рождаются сказочные персонажи. Заготовки у 13 участников со всей Беларуси фестиваля деревянных скульптур одинаковые, однако благородное и дорогостоящее дерево то и дело преподносит неожиданные сюрпризы. Одно неосторожное движение бензопилой – и голова Емели со щукой в руках "трещит по швам".

"Все дело в молекулах. Если бы внутри бревна была полость, молекулам было бы куда выходить, а так вот сжались внутри и дали большую трещину. Пришлось укорачивать скульптуру сверху на целых 15 сантиметров, из-за чего пропорции изменились и теперь Емеля щуку вынужден прижимать к груди, а не держать, как было задумано изначально" – рассказал мастер резьбы по дереву из Октябрьского района Андрей Афанасенко.

На фестивале деревянных скульптур в Гомеле по мотивам сказок и легенд 13 участников вырезают скульптуры из двухметровых бревен. Мастер из Октябрьского района Андрей Афанасенко вырезает Емелю из "По щучьему велению"
На фестивале деревянных скульптур в Гомеле по мотивам сказок и легенд 13 участников вырезают скульптуры из двухметровых бревен. Мастер из Октябрьского района Андрей Афанасенко вырезает Емелю из "По щучьему велению"

Скульптура мастера требует доработки, еще денек – и у деревянного юноши на ногах появятся валенки, и он перестанет быть похожим на бабушку. Щука покажет зубки, а у резчика появится свободное время на скульптуры для местного лесхоза, где он работает.

Неподалеку доводит до совершенства свою работу ремесленник из Мозыря Дмитрий Лях.

"У лисы слишком большой нос", – делает замечание народный эксперт – женщина, которая задержалась у композиции "Лиса и колобок" на целых 15 минут. "Так задумано, – объясняет мастер. – На мордочке будут губы и язык, а для этого нужно брать дерево с запасом, но при этом стараться не переборщить, чтобы лиса не стала похожей на собаку или медведя".

Лиса и Колобок на фестивале деревянных скульптур в Гомеле
Лиса и Колобок на фестивале деревянных скульптур в Гомеле

В мир резьбы по дереву столяр-станочник Дмитрий Лях пришел нестандартным способом – в школе на спор с одноклассником сломал короля из шахматной доски преподавателя, поэтому пришлось вырезать нового, причем "один в один", и дарить учителю извиняясь. Продавать свои изделия по интернету у Дмитрия пока не получается, а потому рекламировать себя удается только на ярмарках и подобных гомельскому фестивалях. Но мужчина не унывает, он уже привык, что из семи котиков из дерева задерживается в мастерской только один и то ненадолго – всех "усатых" он раздаривает.

Ремесленник из Мозыря Дмитрий Лях
Ремесленник из Мозыря Дмитрий Лях

Творить "голыми руками" до такой степени, чтобы они стали равнодушны к занозам и порезам, привык и опытный резчик по дереву из Добрушского района Валерий Леонидович Минков. Мастеру народных художественных ремесел доверяют заказы особой важности: неоднократно он вырезал сувениры для глав государств и высокопоставленных лиц.

"Делал для президента Лукашенко ларец, в который клали старинный Ветковский рушник. Глава нашего государства приезжал в нашу область с визитом в рамках годовщины аварии на ЧАЭС, тогда ему мою шкатулку и вручили", – вспоминает важный эпизод в своей творческой карьере Валерий Леонидович. Тогда мастеру пришлось в сжатые сроки делать уникальный эксклюзивный ларец из липы определенного размера, формы, веса.

Опытный резчик по дереву из Добрушского района Валерий Леонидович Минков вырезал сувениры для президента Лукашенко
Опытный резчик по дереву из Добрушского района Валерий Леонидович Минков вырезал сувениры для президента Лукашенко

"Это мой не первый и не последний подарок нашему президенту. Одному из руководителей я делал миниатюрный човен. А для нынешнего зампреда Совбеза России и бывшего президента Дмитрия Медведева вырезал особый подарок давно. Для Путина тоже подарки брали, а уж передали или нет не знаю", – рассказал ремесленник.

На фестивале он вырезает персонажа сказки "Петух и жерновцы" и охотно пересказывает ее содержание: "У петушка, который жил у дедушки, были волшебные жернова, из которых, как из рога изобилия, выходили караваи, баранки, конфеты, рыба. Пан эти жерновцы отобрал, а петушка захотел утопить, но петушок его обхитрил и отомстил".

Мастер признался, что перечитал почти все известные сказки, ведь у него 11 внуков. Поэтому "Петух и жерновцы" посчитал не такой популярной, а значит и персонажа никто из участников фестиваля не повторит. Так и вышло: разобрали всех зайчиков, медведей и богатырей, а петушком заинтересовался только он. С собой на фестиваль Валерий Леонидович привез три чемодана инструментов, среди которых раритетная стамеска 60-х годов прошлого столетия. Но самыми главными и незаменимыми инструментами для творца он считает руки и голову.

