Найти в Дзене

Фраза «Мы не ссоримся» — это красный флаг?

Конфликты в отношениях неизбежны, поскольку каждый человек обладает уникальным внутренним миром и мыслями. Так или иначе, мнения могут не совпадать, и тогда может возникнуть ссора. Поэтому фраза "Мы не ссоримся" действительно может насторожить. Однако я думаю, что эта фраза не всегда стопроцентный сигнал о скрытых проблемах в семье. Всё зависит от того, какой смысл в неё вкладывает сказавший её человек. А смыслов может быть: — "Сколько хочешь..." А если серьёзно, то что обычно понимается под словом «ссора»? Вероятно, подразумевается нечто негативное, нездоровое, пугающее — неконструктивный конфликт, которому характерен эмоциональный взрыв, сопряжённый с обвинениями, требованиями и манипуляциями, когда человек действует импульсивно, не задумываясь о последствиях своих слов и поступков. В некоторых семьях конфликты воспринимаются именно так и никак иначе. Как следствие, конфликты там запрещены, табуированы. Фраза "Мы не ссоримся" в этом случае — признак страха. Страха узнать что-то новое

Конфликты в отношениях неизбежны, поскольку каждый человек обладает уникальным внутренним миром и мыслями. Так или иначе, мнения могут не совпадать, и тогда может возникнуть ссора. Поэтому фраза "Мы не ссоримся" действительно может насторожить. Однако я думаю, что эта фраза не всегда стопроцентный сигнал о скрытых проблемах в семье. Всё зависит от того, какой смысл в неё вкладывает сказавший её человек. А смыслов может быть: — "Сколько хочешь..."

Кадр из фильма "Самая обаятельная и привлекательная", 1985
Кадр из фильма "Самая обаятельная и привлекательная", 1985

А если серьёзно, то что обычно понимается под словом «ссора»? Вероятно, подразумевается нечто негативное, нездоровое, пугающее — неконструктивный конфликт, которому характерен эмоциональный взрыв, сопряжённый с обвинениями, требованиями и манипуляциями, когда человек действует импульсивно, не задумываясь о последствиях своих слов и поступков.

В некоторых семьях конфликты воспринимаются именно так и никак иначе. Как следствие, конфликты там запрещены, табуированы. Фраза "Мы не ссоримся" в этом случае — признак страха. Страха узнать что-то новое друг о друге, способное разрушить старый уклад жизни или повредить хрупкую иллюзию «идеальной семьи».

Однако здоровые отношения вовсе не значат, что нужно избегать конфликтов и извиняться за своё отличающееся мнение, ощущая себя виноватым.

На самом деле конфликт может быть и полезным. Проживание конфликта является главным «тренажёром» для сепарации, который позволяет научиться говорить: "Я уважаю тебя, но я — другой, и моё мнение имеет право на существование". Что интересно, после подобных разговоров не возникает чувства подавленности и вины; даже наоборот, появляется ощущение понимания (Ольга Турышева, Марина Ремпель). Это если, конечно, родители сами сепарированы и способны не вовлекаться в бурную эмоцию взрослеющего ребёнка — устойчивые родители не станут переходить на оскорбления или обвинения ребёнка в его переживаниях (Вероника Хлебова).

Важное в конфликте — понять друг друга и найти решение проблем. Это когда человек, даже в споре, остаётся сотрудничающим, слышащим, умеющим сдержать свои аффекты и верящим в благоприятный исход ссоры (Виктория Дубинская). Он не забывает о ценности отношений, сознательно выбирает сохранить самообладание, не вовлекаться в импульс и несёт ответственность за свои слова и действия.

Теперь вернёмся к рассматриваемой фразе. Повторюсь, всё зависит от того, какой смысл вкладывается:

  • Если под «ссорой» подразумевается отсутствие любых разногласий, то это и есть тот самый красный флаг. Под фразой имеется в виду мысль: "У нас никогда нет конфликтов, мы же все одинаковые", подсказывающая, что сепарация не завершена, отношения держатся на слиянии, на подавлении чувств и отрицании реальности.
  • Если же «ссора» понимается как аффект, агрессия, эмоциональный взрыв с оскорблениями, то фраза приобретает смысл: "Мы не агрессируем" — а такое отсутствие аффектов может быть признаком зрелых, здоровых отношений, в которых люди научились разрешать разногласия конструктивно, без разгорания крупных скандалов.

Поэтому домысливать и спешно навешивать ярлык «красный флаг» на каждую подобную фразу — не совсем хорошая идея. Важно задавать вопросы собеседнику, уточнять смысл, чтобы понять, о чём идёт речь: об эмоциональной незрелости в его семье или же зрелой культуре конструктивного конфликта. Не менее важно понять, как он сам к этому относится.