У каждого участника фестиваля был свой эскиз, который они держали в секрете
У каждого участника фестиваля был свой эскиз, который они держали в секрете

Александр Зеро из деревни Березина Житковичского района – потомственный ремесленник. К столярному делу питает слабость еще с детства, он часто наблюдал за работой своего деда-бочкаря.

"По материнской линии дед был столяром. К нему всей деревней приходили делать окна, резные наличники, двери. Память о дедушке увековечена в Беловежской пуще: вся резьба, домики – дело рук заслуженного мастака Беларуси, моего родственника", – с гордостью говорит Александр Викторович.

Работа мастера Александр Зеро из деревни Березина Житковичского района по мотивам сказки "Сестрица Аленушка и братец Иванушка"
Работа мастера Александр Зеро из деревни Березина Житковичского района по мотивам сказки "Сестрица Аленушка и братец Иванушка"

У него на фестивале деревянных скульптур в работе Аленушка с братцем-козленочком. Еще нужно на одежде девушки вырезать красивый орнамент и сделать лицо более молодым и красивым, а козленочка окружить травой. Если что-то неожиданно отвалится, можно приклеить, признается мастер, но лучше работать максимально профессионально и не допускать дефектов.

Художник-оформитель из Минска Александр Серченя не стремится к совершенству – в дефектах находит особый шарм, с оговоркой, что это касается только материала, с которым работает мастер.

"Я стараюсь в самом бревне увидеть что-то уникальное и необычное. Да, стволы все одинаковые, цилиндрической формы, но я люблю брать в работу дерево с природными изъянами: сучками, трещинками, неровностями и потертостями. Тогда у меня возникает образ и мне работать интереснее", – рассказал о своем авторском стиле художник, который на фестивале вырезает Добрыню со щитом и копьем, на котором появится серебряный наконечник с флагштоком. В ветреную погоду по задумке автора флажок будет "оживать".

Участник фестиваля из Гомеля Виктор Россолов вырезает пастушка – всенародного любимца, веселого и смелого персонажа многих сказок. Самое сложное – рот, его он аккуратно выводит карандашом, после чего с ювелирной точностью стоматолога автор наградит паренька роскошной улыбкой.

Виктор Россолов вырезает пастушка – всенародного любимца, веселого и смелого персонажа многих сказок
Виктор Россолов вырезает пастушка – всенародного любимца, веселого и смелого персонажа многих сказок

Виктор Алексеевич с ностальгией вспоминает годы учебы в Гомельском художественном училище, сейчас его переименовали, а некогда популярные специальности упразднили.

"Раньше в училище была резьба по дереву, соломка, а сейчас оставили только лозоплетение, и это направление, возможно, скоро закроют, не востребовано сейчас все это. Это в советское время ценили и уважали ручной труд. Уйдем мы и неизвестно, будут ли у нас последователи. Но никакой искусственный интеллект, скажу я вам, не заменит тепло человеческих рук", – уверен ремесленник.

Ремесленник Виктор Россолов
Ремесленник Виктор Россолов

Деревянными ложками, досками, тарелками, гномиками, аистами, медведями уже мало кого удивишь, считает Виктор Алексеевич, и приводит примеры своих необычных работ, самые объемные и креативные отправились к олигархам и ценителям нестандартных решений.

"После урагана под Гомелем от нескольких сосен остались пни, мне предложили вырезать из них скульптуры, чтобы облагородить местность. Получилась необычная креативная арт-композиция, где угадываются силуэты мужчины и женщины, но они абстрактные. Один из обеспеченных людей их случайно увидел и заказал себе такие же. Несмотря на дорогостоящую транспортировку в другую страну, скульптуры уехали", – рассказал ремесленник.

Фестиваль деревянных скульптур в Гомеле
Фестиваль деревянных скульптур в Гомеле

Еще один недорогой, но необычный заказ поступил к нему от влюбленного мужчины. Для дамы сердца он заказал портрет из дерева.

"Портрет красивый получился, волосы я вплел в цветы, и пока вырезал у них еще любовь была, а после вручения подарка вскоре пара рассталась", – бывает и такое, разводит руками мастер.

Заказов у белорусских ремесленников, со слов Россолова, хватает, и условия для работы от государства приемлемые. Обидно одно, отмечает мастер, что на людей ручного труда уже не смотрят с обожанием, как раньше, да и азы мастерства практически некому передавать: молодежь неохотно идет в подмастерья, боясь клише "работяга".